Вахтанговцы представили премьеру по Булгакову: "Бег" в постановке Юрия Бутусова.
« НазадТекст: Марина Долгорукая
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Пьеса «Бег» в постановке Юрия Бутусова – работа, конечно, уникальная.
Продолжительность спектакля: 3 ч. 50 мин.
Ближайшие даты: 21 апреля в 19:00, 11 мая и 28 мая в 19:00.
- Мне очень приятно, что «Бег» в нашем театре поставил именно Юрий, нас связывает давняя дружба, - признался художественный руководитель театра Римас Туминас. – Во время работы над постановкой я заботился о нём, как мог, даже кофе ему лично приносил – причём, это не фигура речи. Он – очень талантливый человек, и мы умеем это ценить!
Режиссёр Юрий Бутусов.
Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова.
Знаменитое, любимое многими поколениями читателей, произведение Михаила Булгакова передаёт весь трагизм и абсурд последних дней Белой армии.
Сокровенный, мистичный и какой-то окаянный (в голове так и вертятся Бунинские «Окаянные дни»)... Вот такие эпитеты невольно возникают в отношении спектакля.
Это история в восьми снах – именно так определил форму сам Михаил Афанасьевич.
- Сны развязали нам руки, - рассказывает Юрий Бутусов, - они всегда есть сплав реальности и абсурда. Да и какой спрос может быть со сна?
И все же, конечно, это история – о любви…
Главная героиня, воплощаяющая собой смысловой центр спектакля – Серафима (кстати, в переводе с древнееврейского – "огненная"); играет её молодая актриса Екатерина Крамзина, которую зритель помнит, например, по роли Странницы с домрой в туминасовском "Евгении Онегине".
Неподвижно, не мигая, сидит она, у неё жар, она вся дрожит – и эта дрожь передается залу молнией.
- Дайте ей воды!
И воды скоро становится столько…
В спектакле «Бег» много действующих лиц – молодая труппа театра, та самая свежая кровь.
Прекрасны актёрские работы Сергея Епишева (Голубков), Виктора Добронравова (Хлудов), Артура Иванова (генерал Чернота), Валерия Ушакова и Василия Симонова, которые играют сразу по несколько ролей.
Замечательны и женские образы – их тоже много, и они удивительно яркие. Чего стоит одна только Ольга Лерман: в раскачивающейся юбке-колоколе она павой плывёт по сцене.
Раз, два, три! Кажется, щёлкнешь пальцами, и сон закончится. Но он не кончается…
Здесь работает всё: продумана каждая деталь, каждый маленький акцент.
Да, все мы понимаем, что в театре так и должно быть. Но ведь это получается не всегда. Или не всегда именно так пронзительно. Спасибо художникам "Бега" - Александру Шишкину, Максиму Обрезкову, мастеру по свету Александру Сиваеву. Тонкая работа.
А режиссёра хочется поблагодарить за то, насколько гениально он передал атмосферу того времени – жуткого страха и неразберихи посреди бреда и бега.
Кто читал дневники бежавших от «красных» в Крым, об их последних днях, о голоде и расстрелах, о том, как в Константинополь отчаливали перегруженные корабли с поданными Российской Империи – тот поймет, о чём я…
И все же, повторюсь, этот спектакль – о любви.
И ещё, это очень красивый спектакль.
Описание спектакля "Бег" с сайта Театра Вахтангова:
Пьеса «Бег» – знаковое для творчества Михаила Булгакова произведение. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Это была любимая пьеса Михаила Афанасьевича. Он любил эту пьесу, как мать любит ребенка».
Валентин Каверин писал о пьесе: «Бег» разрушает условные границы жанра, то перед нами психологическая драма, то фантасмагория, почти выпадающая из реальных представлений об окружающем мире».
Сценическая история пьесы «Бег» была непростой. После запрета в 1928 году ее репетиций во МХАТе, вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро.
Второго, после «Дней Турбиных», появления белого офицерства на сцене власти не допустили. При жизни автора пьеса не была поставлена, что «было для М. Булгакова почти катастрофой». Премьера «Бега» состоялась только в 1957 году в Сталинграде.
«Пьеса почти не имеет сценической истории. Семь более – менее известных постановок за 87 лет – это почти ничего. Факт довольно удивительный, учитывая восприятие пьесы как шедевра.
И дело тут, как мне кажется, не в острой социальности,.. а в загадочной театральной фактуре, в невозможности найти сценический эквивалент фантастическим, невообразимым ремаркам Булгакова, да и самому тексту, произносимому людьми, населяющими эту пьесу.
Вот такая, например, ремарка: «Поднимаясь в гибельные выси…». Это что такое? Это можно сыграть??? Это как??? Но как прекрасно! И не надо искать основу для постановки пьесы в событиях реальной жизни – это тупиковый путь, сужающий поиск и тему.
«Бег» для меня – это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар, видения… а утром ты обретаешь покой… Ты один, очень тихо, в соседней комнате спят родные,.. все хорошо,.. и ты спокоен и счастлив…» (Юрий Бутусов)
Комментарии
Марина, спасибо большое за такой подробный комментарий! Всегда очень интересно узнавать о впечатлениях зрителей.
Передадим в театр! :)