На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

"Пантомима цвета": Выставка к юбилею художника Валерия Волкова.

« Назад

16.06.2018 13:49

Летний сезон столичная галерея ARTSTORY открывает выставкой Валерия Волкова «Пантомима цвета», которая пройдёт с 14 июня по 29 июля 2018 г. и приурочена к 90-летию известного художника.

Ретроспективный проект включит живопись и графику, начиная с 1950-х годов и до наших дней из коллекции семьи художника; собраний Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» и Фонда Марджани; частных коллекций.

Адрес галереи ARTSTORY: Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»). Работает ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный. Тел. 8 495 650 13 43. info@art-story.com

 

В_Волков_Дама_с_собачкой_1968_Х_м_88_109

 

Ритм цветовых и световых пятен, музыка, образы, связанные с природой и культурой Востока, портрет и автопортрет, восточная тишина и созерцательность – основные темы и мотивы произведений Валерия Волкова.

Многие работы построены на принципах направления, которое сам художник определяет как «Realisme Non-Figuratif» («нефигуративный реализм»).

Интересно, что за каждой картиной стоит определённая история и реальные впечатления.

 

6 В_Волков_Три_граната_2009_Х_м_180_120_Музей_Новый_Иерусалим

 

Валерий Александрович Волков – член художественной династии Волковых, у истоков которой стоял великий мастер Александр Николаевич Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы».

Через искусство отца Валерию Волкову открывались как достижения авангарда, так и классики, а дар особой восприимчивости и собственное видение позволили художнику развить их в своём творчестве.

Не без влияния «Гранатовой чайханы» родилась формула Валерия Волкова: «Пластическое равно духовному».

На протяжении всей жизни Волков ориентируется, как на одну из вершин в искусстве, на это великое произведение.

 

1503489661_224917_383424155038787_1243738134_n-kopiya

Династия Волковых. Слева-направо: Андрей Александрович (сын А. Волкова), Валерий Александрович и Александр Александрович. Фото с сайта mytashkent.uz

 

Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял так называемую «бригаду Волкова», Валерий Александрович, как старший сын, встал во главе «второй бригады Волкова» – уникального явления для 1960-70 гг.

В эту вторую ташкентскую «бригаду» входили его младший брат, живописец и скульптор Александр Волков, живописец Евгений Кравченко и скульптор Дамир Рузыбаев.

Многие интересы Валерия Волкова становились общими для группы, особенно это касалось увлечения искусством «русского парижанина» Николя де Сталя, главными для которого были цвет и свет.

 

В_Волков_Туркменки_Конец_1980_х_Бум_гуашь_31_46

 

Первыми зрительными впечатлениями детства Валерия Волкова стали работы его отца и пейзажи Ферганской долины.

Истоки живописи В. Волкова – в Азии его детства. Художник по-настоящему любит землю, на которой он родился – в Фергане в 1928 году – и даже после переезда в Москву в 1966 году он долгое время продолжает туда возвращаться и не перестаёт работать над среднеазиатскими мотивами.

С отцом художник ведёт разговор на протяжении всего своего творческого пути, по его искусству сверяя своё. Главным для него становится не сам предмет, а передача чувств, которые он вызывает.

На холст он проецирует окружающий мир с помощью цвета как формообразующего начала. Цвет в полотнах становится практически единственной основой изображения, а цветовые пятна создают движение и особый ритм.

Можно сказать, что в методе Волкова предметный мир становится поводом для цветового пятна. Это и пламенеющее охрой в синем сумраке лицо «Цыганки» (2011), и наполненный динамикой «Натюрморт с собакой Пиф» (1975).

 

В_Волков_Цыганка_2011_Х_м_ 80_60

 

Валерий Волков некоторое время учился в Ташкентской художественной студии при Союзе художников у Михаила Фёдоровича Шемякина (ученика и последователя Валентина Серова и Константина Коровина, великолепного портретиста).

К портрету Волков обращается на протяжении всего творческого пути, считая, что «величайшие создания живописи связаны с человеком». А через автопортреты художник, кажется, раскрывает всю палитру драмы человеческого существования.

Формат, композиция, лучшие черты русского реалистического портрета, стилистика модернизма и, в частности, экспрессионизма, общее настроение портретов «Серебряного века» присущи некоторым работам Волкова, и прежде всего они проявились в портретах жены художника – Светланы Завадовской (русской француженки, дочери известного востоковеда Юрия Завадовского).

Немалое влияние на художника оказывают встреча с Марком Шагалом и дружба с Андре Ланским, ещё одним ярким представителем «парижской школы», которого Николя де Сталь называл своим учителем.

Валерий Волков познакомился с ним во время первой поездки с женой в Париж в 1966 году.

 

В_Волков_Большой_Каир_Ночные_арабески_1988_1989_Х_м_135_180_Музей_Новый_Иерусалим

 

Живопись Волкова то фигуративна, то полуабстрактна, то абстрактна.

Традиции русского авангарда, культура Запада и, главное, Востока вторгаются в красочную палитру мастера яркой декоративностью, задавшей эмоциональный тон его живописи.

Никогда не прерывая связей с фигуративным искусством, к абстракции художник обращается в начале 1960-х годов. Сам он объясняет это обращение парадоксальным стремлением «шире увидеть реальность».

Тем не менее, главными в творчестве остаются вечные темы из народной жизни Востока: образы бродячих актёров, клоунов, канатоходцев…

 

В_Волков_Ташкент_1965_Картон_ масло_63_93

 

Музей «Новый Иерусалим» предоставил для выставки «Пантомима цвета» из своего обширного собрания работ семьи Волковых, три основополагающие вещи Валерия Волкова, которые характеризуют важные периоды его творчества: «Три граната» (2009г.), «Большой Каир» (1988); «Возвращение домой» (1985г.).

На протяжении всей жизни Валерий Александрович Волков вместе со своим младшим братом – Александром Александровичем Волковым и племянником – художником Андреем Волковым – продолжают дело увековечивания памяти великого мастера – Александра Николаевича Волкова. Это и выставки, и публикации книг, каталогов, подборок стихов Александра Николаевича с научными комментариями и воспоминаниями.

 

DSC_7503

Валерий Александрович Волков (справа).

 

СПРАВКА:

 

Валерий Александрович Волков – живописец, художественный критик, теоретик искусства. Член Союза художников СССР. Родился в 1928 году в Фергане, Узбекистан.

Учился в Ташкентском художественном училище и в Ташкентском университете на искусствоведческом отделении. C 1949г. – постоянный участник отечественных и международных выставок. До 1966 г. жил и работал в Ташкенте, затем переехал в Москву.

С 1966 г. – творческие поездки во Францию, Италию, Англию, Турцию, Египет, США. В 1970-1980 гг. – преподаватель живописи и композиции Московского художественного училища (МОХУ) памяти 1905 года.

С 1993 по 1998 год – художественный руководитель факультета живописи Института Художественного Творчества. Произведения В.А. Волкова находятся в ГТГ, ГМИНВ, Музее искусств им. И.В. Савицкого, Музее искусств Ташкента, музеях Архангельска, Запорожья, Новокузнецка, Ферганы, Самарканда, музее «Новый Иерусалим», галерее «Грегори», в частных коллекциях России, Франции, Италии, Англии, Египта, Канады, США, Австралии, в Музее искусств Зиммерли.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: