Музей Мельникова: Как дом в экспонат превратился
« НазадФото с сайта http://moscowwalks.ru/
Текст: Елена Широян, искусствовед.
Фото: пресс-служба Дома-мастерской Константина Мельникова; http://moscowwalks.ru/; http://www.archnadzor.ru
В Москве стало одним музеем больше. Казалось бы, так ли это важно на фоне сотен других столичных музеев, грандиозных и камерных, государственных и частных? Ан нет, это событие из ряда вон выходящее. Впервые музеем стал памятник архитектуры авангарда. Наконец открыт публике легендарный и многострадальный дом гениального зодчего Константина Мельникова (1890-1974).
Уже почти год он является филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Сооружение числится объектом культурного наследия федерального значения, признано памятником архитектуры мирового уровня, а имя его автора упоминается практически во всех справочниках по истории зодчества, изданных в разных странах.
Построенный в 1927-29 годах дом-мастерская Константина Мельникова – выдающийся памятник XX века, возведенный одним из ярчайших творцов конструктивизма. Этот архитектурный стиль возник в России 1920-х, вскоре поразил Запад благодаря участию наших зодчих, прежде всего самого Мельникова, в международных выставках.
По сию пору конструктивизм остается объектом восхищения во всемирном арх-пространстве и будоражит умы.
Но есть и повод для тревоги: такие сооружения зачастую возводились из недолговечных материалов, в советский период им не уделяли должного внимания, не считая их ценными, и теперь многие из них находятся на грани разрушения.
Не избежал такой участи и шедевр Мельникова, даром что новаторские методы архитектора и уникальный художественной образ, созданный им, поставили это нестандартное здание в ряд самых известных жилых строений Москвы ХХ века.
Новый музей был учрежден приказом Минкультуры РФ от 27 февраля 2014 года в целях исполнения завещания Виктора Мельникова, сына советского архитектора Константина Мельникова.
Но это завещание стало и камнем преткновения, вызвав судебные тяжбы между наследниками, а также их противостояние с известным и авторитетным госмузеем…
В год своего 80-летия, а оно выпало на август-2014, Музей архитектуры, или МА, оказался в центре внимания, однако вовсе не из-за юбилея. Тогда в новую стадию перешло противостояние между музеем, которому государство вверило шедевр русского авангарда - Дом Мельникова, и внучкой великого зодчего.
Она долго не позволяла сотрудникам МА войти в уникальное здание и приступить к его музеефикации. Лишь в августе лед тронулся…
В доме-памятнике наконец стал возникать музей, но на МА посыпались, да и по сей день сыплются упреки со стороны ревнителей как архитектурного наследия, так и этики. Обидно, что даже теперь, когда в дом зодчего уже пришли посетители, почти ни одна публикация не обходится без рассказа о перипетиях «захвата» знаменитого здания.
Экспериментальный дом-мастерская Мельникова – весьма солидный музейный объект. Три этажа, соединенных винтовыми лестницами, 250 квадратных метров площади, терраса на крыше плюс сад. И двор, и сад – образец ландшафтного дизайна эпохи авангарда -- тоже скоро откроют для горожан.
Их взглядам предстанет истинный шедевр: два цилиндра разной высоты, на треть врезанные друг в друга, создают неповторимую объемно-пространственную композицию.
Округлые стены дома «пробиты» рядами окон-шестигранников, напоминающих соты. Вкупе с гигантским прямоугольным окном-витражом от пола до потолка, выходящим на фасад, они пропускают внутрь здания настоящую феерию света.
Открытия музея Мельниковых Москва ждала с нетерпением, а за дом развернулась нешуточная борьба. Дело в том, что инициатива создания там музея исходила не «сверху», от государства, а от одного из владельцев.
С 1974 года, после смерти зодчего, хранителем Дома (с заглавной буквы!) стал его сын – живописец Виктор Константинович Мельников. Он желал превратить отчий дом в музей и весь его, вплоть до мелочей обстановки, передать России: и здание, и архив отца, и коллекцию своих работ. Однако не все в семье были готовы исполнить волю, выраженную в завещании.
Сейчас не хочется вспоминать, как год из года сотрудников МА буквально не пускали на порог здания, находящегося в их оперативном управлении...
К счастью, всего за три месяца музейщики смогли частично воссоздать мемориальную обстановку дома. Сумели и расставить акценты так, что сразу заметно уникальное архитектурное решение Дома.
Снаружи он весьма оригинален и резко отличается от всех своих соседей по арбатским переулкам – и от старинных усадеб в силе классицизма, и от доходных домов начала ХХ века, и от советских «башен». Но самое удивительное в доме-особняке, безусловно, геометрия внутреннего пространства. Именно оно теперь стало наконец доступно, и каждый сюда входящий будет заново открывать его.
Такого ощущения легкости, воздушности, простора не сыщешь и во дворцах, разве что в готических храмах! Особенно поражает огромная мастерская: высота потолка в ней – пять метров, а многочисленные окна делают ее весьма нарядной, так как создают узор на стенах, а заодно и наполняют все пространство мощными потоками света. И эта главная в доме комната – истинная загадка: в мастерской вообще не появляется тень.
Но и другие комнаты, будто и впрямь в королевской резиденции, увешаны бесчисленными картинами – тут семейные портреты и штудии натуры, исторические сцены, пейзажи … Правда, в отличие от придворных живописцев, Константин и Виктор Мельниковы выбирали сюжеты на свой вкус.
А еще тут фотографии, слепки с античных скульптур, старинная мебель, даже иконостас – на этом фоне и проходила жизнь архитектора и его родных. Всё это, включая посуду и прочие бытовые вещи, сегодня воспринимается как приметы истории. Интерьер сообщает об эпохе не меньше, чем о своем хозяине.
А можно «копнуть» еще глубже и удостовериться в оригинальности мышления Мельникова-инженера, тому пример – автономная система отопления, основанная на циркуляции воздуха.
В частично воссозданной мемориальной обстановке много любопытных деталей, среди них – ванна, привезенная из Парижа. По легенде, вокруг нее и был выстроен Дом, почти не имеющий внутренних перегородок…
Кстати, прославленный в 1920-е годы зодчий был единственным, кто в советское время получил разрешение построить частный дом в центре столицы. А по уровню «достижений» его творение сопоставимо в Москве с таким безусловным шедевром, как особняк Рябушинского от великого Федора Шехтеля.
Но если тот – шедевр эпохи модерна, хотя тоже своего рода эксперимент, то Константин Мельников, строя дом для своей семьи с мастерской для себя, творчески развивал стиль конструктивизма. На этом проекте зодчий испытывал идею круглого дома, которую планировал использовать и для общественных сооружений.
В конце 1920-х годов Мельников задумывал свой проект как образец домов-коммун: внизу - жилые комнаты, вверху - рабочие помещения. Но не вышло – период НЭПа закончился, и на частные владения был наложен запрет.
Позже сам архитектор говорил, что возвел для себя и своей семьи "башню из слоновой кости". В дальнейшем Мельников, с начала 30-х попавший в опалу, найдет новое определение: "мастерская нереализованных проектов"...
Необычный дом станет последним воплощенным проектом мастера. Спустя десятилетия западные искусствоведы назовут здание шедевром советского авангарда. Дом Мельникова - это один из самых интересных примеров в истории мировой архитектуры, где одно пространство трансформируется в другое.
Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых – это не только жилое здание в Кривоарбатском переулке. В стенах дома, где почти восемь десятков лет жили и без устали трудились два ярких художника, хранится и невероятное множество артефактов…
В описи сохранившихся предметов аутентичной обстановки Дома, где более 5 тысяч различных вещей и артефактов, как куратор участвует Елена Мельникова, дочь Виктора Мельникова.
В недалеком будущем во владениях МА на Воздвиженке, а именно в Домике садовника при усадьбе Талызиных, откроется экспозиция проектных эскизов, чертежей, фотодокументов, рисунков и картин – словом, всех граней творческого наследия отца и сына.
Это колоссальное собрание, хотя и стоящее особняком, будет на равных с другими фондами МА. Напомним, что среди миллиона его экспонатов особенно ценная часть – архитектурная графика, включающая гигантские листы с проектами Дворца Советов, московского метро и «семи сестер» -- высоток. Работы мастеров советского авангарда и 1930-50-х годов считаются сердцем коллекции МА.
Более того, Музей архитектуры планирует полностью опубликовать архивы Константина и Виктора Мельниковых, создав специальный сайт в интернете. «Наша цель – максимальная доступность наследия двух выдающихся мастеров и для специалистов, и для широкой публики. Открытие Дома - только первый шаг в этом направлении», -- говорит Павел Кузнецов, директор Музея Мельниковых.
Уже в первые дни декабря в Экспериментальный дом-мастерскую Константина Мельникова, расположенный близ Старого Арбата, пришли первые посетители. Пока их принимают в гомеопатических дозах – по пять человек в день, по предварительной записи на сайте МА.
Это тестовый режим: предосторожности связаны с тем, что дом очень хрупкий; за ним давно установлен контроль, дабы отследить все подвижки в его техническом состоянии. Не случайно здание было включено в список ста мировых шедевров, которым грозит разрушение.
Реставрация – это лишь вопрос времени, но ее нужно тщательно продумать и подготовить. Поэтому вплоть до начала научной реставрации Дома продлится тестовый режим, а на весну намечено более пристальное обследование Дома и земельного участка.
Дом Мельникова стоит в ряду замечательных сооружений конструктивизма, которых в Москве немало. Среди них есть и другие постройки этого зодчего, как клуб имени Русакова и «Каучук» или Бахметьевский гараж.
Другим авторам принадлежат прославленный Дом Наркомфина и Шуховская башня. Всё это – вехи борьбы за спасение наследия, которую, как подчеркнула директор Музея архитектуры - академик Международной академии архитектуры Ирина Коробьина, музей не прекращает с момента своего основания. Воплощением ее и стал филиал МА – музей Константина и Виктора Мельниковых.