На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Вахтанговцы представили премьеру по Булгакову: "Бег" в постановке Юрия Бутусова.

« Назад

13.04.2015 14:44

Текст: Марина Долгорукая

Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)

 
Пьеса «Бег» в постановке Юрия Бутусова – работа, конечно, уникальная.

Продолжительность спектакля: 3 ч. 50 мин.

Ближайшие даты: 21 апреля в 19:00, 11 мая и 28 мая в 19:00.

 

_DUB2817

_DUB2979

_DUB3015


- Мне очень приятно, что «Бег» в нашем театре поставил именно Юрий, нас связывает давняя дружба, - признался художественный руководитель театра Римас Туминас. – Во время работы над постановкой я заботился о нём, как мог, даже кофе ему лично приносил – причём, это не фигура речи. Он – очень талантливый человек, и мы умеем это ценить!

 

_DUB4288

Режиссёр Юрий Бутусов.

_DUB4336 _DUB4321

_DUB4279

Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова.


Знаменитое, любимое многими поколениями читателей, произведение Михаила Булгакова передаёт весь трагизм и абсурд последних дней Белой армии.


Сокровенный, мистичный и какой-то окаянный (в голове так и вертятся Бунинские «Окаянные дни»)... Вот такие эпитеты невольно возникают в отношении спектакля.


Это история в восьми снах – именно так определил форму сам Михаил Афанасьевич.

 

_DUB3152 _DUB3393


- Сны развязали нам руки, - рассказывает Юрий Бутусов, - они всегда есть сплав реальности и абсурда. Да и какой спрос может быть со сна?


И все же, конечно, это история – о любви…

 
Главная героиня, воплощаяющая собой смысловой центр спектакля – Серафима (кстати, в переводе с древнееврейского – "огненная"); играет её молодая актриса Екатерина Крамзина, которую зритель помнит, например, по роли Странницы с домрой в туминасовском "Евгении Онегине".

 

_DUB2770


Неподвижно, не мигая, сидит она, у неё жар, она вся дрожит – и эта дрожь передается залу молнией.


- Дайте ей воды!


И воды скоро становится столько…

 

_DUB2947


В спектакле «Бег» много действующих лиц – молодая труппа театра, та самая свежая кровь.


Прекрасны актёрские работы Сергея Епишева (Голубков), Виктора Добронравова (Хлудов), Артура Иванова (генерал Чернота), Валерия Ушакова и Василия Симонова, которые играют сразу по несколько ролей.

 

_DUB3845

_DUB3869


Замечательны и женские образы – их тоже много, и они удивительно яркие. Чего стоит одна только Ольга Лерман: в раскачивающейся юбке-колоколе она павой плывёт по сцене.

Раз, два, три! Кажется, щёлкнешь пальцами, и сон закончится. Но он не кончается…

 

_DUB2788


Здесь работает всё: продумана каждая деталь, каждый маленький акцент.

Да, все мы понимаем, что в театре так и должно быть. Но ведь это получается не всегда. Или не всегда именно так пронзительно. Спасибо художникам "Бега" - Александру Шишкину, Максиму Обрезкову, мастеру по свету Александру Сиваеву. Тонкая работа.

 

_DUB3952

_DUB3639

 
А режиссёра хочется поблагодарить за то, насколько гениально он передал атмосферу того времени – жуткого страха и неразберихи посреди бреда и бега.

Кто читал дневники бежавших от «красных» в Крым, об их последних днях, о голоде и расстрелах, о том, как в Константинополь отчаливали перегруженные корабли с поданными Российской Империи – тот поймет, о чём я…

 
И все же, повторюсь, этот спектакль – о любви.


И ещё, это очень красивый спектакль. 

 

_DUB3434

 

Описание спектакля "Бег" с сайта Театра Вахтангова:

 

Пьеса «Бег» – знаковое для творчества Михаила Булгакова произведение. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Это была любимая пьеса Михаила Афанасьевича. Он любил эту пьесу, как мать любит ребенка».

Валентин Каверин писал о пьесе: «Бег» разрушает условные границы жанра, то перед нами психологическая драма, то фантасмагория, почти выпадающая из реальных представлений об окружающем мире».

Сценическая история пьесы «Бег» была непростой. После запрета в 1928 году ее репетиций во МХАТе, вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро.

Второго, после «Дней Турбиных», появления белого офицерства на сцене власти не допустили. При жизни автора пьеса не была поставлена, что «было для М. Булгакова почти катастрофой». Премьера «Бега» состоялась только в 1957 году в Сталинграде.

«Пьеса почти не имеет сценической истории. Семь более – менее известных постановок за 87 лет – это почти ничего. Факт довольно удивительный, учитывая восприятие пьесы как шедевра.

И дело тут, как мне кажется, не в острой социальности,.. а в загадочной театральной фактуре, в невозможности найти сценический эквивалент фантастическим, невообразимым ремаркам Булгакова, да и самому тексту, произносимому людьми, населяющими эту пьесу.

Вот такая, например, ремарка: «Поднимаясь в гибельные выси…». Это что такое? Это можно сыграть??? Это как??? Но как прекрасно! И не надо искать основу для постановки пьесы в событиях реальной жизни – это тупиковый путь, сужающий поиск и тему.

«Бег» для меня – это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар, видения… а утром ты обретаешь покой… Ты один, очень тихо, в соседней комнате спят родные,.. все хорошо,.. и ты спокоен и счастлив…»  (Юрий Бутусов)

 

_DUB2826

_DUB2852

_DUB2878

_DUB2913 _DUB2928

_DUB2970

_DUB2985

_DUB3046

_DUB3122

_DUB3189

_DUB3165 _DUB3206

_DUB3225

_DUB3239

_DUB3254

_DUB3266

_DUB3284

_DUB3301

_DUB3323

_DUB3344 _DUB3326

_DUB3402

_DUB3424 _DUB3529

_DUB3440

_DUB3521

_DUB3466 _DUB3460

_DUB3491

_DUB3539 _DUB3547

_DUB3589

_DUB3572 _DUB3599

_DUB3575

_DUB3617

_DUB3723

_DUB3780

_DUB3752

_DUB3798

_DUB3917 _DUB3888

_DUB3918

_DUB3933 _DUB3997

_DUB3968

_DUB3991

_DUB4046

_DUB4057

_DUB4061

_DUB4096

_DUB4138

_DUB4177

_DUB4179

_DUB4211

_DUB4219

_DUB4234

_DUB4259

_DUB4281

_DUB4357 _DUB4356

_DUB4288BW-2


Комментарии


2015-07-06 09:50:00 МАРИНА #
декорации и свет-цвет чем-то напоминают Алимова мультики, - только надо это смотреть с партера или бельэтажа. С галерки видно только происходящее перед занавесом - то есть половину перового действия. Все-таки этот спектакль важно смотреть с определенной точки, потому что он выстроен, видимо, как кадр, но в три-четыре уровня(слоя). И там совсем не важно, кто-что: все такие дальние планы!Там даже не видно индивидуальности актера, - они марионетки сна, фантазма. Главное все у Бутусова - через звук, все характеристики - через звук, поступки - через звук...При этом звук парохода так силен, что сердечникам и беременным лучше не появляться в первые 20 минут спектакля, дабы не викинуть прямо на ступенях...

Ответить / Цитировать

2015-07-06 09:57:23 МАРИНА #
декорации и свет-цвет чем-то напоминают Алимова мультики, - только надо это смотреть с партера или бельэтажа. С галерки видно только происходящее перед занавесом - то есть половину перового действия. Все-таки этот спектакль важно смотреть с определенной точки, потому что он выстроен, видимо, как кадр, но в три-четыре уровня(слоя). И там совсем не важно, кто-что: все такие дальние планы!Там даже не видно индивидуальности актера, - они марионетки сна, фантазма. Главное все у Бутусова - через звук, все характеристики - через звук, поступки - через звук...При этом звук парохода так силен, что сердечникам и беременным лучше не появляться в первые 20 минут спектакля, дабы не викинуть прямо на ступенях...КАК ОН ДОСТИГАЕТ ТАКОЙ СИЛЫ ЗВУКА?..НАверно, люди когда на тот свет уходят, испытывают такую оглушительную турбулентность.

Ответить / Цитировать

2015-07-06 10:02:51 Окно в Москву #
Кому: МАРИНА, sretenje@yandex.ru, #1

Марина, спасибо большое за такой подробный комментарий! Всегда очень интересно узнавать о впечатлениях зрителей.

Передадим в театр! :)

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: