Новый сезон и новая жизнь Театра Виктюка: Из здания тьмы - в здание света.
« НазадТекст: Екатерина Дубровина
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Промозглым пятничным утром, когда небо было затянуто серыми облаками и накрапывал противный мелкий дождь, труппа театра Романа Григорьевича Виктюка собралась в здании на Стромынке, 6.
А повод случился радостный: здание начала XX века, закрывшееся в 2012 году на долгожданную реконструкцию, снова открывает свои двери для зрителей!
О доме культуры имени И. В. Русакова - а именно в нём расположен театр Виктюка - можно рассказать многое.
Во-первых, он является памятником архитектуры советского авангарда и внешне напоминает гигантскую шестерёнку. Это, кстати, первое в мире здание театра, где три раздельных амфитеатра вынесены «наружу».
Во-вторых, в 2005 году Центральный Банк России выпустил коллекционную серебряную монету номиналом в 3 рубля с изображением этого здания.
В-третьих, это единственный в Москве театр, где можно увидеть естественное освещение за счёт автоматических жалюзи на окнах.
Но так было не всегда.
Изначально проект знаменитого архитектора Мельникова, который в 1929 году и построил по заказу Союза Коммунальников это необычное здание, предполагал наличие так называемых панорамных стен.
Но реализовать амбициозный замысел не удалось – в 1930-х годах окна ещё не могли качественно удерживать тепло.
И после первой же зимы их пришлось заложить кирпичами.
К счастью, Роман Виктюк решил, что естественный свет – это великолепная возможность внести разнообразие в оформление постановок, и в ходе реконструкции приказал их вернуть.
Помимо труппы на праздничный сбор в театр пришли ещё и ученики режиссёра, а также его многочисленные друзья и знакомые.
В полдень, когда на небе ещё были видны тучи, на сцену вышел Валерий Райков, директор театра.
«Приятно, что вы здесь собрались, а особенно приятно, что вы сидите уже на тех самых креслах, на которых всего через месяц зрители будут смотреть спектакли в нашем родном доме.
28 октября, в день рождения Романа Григорьевича, а ещё точнее - в его юбилей, (режиссёру исполняется 80 лет – прим. автора) мы торжественно откроем это здание», - обратился он к зрителям.
«Этот сезон будет особенным для нас, юбилейным, двадцатым!
Театр Романа Виктюка всегда отличался неповторимой гармонией, которую наши артисты излучают на сцене. Именно эта гармония и станет той основой, на которой мы будем вдыхать жизнь в наш новый дом и в наше творчество.
Дом и сейчас уже тёплый, для нас, но нам необходимо сделать так, чтобы театр стал тёплым и для зрителя» - сказал Валерий Райков.
И вот, долгожданное появление самого Мастера.
Он, как обычно, был оригинален – бирюзовый пиджак с райскими птицами, цветами и апельсинами, ярко-синяя рубашка и, конечно же, очки. На сей раз – в роговой оправе и с перламутром.
«Я работаю двадцать с чем-то лет. И всё это время мы здесь провели среди грязи и пыли…
А ещё и ресторан был снизу, который нам мешал… Но каждый год мы выпускали спектакли. Они всё ещё идут. Я сам в это поверить не могу!
Доронина до сих пор играет в моём спектакле по Радзинскому. Когда я как-то на телевидении назвал эту цифру - 20, она меня поправила - 27.
А «Саломея» с Дмитрием Бозиным идёт восемнадцать лет! Разве в это можно поверить? То есть, понимаете, здесь, на этой сцене, играть как везде НЕЛЬЗЯ!».
«Этого света здесь раньше не было (показывает рукой на окна). Этот дом света был домом тьмы.
Первое, что я сделал – сказал разобрать кирпичи и вернуть окна.
И вот, когда жалюзи подняты, когда вы сейчас сидите в этом свете, я вижу: он не допускает сюда людей вне нашей веры. Поверьте, это так. Поэтому наберитесь терпения. Вы готовы, ребята? Ну всё, с Богом!».
Тут окна медленно закрылись.
На сцену, словно занавес, опустился экран. И в формате кино были показаны несколько отрывков из уже поставленных спектаклей – «Федра», «Несравненная», «Саломея» и других.
А затем… Затем мы увидели две первые сцены из нового, уже отрепетированного спектакля «И вдруг минувшим летом!».
Он поставлен по одноименной пьесе Тенесси Уильямса.
Сюжет таков: богатая вдова Виолет Винэбл обращается в больницу с просьбой произвести лоботомию своей душевнобольной племяннице Кэтрин, обещая взамен серьёзную финансовую поддержку клинике.
Декорации выдержаны в характерной виктюковской эстетике: гигантские металлические розы, тяжёлые цепи, погнутые велосипедные колеса…
В правом углу (хотя – в каком углу, сцена-то абсолютно круглая, даже видно, что происходит за кулисами) стоит инвалидная коляска.
Но главная декорация – бритый затылок человека, выполненный из цельного листа металла, с прорезанными линиями-извилинами.
Ну а то, как играют актёры, вообще не описать словами. Это надо видеть.
Потрясающая Людмила Погорелова предстаёт в образе Виолет, а основная её партнёрша по сцене, Екатерина Карпушина, исполняет роль Кэтрин.
Когда завершилась вторая сцена, Роман Виктюк поднялся со своего места. «Ну вот и всё!» - произнёс он и слегка развёл руками.
Тогда жалюзи начали подниматься, и в зал проникнул тёплый солнечный свет.
Что тут комментировать, если даже валюта Центробанка подтверждает, гарантированную достоянием отчеканенную суть незаходящего, всепроникающего света этого Дома. Пусть ещё долго-долго тёплый свет его дополняющий и возносящий, отражённый от досок сцены душами обитающих там Мастеров наполняет это священное и удивительное пространство. Сто лят!!! Михал Влад