На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Антиквары против дизайнеров: В отеле «Метрополь» обсудили «варварскую эклектику» и «любование вещами».

« Назад

12.04.2017 17:29

Текст: Мария Дубинская

Фото: Алекс Лунг, архив отеля "Метрополь"

 

В отеле «Метрополь» состоялся интереснейший круглый стол «Тайны интерьера: антиквариат, традиция и новаторство».

В дискуссии, которая получилась весьма эмоциональной, приняли участие ведущие российские антиквары, дизайнеры интерьера, архитекторы и музейные работники.

Кроме того, состоялась презентация новой экспозиции «Высокий интерьер XVIII – середины XX веков» в Metropol Gallery, которую провёл известный столичный антиквар, эксперт-консультант по формированию частных коллекций, преподаватель Международной школы дизайна и Высшей школы реставрации РГГУ Виктор Музыка.

 

DUB_1548

Работа Лукаса Кранаха Старшего, относящаяся к XVI веку, является одной из жемчужин выставки в Metropol Gallery.

 

«Идея композиции новой экспозиции связана с нашим желанием продемонстрировать то, как с вещами обращаются непосредственно антиквары.

Мы не дизайнеры и у нас есть собственное отношение к предметам и к пониманию того, как они должны сочетаться в пространстве.

Ключевое отличие подхода антиквара – это абсолютный вещизм. Невероятная любовь к живописи и к отдельным предметам.

Когда существуют два противоположных по стилистике предмета, которые в интерьере совершенно не вяжутся друг с другом, антиквар всё равно постарается что-нибудь придумать и сделать так, чтобы они располагались рядом, потому что он исходит из необходимости любования вещами, а не из чего-то иного» - отметил Виктор Музыка.

 

DUB_1467

Виктор Музыка объяснил, что антиквары в своей работе так стараются "объединить необъединяемое", поскольку исходят, прежде всего, из необходимости любования вещами, а не из чего-то ещё.

DUB_1553

Фигура "Сидящая обнажённая" была выпущена на знаменитой фарфоровой мануфактуре в немецком городе Мейсен. Относится примерно к 1939-1940 году. Любопытная деталь: когда завод оказался на территории ГДР, советские власти утвердили этот образец красоты, признанный в Третьем Рейхе, в качестве образца красоты в СССР, и всячески повторяли и тиражировали. Присмотритесь, очень узнаваемо.

 

В экспозиции представлены произведения искусства XVIII – середины XX веков: Петровский стол начала XVIII века, кушетка из покоев императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце по эскизу архитектора Монигетти и ее портрет, исполненный шотландской художницей Кристиной Робертсон, акварель знаменитого художника Владимира Гау.

 

DUB_1532

Антиквар Владимир Музыка рассказывает об акварели знаменитого Владимира Гау.

DUB_1572

 

К числу жемчужин выставки относится один из четырёх вариантов картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», а также работа Лукаса Кранаха Старшего, датированная XVI веком.

 

DUB_15431

В экспозиции представлен один из четырёх вариантов знаменитой картины "Грачи прилетели" Алексея Саврасова.

 

Особое внимание также приковывают к себе произведения второй половины XX века: датские дизайнерские кресла 1950-х годов, коллекция малой бронзовой пластики Эрнста Неизвестного, авторская ваза Ленинградского фарфорового завода «30-летие Октября», картины Оскара Рабина и Юрия Пименова.

 

DUB_1494

DUB_1567

DUB_1428

 

Произведения предоставлены ведущими московскими антикварными галереями: «Три века», «Русская усадьба», Transftlantique, Repeat Story, «Галерея Виктора Музыки».

 

DUB_1501

Без такого - невзрачного, на первый взгляд - стола времён Петра I не обходится ни один серьёзный музей, посвящённый истории XVII – XVIII веков.

 

«Что касается, скажем так, контраста между обликом и историей, связанной с предметом. Зачастую вещь может быть совершенно невзрачной, непривлекательной или находиться в удручающем состоянии.

Взять, к примеру, этот ужасно, на первый взгляд, выглядящий стол, который не все смогли бы атрибутировать. Многие пройдут мимо и не придадут ему значения. 

Между тем - это так называемый Петровский стол, XVIII век. То есть времена Петра I. И следует понимать: это как раз то, с чего начиналось русское барокко, и ни один большой музей, связанный с XVII – XVIII веками невозможно представить без подобного стола.

Такой стол -  первооснова серьёзных экспозиций. Такие предметы мебели профессиональные антиквары находят в Москве, у людей, которые в этом не очень-то разбираются, ну а потом – а потом долго радуются, что оказались владельцами такой вещи, реставрируют её, приводят в порядок для того, чтобы ей уже могли радоваться и другие» - рассказал антиквар.

 

DUB_1516

На экспозиции представлен уникальный план Москвы - гравюра самой первой карты столицы, 1632 год.

 

«А вот картинка, 10 на 12 сантиметров. Когда я её принёс и повесил, мне говорили: Витя, да что это ещё такое, давай это уберём!

А ведь это карта Москвы, выполненная Сигизмундом фон Герберштейном, автором "Записок о Московии"! Австрийский дипломат приобрёл известность благодаря своим трудам, посвящённым географии, истории и внутреннему устройству Русского государства.

Это первый план Москвы, который только появился. Датирован он 1556 годом, то есть относится ко временам Ивана Грозного.

До этого карт Москвы не существовало. Конечно, это не сам оригинал, но тоже редкость невероятная: в руках я держу гравюру  плана, она была создана чуть позже, относится к 1632 году» - пояснил Виктор Музыка.

 

DUB_1514

 

«Есть один очень важный, на мой взгляд, момент, он тесно связан непосредственно с московской антикварной тематикой.

Речь о заблуждении, которое многие зачастую принимают за чистую монету, хотя оно не имеет никакого отношения к настоящей антикварной деятельности. Для меня это симптоматичная история, к которой следует относиться внимательно.

В сознании многих людей существует не имеющее прямого отношения к работе антикваров представление о том, что мы берем вещи на свалке. Дескать, антиквары находят на улице какие-то странные вещи, реставрируют их и потом продают за бешеные деньги.

Правда в этом есть – но совсем чуть-чуть. Есть небольшое количество галерей, которые работают почти так. Почти – но не совсем, просто это довольно близкая к этому история.

И думать, что так поступают все антиквары, конечно же, в корне неверно» - рассказал Виктор Музыка.

 

DUB_1492

 

«Смотрите, вот афиша фильма 1957 года «О Москве и москвичах».

На переднем плане, на фоне строящейся столицы, мы видим дворника, который в тележке вывозит на свалку старые московские дома. Сегодня сюда же можно было бы добавить и усадьбы, например, и так далее.

Прогрессивные настроения 1950-1960 годов были такими: всё на помойку - мы всё заставим и застроим новым, прекрасным, современным, совершенным и удобным в использовании, а всё, что отжило свой век – долой. Желания сохранить историю не было. 

Это очень красноречивая метафора, которая, увы, актуальна по сей день» - заметил господин Музыка.

 

DUB_1477

DUB_1508

DUB_1541

DUB_1526

DUB_1569

 

После увлекательной презентации в Metropol Gallery прошла не менее увлекательная экскурсия по отелю, после чего состоялся круглый стол «Тайны интерьера: антиквариат, традиция и новаторство».

 

DUB_1584

DUB_1576

Экскурсию по отелю провела историк "Метрополя" Екатерина Егорова, которая работает здесь больше 20 лет и для которой гостиница раскрыла, наверное, уже все свои секреты. Хотя, по словам самой Екатерины, "Метрополь" неисчерпаем и не перестаёт удивлять.

DUB_1581

Exterior in 1905

Так отель "Метрополь" выглядел в 1905 году.

 

Несколько интересных фактов о "Метрополе", которыми с нами любезно поделилась Екатерина Егорова:

 

Один из самых известных банкетов прошлого здесь состоялся в 1906 годы и был посвящён празднованию выхода первого номера журнала "Золотое Руно".

Заказчиком был знаменитый меценат, редактор и издатель журнала - Николай Павлович Рябушинский. Присутствовали многие поэты тех лет.

Во время Первой мировой войны в "Метрополе" часто проходили банкеты в честь славянской дружбы; а в 1909 году гремели празднества в честь открытия памятников Гоголю и первопечатнику Фёдорову.

В "Метрополе" пел Шаляпин, но не со сцены. 18 октября 1905 года он ужинал в ресторане, среди присутствующих царило приподнятое настроение, так как в этот день по всей Москве обсуждали новость: Николай II накануне подписал указ о "даровании" народу гражданских свобод и наделении Государственной Думы законодательной властью (больше известный как "Манифест 17 октября").

Гости ресторана обратились к Шаляпину с просьбой спеть. Он не стал отказываться и исполнил "Дубинушку".

 

Metropol album (2)

DUB_1595

3364 (1)

Интерьеры Presidential Suite в отеле "Метрополь".

2264 (5)

3364 (7)

Окна в Москву из отеля "Метрополь".

3364 (3) 3364 (2)

DUB_1597

Boyarsky Hall (4)

В "Метрополе" множество залов. Один из самых известных - "Боярский". Его интерьер выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны и стены украшены вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. 

Роспись была выполнена в начале ХХ века художниками С. Чехониным, П. Кузнецовым и А. Матвеевым, но, к сожалению, в период советской власти была утрачена. В конце прошлого века стены были отреставрированы, и теперь гости отеля вновь могут любоваться живописью выдающихся русских художников.

Metropol Morning View

Адрес легендарного отеля "Метрополь": Театральный Проезд, 2; метро Площадь Революции.

 

В ходе круглого стола, приглашённые эксперты озвучили ряд тезисов.

Исторический интерьер – самая хрупкая часть наследия прошлого. Аутентичные интерьеры сохранились только на картинах, акварелях, фотографиях…

Музейные экспозиции - лишь «отзвуки» интерьеров прошлого, а современные дизайнерские проекты очень далеки от исторической реконструкции.  

Таким образом, можно констатировать: интерьер прошлого уже не существует и возрождению не подлежит. Тем не менее, "свидетелями" старого интерьера остаются вещи, мебель, картины, старые квартиры и здания.

Прошлое живет рядом с нами. И существует множество профессий, которые, так или иначе, связаны с его изучением и воссозданием.

Иногда фрагменты этого прошлого оживают в современных дизайнерских проектах. Но всё это можно назвать лишь единичными авторскими поисками, не связанными, к сожалению, с развитием школы, не подчинёнными каким-либо правилам, не структурированными.

Тем не менее, интерес к прошлому есть и, наверное, сегодня даже растёт.

 

DUB_1768

 

Тема сочетания опыта прошлого с новаторскими дизайнерскими идеями всё более актуальна для профессионального сообщества.

Становится понятно, что исторический интерьер – это область работы и приложения таланта не только архитекторов и декораторов, но и антикваров, музейных сотрудников, искусствоведов, реставраторов и журналистов.

Только вместе, за круглым столом, можно обогатить свои знания, чтобы создать нечто новое, замешанное одновременно на традиции и овеянное новаторскими идеями.

 

DUB_1772

 

Мировой рынок культурных ценностей оценивается экспертами примерно в 30 млрд. долларов. По данным аналитиков, треть рынка принадлежит Китаю.

Российский же оборот антикварного рынка по итогам 2014 года составлял 2 млрд. долларов.

Более половины – 54 % - приходилось на живопись, 22% – на декоративно-прикладное искусство, 17 % – на сегмент нумизматики, 7 % отводилось букинистике.

 

5564 (2)

Executive Suite в отеле "Метрополь".

 

С 2015 года российские эксперты констатируют, что обороты начали снижаться.

Как считают антиквары, около 20 % от общего числа покупателей антиквариата приобретают старинные предметы, когда другие инструменты инвестиций уже перестают приносить высокие доходы. Порядка 5 % покупок специалисты относят на долю музеев.

Дискуссия в «Метрополе» собрала представителей диаметрально противоположных точек зрения относительно правил создания интерьера, использования антиквариата в современном пространстве.

Среди гостей мероприятия были: Андрей Руденцов – коллекционер, издатель, владелец Галереи «Три века», Татьяна Рогова - директор школы дизайна «Детали», Вероника Андрихова – арт-директор школы дизайна «Детали», Ольга Фрейман – архитектор, архитектурное бюро «Галерея Фрейман», Александр Стадник – архитектор, владелец Галереи «Русская Усадьба», Александр Богатырев – заместитель генерального директора Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Юрий Мальцев – дизайнер интерьера и другие.

Ведущим круглого стола выступил вышеупомянутый Виктор Музыка – антиквар, эксперт-консультант по формированию частных коллекций, преподаватель Международной школы дизайна и Высшей школы реставрации РГГУ.

 

DUB_1779

 

Открывая дискуссию, Татьяна Рогова отметила, что отель «Метрополь» – идеальное место для обсуждения заданной темы.

Эксперты обсудили современные тенденции в оформлении интерьеров, заострив внимание на важности баланса между жилищем профессионального коллекционера и любителя предметов искусства.

По словам Вероники Андриховой, антиквариат «требует любви и стационарности», при этом - антикварные вещи могут использоваться как бытовые, потому что «без человека вещи умирают».

Андрей Руденцов: «Антикварная мебель, пожалуй, это недооцененный в русском искусстве предмет. Очень неповоротливая форма коллекционирования. Монеты собирать проще. Возникают оправданные опасения – хранение, уход, реставрация…».

 

3317 (2)

Executive Suite в отеле "Метрополь".

 

Ключевые проблемные темы, по мнению участников обсуждения, таковы:

разобщенность в художественной среде антикваров, коллекционеров и дизайнеров, безвкусный и безответственный подход отдельных представителей отрасли в работе над историческими интерьерами, крайне низкий интерес россиян к предметам искусства, к антиквариату для оформления интерьеров, общий низкий уровень знаний о предметах искусства.

Приводя пример, Андрей Руденцов рассказал о неожиданных психологических загвоздках, возникающих при общении с клиентами.

В практике коллекционера были случаи, когда заказчиков смущали вовсе не цена и не провенанс предмета искусства, а, так сказать, эзотерическо-метафизическая составляющая – «а вдруг кто-то умер на этом диване?».

 

4440 (2)

Так выглядит номер Metropol Grand Suite.

 

Несмотря на разногласия в некоторых вопросах, эксперты пришли к консенсусу при обсуждении наиболее популярных ошибок в дизайне интерьера. Таковыми, по их мнению, являются:

- Неуместное сочетание стилей разных эпох («варварская эклектика»);

- Нагромождение предметов декора;

- Размещение предметов антиквариата без учёта естественного и искусственного освещения;

- Отсутствие акцентов для предметов антиквариата в зависимости от пространства и других предметов интерьера;

- Неумение адаптировать зоны комфорта с зонами антиквариата.

 

5564 (3)

Executive Suite в отеле "Метрополь".

 

Подведём итоги. На площадке «Метрополя» эксперты из разных областей впервые договорились между собой о «сближении позиций».

В качестве первого шага на этом пути планируется создать единый интернет-портал, способный сконцентрировать все предложения от арт-дилеров и галерей.

Подобный портал в значительной степени облегчит декораторам и дизайнерам интерьеров задачу по выбору аутентичных, проверенных предметов искусства.

Галерея антиквариата и предметов искусства Metropol Gallery непременно продолжит проведение подобных встреч представителей арт-сообщества. А значит, в рамках проекта Metropol Art Live будет ещё немало интересных дискуссий и мероприятий.

 

5519 (1)

Интерьер Junior Suite.

DUB_1593

DUB_1590

Metropol hotel

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: