OPUS UNIVERSUM 2020: Ещё один шаг к Новому Ренессансу.
« НазадФоторепортаж Ольги Акимовой
Видеорепортажи: Opus Universum Team
Официальный сайт проекта: www.opus-universum.com
23 августа в Доме литераторов Тарусы завершились Летние ассамблеи Международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM (автор идеи и художественный руководитель - Елена Тарасова).
«Окно в Москву» уже не первый год является информационным партнёром этого прекрасного проекта.
С удовольствием рассказываем о событиях фестивальной недели.
Проект OPUS UNIVERSUM (лат. «опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») ведет свою историю с 2016 года.
Артисты и программа проекта.
Первый цикл программ, с аншлагом прошедший на сцене Российского Национального музея музыки (Государственного музея музыкальной культуры имени М. Глинки), позволил говорить о большом интересе аудитории к концепции проекта и о необходимости его продолжения.
О чем же говорит сам проект?
О понимании роли академического музыканта – тонко настроенного человека, посвящающего искусству свою жизнь в желании сделать современный ему мир более светлым, красивым и совершенным; о философии искусства, его постижении и осмыслении; о профессии, которая является образом жизни, мировоззрением, мировосприятием; о диалоге вне времени и пространства, который ведется между композитором и исполнителем; о роли зрителя в концертном зале и его участии в создании интерпретации.
OPUS UNIVERSUM – и о закулисье профессии, большинству из нас на самом деле не известному.
Читатели официальных страниц проекта проходят весь процесс его подготовки вместе с артистами – видеосюжеты и репортажи о работе над будущим проектом, предстоящими программами, о репетициях и жизни за сценой размещаются на видеоканале Youtube и дополняют рассказы о проекте в социальных сетях.
Артистический успех становится ближе, роднее и интереснее, если
Вы знаете его составляющие; в луче сценического света вы видите намного больше, чем видели, понимали в музыкальном мире прежде.
Немного о репетиционном процессе артистов проекта.
Облик проекта, безусловно, определяется его артистическим составом.
Основа состава – молодые преподаватели Московской консерватории, успешно сочетающие активную концертную деятельность с педагогической.
OPUS UNIVERSUM представляет циклы программ, охватывающих большой период времени – от барокко до современности, которая возвращается к гармонии и хрупкости музыкального искусства после сложного периода авангарда.
В насыщенной программе есть и репертуарные редкости, и премьеры сочинений.
В предложенном в программах многообразии различных инструментальных составов появляются редкие сочетания – к примеру, дуэт фортепиано и органа или же ансамбль струнных инструментов с солирующей виолончелью и глокеншпилем.
Программы сопровождаются краткими комментариями, рисующими контуры эпох и стилей, идей, линий и параллелей.
Таков индивидуальный облик и стиль проекта в целом.
Обратимся же теперь к циклам Летних ассамблей OPUS UNIVERSUM, первые из которых прошли в Тарусе в 2019 году, и прошли очень вдохновенно - ведь Таруса открыла артистам необыкновенную красоту своих пейзажей, неповторимую и свойственную только ей атмосферу творческой свободы, подарила множество ярких впечатлений от процесса репетиций и выступлений в прекрасном зале Дома литераторов и особое чувство радости встречи со слушательской аудиторией Дома.
Мирослава Фльорчак о Летних ассамблеях в Тарусе, 2019.
Анна Янчишина о Летних ассамблеях в Тарусе, 2019.
Алексей Кудряшов об ассамблеях в Тарусе, 2019.
Что же касается Летних ассамблей этого года - они стали красивым символом возрождения.
После пяти месяцев вынужденной паузы артисты вернулись к слушателям; «всеобщее творение» вновь состоялось в реальном времени.
Художественный руководитель OPUS UNIVERSUM Елена Тарасова сказала на открытии проекта:
«Мы счастливы, что мы имеем отношение к той великой силе, которая объединяет людей в добром – к классическому искусству, которое всегда вечно.
Музыка – это действительно opus universum, всеобщее творение.
Диалоги между композитором и артистом могут происходить длительный период, вне времени и пространства, но всегда очень важен этап, на котором есть встреча с глубоким, внимательным, погруженным зрителем.
Это очень важный этап. И в этот момент зритель – тоже творец.
Каждый из вас создает интерпретацию того или иного сочинения, и она навсегда остается с вами.
Классический концерт по сути своей – прекрасная звуковая иллюзия, которая растворяется в воздухе, но она никогда не растворяется бесследно.
Она оставляет неизгладимый след как в душе слушателя, так и в душе артиста.
Мы очень признательны каждому из вас за ваше внимание.
Мы очень ценим вас. Мы очень любим вас.
И именно с этих слов признательности и любви мы хотим начать эти Летние ассамблеи».
Первая программа Летних ассамблей (15 августа 2020, «Романтические категории возвышенного») была посвящена творческому наследию Фридерика Шопена и Роберта Шумана, 210-летие которых музыкальный мир отмечает в этом году.
Фортепианные сочинения Шопена и Шумана прозвучали в исполнении Алексея Кудряшова; певица Мирослава Фльорчак (Польша) в дуэте с Алексеем обратилась к песенному наследию композиторов.
Завершение первой программы Летних ассамблей, 2020.
Во второй программе цикла (16 августа 2020, «Между действительностью и мечтой») звучали сочинения представителей позднего романтизма. Мария Симакова (сопрано) и Алексей Кудряшов (фортепиано) исполнили фортепианные и вокальные опусы Иоганнеса Брамса, Хуго Вольфа и Густава Малера. Post scriptum этого рассказа о романтическом двоемирии – миниатюра Йозефа Маркса «Благословенная ночь» – стал прекрасным откровением.
Вторая программа цикла.
Третья программа цикла (20 августа 2020, «Диалоги») объединила сочинения Сезара Франка, Клода Дебюсси, Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова. Центральной темой диалога, который вела с композиторами Елена Тарасова в своей сольной программе, стала тема обретения веры, надежды, преодоления испытаний и утверждения света.
В этих диалогах интересны сложившиеся параллели и отражения творческих миров представителей Франции и России.
Четвертая программа цикла (22 августа 2020, «Творческое кредо: красота вечна») стала монографической. Анна Янчишина (скрипка), Сергей Суворов (виолончель) и Елена Тарасова (фортепиано) исполнили в тот вечер сочинения Эдварда Грига.
Краткий вступительный комментарий Нины Устиновой позволил слушателям концерта проникнуть в тайны творческого мира композитора, его жизненной и творческой философии.
По окончании концертной программы состоялась презентация нового альбома Елены Тарасовой “La Folie” и CD-серии струнного квартета RUSQUARTET.
Завершением Летних ассамблей стал вечер одноактных программ (23 августа 2020). Первая программа – «Война и мир» – была посвящена 75-летию Великой Победы.
Мария Симакова (сопрано), Анна Янчишина (скрипка) и Елена Тарасова исполняли сочинения Рейнгольда Глиэра, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Вторая программа вечера – «Облик ошеломляющей простоты» – представила слушателям страницы композиторского наследия великого Маэстро Евгения Федоровича Светланова.
Елена Корженевич (скрипка) и Елена Тарасова исполнили сочинения Маэстро для скрипки и фортепиано.
Заключительная речь художественного руководителя проекта Елены Тарасовой:
«Это была прекрасная неделя, очень интенсивная, очень творческая, со множеством переживаний и чувств, главное из которых - предвосхищение встречи со зрителем.
Для артистов это, безусловно, творческий Ренессанс после вынужденной паузы продолжительностью пять месяцев.
За это время мы поняли, что каждой встрече со зрителями нужно радоваться как особому и уникальному жизненному дару.
Ранее мы смотрели на явление «концерт» как на нечто само собой разумеющееся и входящее в наш традиционный жизненный план. Теперь мы смотрим на встречи со зрителями совсем иначе.
Мы очень рады, что этот Ренессанс происходит именно здесь, в Тарусе, потому как здесь удивительная аудитория слушателей.
И именно эта аудитория помогает OPUS UNIVERSUM воплотить свою концепцию всеобщего творения, в которой погруженный, внимательный зритель создает свое понимание, свою интерпретацию сочинения, он очень сонастроен с композитором и артистом в момент восприятия музыки - и он сотворец.
Я благодарю всех, кто помогал в воплощении этого проекта. Я благодарю удивительный и уникальный Дом литераторов.
Сегодня мы уезжаем в Москву, но ощущение этой атмосферы единения и любви, направленной к нам, будет жить в наших душах долго.
Спасибо вам! До новых светлых встреч!».
Комментарии
Комментариев пока нет