«Происхождение видов» от Себастио Сальгадо: Знаменитый бразильский фотограф представил в Москве свою выставку «ГЕНЕЗИС».
« НазадФото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Текст: Мария Дубинская
Себастио Сальгадо – великий современник. Его называют Картье-Брессоном наших дней. Хотя – нужны ли вообще сравнения? Для людей, которые действительно разбираются в фотографии и любят этот вид искусства, оба имени, можно сказать, священны.
На днях знаменитый бразильский фотограф посетил Москву, где в рамках XI Фотобиеннале открыл свою выставку «Генезис» и провёл творческую встречу, собрав в Мультимедиа Арт Музее полный зал восторженных поклонников: забиты были даже лестничные пролёты на нескольких этажах.
И такой ажиотаж оправдан.
Выставка открыта в Музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов до 17 мая. Время работы: Вторник-четверг: с 12:00 до 20:00; пятница: c 12:00 до 21:00; суббота-воскресенье: с 11:00 до 19:00. Изменения графика работы отслеживать можно вот здесь.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея на Остоженке, где проходил творческий вечер Себастио Сальгадо, вела себя точно так же, как и сотни поклонников таланта знаменитого бразильца.
Сегодня, когда фотографируют, наверное, даже не миллионы, а миллиарды людей, сложно «удивить картинкой». Мы картинками – в том числе невероятно талантливыми, красивыми, эффектными - пресыщены.
И не только потому, что фотокамеры и технологии обработки снимков перестали быть чем-то незаурядным и давно доступны даже детям, но и потому, что одарённых среди нас на самом деле очень много - стоит только заглянуть на часок-другой на серьёзные тематические порталы, посвящённые фотоискусству, как начинаешь понимать это.
Словом, чтобы прослыть гениальным, да ещё и при жизни, требуется некий таинственный дополнительный ингредиент – назовём это «печатью Бога».
Лишь при её наличии – при такой вот «визе» свыше – отпечаток окружающей действительности становится исключительным. А ещё, конечно, необходимо большое везение.
Снимки Сальгадо облетели весь мир.
То, что делает фотограф Себастио Сальгадо – кстати, экономист по образованию – это обыкновенное чудо. Высокое искусство.
При том, что он, прежде всего, репортажник, то есть мизансцену заранее не выстраивает.
Его сюжеты - в основном - лишены какой бы то ни было постановочности; это просто жизнь – такая, какая она есть.
Однако, в его ловушку попадают поразительные мгновения.
Его фотографии отличаются мастерством непостижимого уровня.
И это несмотря на то, что порой ему приходилось и приходится работать в немыслимых условиях.
Сотрудничая с такими известными фотоагентствами как Sygma и Gamma, а также с культовым Magnum, создав в 1994 году собственное агентство Amazonas Images, он объездил все климатические зоны, более 120 стран, и видел всё: это касается как различных процессов в человеческом социуме, так и природных явлений.
Нефтяные вышки, чайные плантации, золотые прииски, войны, бунты и демонстрации, беженцы, дикие племена, животные в их естественной среде обитания, огнедышащие вулканы, сметающие всё на своём пути ливни…
Изображение окружающей действительности в исполнении Сальгадо – почти всегда шедевр.
А если и не шедевр – то снимок, безупречный по композиции и колоссальный по содержанию и энергетике.
В профессии – он ас, гуру. А ещё, Себастио – очень хороший человек.
В усадьбе Муравьёвых-Апостолов на открытии выставки "Генезис" негде было яблоку упасть (фото сверху). Однако ажиотаж вокруг творческой встречи с Сальгадо в Мультимедиа Арт Музее был ещё больше (фото ниже).
В последние тридцать лет в своём творчестве он глубоко исследует глобальные проблемы, перед лицом которых оказалось человечество: нищета, войны, голод, неравное распределение ресурсов, миграционные процессы, вырубка лесов и загрязнение природы, исчезновение животных…
Совершенно удивительная история связана с его экологической деятельностью.
В конце 1990-ых вместе со своей супругой Лелией фотограф занялся грандиозным по масштабу проектом возрождения лесов в Бразилии.
Лелия и Себастио женаты уже более 40 лет. Супруга верный помощник во всех начинаниях фотографа и зачастую вдохновляет его на самые невероятные проекты.
По наследству он с женой получил огромную территорию, расположенную вдоль атлантического побережья.
Она была опустошена: гигантское количество видов растений было изничтожено, часть животных погибла, часть отсюда сбежала. Это была, фактически, мёртвая земля.
«Себастио, мы посадим здесь новые деревья, сказала мне однажды Лелия. И мы с головой бросились в эту авантюру, не имея на этот счёт никаких мыслей, не представляя даже, сколько может стоить один саженец и где вообще можно купить новые деревья» - рассказывает Сальгадо в своей биографической книге «Соль Земли», которая вышла вслед за одноимённым фильмом режиссёра Вима Вендерса.
В 2014 году картина получила приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, в прошлом году номинировалась на премию «Оскар», а также получила главную французскую кинонаграду «Сезар» в разделе документального кино.
Сумасшедшую идею Сальгадо поддержали банки, фонды, частные организации, но сперва пришлось преодолеть множество препятствий – затею считали откровенным бредом.
Однако в итоге в 1999 году были высажены два миллиона деревьев более трёхсот видов!
К ноябрю 2000 года они подросли на 70 сантиметров.
Сам Себастио называет случившееся «осуществлённой утопией». А Лелия говорит так: «Это наш младенческий лес. Но уже лес!».
Сегодня Себастио и Лелия уже сами снабжают саженцами многочисленные экологические программы в Бразилии – ежегодно выращивают в созданном ими хозяйстве более миллиона различных деревьев. Кроме того, они учредили Институт Земли.
«Воссоздавая лес, мы воссоздавали цикл жизни. Возрождённая нами земля стала чуть ли не более красивой, чем в годы, когда я был мальчишкой!
Сюда вернулось множество животных. Даже ягуар, самое крупное животное из биологической цепи питания. Если появился он, значит, цепь питания сформирована» - рассказывал Себастьян.
«Земля преподала нам потрясающий урок человечности. Я понял, что все мы составляем часть одного ансамбля.
Например, наблюдая за игуаной, заметил, что её передняя лапка напоминает руку средневекового воина.
Чешуйки её кожи заставили меня вспомнить о кольчуге, под которой я узнавал пальцы, подобные моим собственным! И я сказал себе: да мы же с этой игуаной родственники!”
Над своим проектом «Генезис» - то есть «Происхождение» - который и представлен в рамках Фотобиеннале-2016 в усадьбе Муравьёвых-Апостолов, он работал 8 лет.
Финансист Кристофер Муравьёв-Апостол, потомок знаменитого дворянского рода, проживает в Бразилии и близко дружит с Себастио Сальгадо и Лелией. Неудивительно, что площадкой для выставки "Генезис" в Москве стала родовая усадьба Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.
Все эти годы Сальгадо путешествовал по нетронутым цивилизацией уголкам мира и наблюдал за жизнью скрытых от глаз городского обывателя сообществ.
Его фотоэссе – попытка привлечь внимание общественности к проблеме сохранения первозданных земель, где люди, звери и птицы живут так, как и было задумано Создателем.
Галапагосские острова, Камчатка, Мадагаскар, джунгли Индонезии, пустыня Калахари, Аляска, Антарктида, Ямал, острова Врангеля — всего 32 географические точки и огромное количество снимков.
Для «Генезиса» были отобраны 245.
«Я окончил репортажи для "Генезиса", когда мне было почти 70 лет. Проект изнурил меня физически.
Мне много чего пришлось пережить - суровые климатические условия. От самых жарких до самых холодных, от самых влажных до самых засушливых, а главное, я прошёл пешком колоссальные расстояния.
Подводя итоги уникального опыта, который мне подарила моя работа, я понял вот что: ментальное получает благость, а физическое – наказание.
По прошествии восьми лет я был страшно изнурён, но внутренне словно возродился».
«Вообще, путешествуя по миру, я всегда стремился показать людей в их достоинстве...
Чаще всего они – жертва жестокости, жертва внешних событий. Я снимал их, когда они теряли свой дом, когда были свидетелями убийства своих близких, иногда даже детей.
В большинстве случаев они не имели никакой вины и не заслуживали ни одного из несчастий, выпавших на их долю.
Я делал свои снимки потому, что хотел, чтобы во всём мире знали об этом. Это моя точка зрения, но я никого не заставляю смотреть эти фотографии.
Моя цель не в том, чтобы преподать урок, не в том, чтобы вызвать своими снимками какое бы то ни было чувство сострадания.
Я снимал и снимаю потому, что имею моральное, этическое обязательство делать это.
Меня могут спросить: что такие мораль в такие поворотные моменты? Что такое этика для меня?
Это вот что: в момент, когда я нахожусь перед кем-то, кто умирает на моих глазах, я принимаю сложное решение, нажать или нет на спуск моего фотоаппарата…».