На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Сезон № 100: Да здравствует Театр им. Вахтангова!

« Назад

17.09.2020 16:21

Текст: Стася Марти

Фото: Дмитрий Дубинский

 

Бурлеск, фанфары, аплодисменты, театр! – всё это открытие сотого сезона театра имени Евгения Багратионовича Вахтангова!

 

dub_5206.jpg

 

Ещё спускаясь по Калошину переулку, справа, у Симоновской сцены, я увидела оркестр, состоящий из бравых оловянных солдатиков, они, серьёзно и энергично, выводили последние репетиционные аккорды...

На мгновение я, заворожённая оркестром, потеряла счёт времени, я ведь спешила к 11.30 к театру, чтобы вовремя попасть с журналистами в зону торжественного открытия памятника Евгению Вахтангову, но неведомая магия захватила меня ещё в переулке.

Ну, конечно! Представление начинается именно от «Симоновской сцены», – подумала я, и в этот самый момент оловянные солдатики начали своё торжественное шествие к театру Вахтангова и я, как Алиса за белым кроликом, последовала за оркестром!

 

dub_4380.jpg

2020-09-14_12-03-36.jpg

dub_4525.jpg

 

У театра уже запускали прессу по спискам, обязательно проверяя у всех температуру и спрашивая о наличии маски, как же без этого в наше-то время?!

Но когда в отдельную праздничную зону стали заходить вахтанговцы в фирменных чёрных, синих и красных масках, то обычное для нас, рутинное существование в «намордниках», как нынче принято говорить о масках, превратилось в то самое, средневековое театральное действо, на глазах стали оживать персонажи театра комедии Дель-Арте.

 

dub_4674.jpg

2020-09-14_12-12-57.jpg

DUB_4512 DUB_4489

dub_4637.jpg

DUB_4422 DUB_4585

dub_4501.jpg

 

Почётное право церемонии открытия памятника было предоставлено народным артистам СССР, знаменитой актёрской паре, которая некогда блистала в спектакле «Принцесса Турандот» – Юлии Константиновне Борисовой и Василию Семёновичу Лановому – Турандот и Калафу. «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци – последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХТ (впоследствии Государственный академический театр имени Е.Б.Вахтангова) и считающийся шедевром театра.

 

dub_4858.jpg

2020-09-14_12-09-12_1600091499471.jpg

2020-09-14_12-20-48.jpg

 

К слову сказать, Лановой был как всегда красив и элегантен, а Борисова эффектна и утончённа – экстравагантный чёрный приталенный плащ с оборочкой на распахнутом воротнике, где виднелась красная ткань, в тон красной маске, на которой чёрным вышито «100 лет театру им. Е.Б. Вахтангова», чёрные ботиночки на высоком каблуке, а меж тем, Юлии Константиновне через пять лет справлять столетний юбилей! Вот так должна выглядеть настоящая актриса, и подлинная женщина!

Это поколение ускользающей интеллигенции! Неореализм, символизм и гротеск – инструменты, которыми пользуются современные «вахтанговцы».

Федерико Феллини, любимый режиссёр худрука театра им. Вахтангова, Римаса Туминаса, великолепно владел этими инструментами. «Я бы хотел быть похожим на Феллини, но не могу, горжусь лишь тем, что мы с ним родились в один день» – позже, в завершающей речи скажет Римас Владимирович.

 

2020-09-14_12-16-20.jpg

DUB_4749 DUB_4534

2020-09-14_12-16-25.jpg

DUB_4803 DUB_4804

2020-09-14_12-16-28.jpg

 

Но вернёмся к церемонии открытия скульптурной композиции, посвящённой столетию Вахтанговского театра, памятнику основателя театра Евгению Багратионовичу Вахтангову, созданному авторским коллективом в составе народного художника России Александра Иулиановича Рукавишникова, заслуженного художника России Максима Владимировича Обрезкова, заслуженного архитектора России Игоря Николаевича Воскресенского.

 

dub_4952_1.jpg 

2020-09-14_12-09-17.jpg

dub_4922.jpg

 

Памятник театр сделал исключительно на собственные средства: около 25 миллионов рублей ушло на все работы – от старта до установки. Вес композиции – около 2,5 тонн, материал – бронза.

Когда, по лёгкому взмаху рук Римаса Туминаса, упала белая кулиса на красный бархатный подиум, от которого оторвались белые шарики и вознеслись в небо, мы увидели живого Вахтангова, который присел подле своего театра и задумался о новой постановке, таким теперь его будет каждый день лицезреть прохожий.

 

2020-09-14_12-22-17_1600091428113.jpg

dub_4809.jpg

2020-09-14_12-18-30.jpg

dub_4652.jpg

2020-09-14_12-22-20.jpg

 

Памятник выполнен по историческому снимку 1911-1913 годов. В то время, когда Евгений Багратионович отдыхал на Днепре, на Княжьей Горе со своим учителем и наставником Леопольдом Антоновичем Сулержицким.

Дальше, по программе открытия, были поздравления от официальных лиц – первого заместителя председателя Госдумы РФ Александра Жукова, главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, председателя комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, которая высказала интересный афоризм, соединяющий два времени: «Очень символично, что сейчас мы открываем памятник человеку, который жил недолго и трудно, но умел страстно любить жизнь, создавать праздник, несмотря на лишения и болезни. Самый легендарный спектакль Вахтангова «Принцесса Турандот» учит нас тому, что не надо бояться масок, ведь за маской может быть яркая индивидуальность».

Василий Лановой поздравил свой родной театр, где он служит с 1957 года, стихотворением, как он выразился, «старожила Арбата», Александра Сергеевича Пушкина. Собравшихся поблагодарила от всей семьи Дина Евгеньевна Вахтангова, правнучка Евгения Багратионовича. А дальше, всё только начиналось...

 

2020-09-14_12-50-12.jpg

dub_5254.jpg

2020-09-14_12-43-27.jpg

 

Мы зашли в отремонтированный зал, и завороженно смотрели свето-звуко-техническое шоу!

Кирилл Игоревич Крок представил вниманию московской публики новейшее оборудование театра, которое по праву может считаться самым лучшим во всей России!

Как он в последствии скажет, «спасибо пандемии, мы за время карантина успели сделать ремонт, который планировали в течение трёх лет».

Таких возможностей и мощностей я не видела даже, когда юной девушкой бегала на первые концерты Жана Мишеля Жара! Зал замер! Бурные овации каждой перемене, каждой реплике света, технике, каждой звуковой ноте!

Это уникальное соединение исторических сцены и зала со сверхвозможностями современной цивилизации напомнило мне легендарный отрывок из фильма Люка Бессона «Пятый элемент».

 

2020-09-14_12-45-04.jpg

2020-09-14_12-48-45_kopiya.jpg

dub_5257.jpg

2020-09-14_12-46-47.jpg

2020-09-14_12-45-50.jpg

 

После, вышла на сцену министр культуры Ольга Борисовна Любимова, её первая фраза: «Если бы я увидела подобное, когда маленькой девочкой пришла первый раз в театр Вахтангова, я потом не спала бы четыре дня».

Далее раздача благодарственных грамот министра культуры, из рук самой Ольги Любимовой, и букеты цветов из рук художественного руководителя Римаса Туминаса по-настоящему главным людям театра, работникам различных цехов театра.

Многим аплодировали стоя, а приглашённые зрители стояли в недоумении, задаваясь вопросом, что это за важные люди, коих удостоили почётной грамотой? Как это верно! Благодарить тех, кто создаёт спектакль вместе с тобой, невидимый фронт, который, как единый организм, помогает актёрам блистать на сцене.

О важной миссии рассказал директор театра Кирилл Крок: в 100-летие театра ведётся создание творческого центра, дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе. Театр нанял целую команду лучших специалистов в области риэлторской и строительной деятельности, выкуплено, - так же, на личные средства театра, - 8 из 12 квартир в историческом здании, где родился и жил Евгений Багратионович.

 

dub_5213.jpg

dub_5176.jpg

dub_5166.jpg

dub_5528.jpg

dub_5318.jpg

dub_5583.jpg

dub_5300.jpg

dub_5202.jpg

dub_5369.jpg

 

Посмотрели видео-отчёт про урезанный пандемией сезон. Далее было чествование летних юбиляров-именинников и юбиляров служения театру им. Вахтангова. Юбилейный год у Агнессы Оскаровны Петерсон – 60 лет, у Ирины Петровны Купченко – 50 лет, у Сергея Маковецкого, Александра Рыщенкова, Владимира Симонова – 40 лет творческой деятельности, соответственно.

И, наконец, перед озвучиванием творческих планов, Римас Владимирович попросил прислушаться к тексту на видео-отрывке, это был финал художественной картины «8,5» Феллини, почему-то для меня ожидаемо, я, так же как и Туминас, люблю цитировать Феллини, для меня он является своего рода краеугольным камнем наших творческих профессий.

Обязательно пересмотрите эту картину и прислушайтесь к тексту Мастроянни в финале, он о нас, сегодняшних творцах... И я словила себя на мысли, что я хочу работать в этом храме искусства, где уважают труд каждого мастера, где каждый получал во время шестимесячного карантина зарплату, как будто театр не прекращал своей деятельности, этому актёры аплодировали стоя.

 

dub_5423.jpg

dub_5492.jpg

dub_5633.jpg

dub_5613.jpg

dub_5568.jpg

dub_5352.jpg

dub_5386.jpg

 

«Это вам, вам спасибо за титанический труд, преданность театру, профессии, благодаря вам мы накопили финансовый резерв, которым беспрепятственно пользовались во время карантина и все продолжали получать зарплату», – ответил на бурные актёрские аплодисменты Кирилл Крок.

Римас Владимирович стал озвучивать, какие зрителей ожидают премьеры в юбилейный год театра. Многие из них, это спектакли-возвращения на родные подмостки театра, я не буду их перечислять, пусть они будут для вас сюрпризом, приходите в театр, «уходящий театр», как выразился Туминас.

Он много думал, сидя на своём хуторе во время карантина, даже, как и у многих режиссёров, была мысль о конце театра, о том, что на его место придёт что-то новое и к этому нужно привыкать. Эта мысль посетила и мою голову, я обратила свои идеи в сторону кино, но, побывав на открытии сотого сезона театра Вахтангова, я поняла, что театр – это птица Феникс, с него всё началось и им закончится.

 

DUB_5405  

dub_5720.jpg

dub_5714.jpg

dub_5718.jpg

DUB_5408

 

«Теперь надо играть на уходе, нужно быть собранным, не рассыпаться, играть спиной, как Юрий Яковлев в Бунинских «аллеях», как он уходил спиной, потом в конце повернулся, на мгновение, и ушёл навсегда. Образ уходящего актёра, у которого есть тайна, чтобы зритель захотел его остановить. Он услышал что-то важное, ему нужно прочувствовать этот текст, задержать актёра на мгновение, попытаться понять его тайну. Не бойтесь этого образа, будьте собраны, сконцентрированы, не расплескайте…», – завершил праздничную церемонию Римас Туминас.

Театр – живая, многогранная натура! И я счастлива принадлежать к числу деятелей театра. С юбилейным годом, Театр имени Вахтангова! Ура!

 

DUB_4977

2020-09-14_12-50-12.jpg


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: