На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

"Мама меня любит": Взрослый спектакль в Детском музыкальном театре "А-Я".

« Назад

27.11.2016 17:58

Текст: Наталия Лескова

Фото: Андрей Афанасьев (все снимки кликабельны)

 

В Детском музыкальном театре «А-Я» состоялась премьера необычного спектакля-воспоминания «Мама меня любит».

 

161120_173640_233

 

Вы заметили, что сейчас пошла мода на всё советское?

На каждом шагу открываются чебуречные и пельменные «СССР» с красным знаком качества на вывеске.

Музеи и музейчики советского быта уже не редкость, о которой хочется написать в журнал «Чудеса и приключения», а примета чуть ли не каждого уважающего себя населенного пункта.

За последнее время в разных городах бывшего Союза я насчитала таких штук пятнадцать: со слегка облупленными вождями из гипса, плакатами с салютующими пионерами, знаменами, горнами и гимнами во всю стену.

А каким спросом пользуются советские вещи!

Вот сейчас в одной из социальных групп каждый день выставляют на продажу советские ёлочные игрушки и Дедов Морозов.

 

0_6a1ad_8cf64303_XL

 

Повидавшие виды, с облезшей краской, они идут по ценам весьма антикварным. С любопытством наблюдала, как требующий серьезной реставрации Дед с мешком 1935-го года «ушел» за 25 тысяч.

А ведь еще лет десять назад в его сторону никто бы и не посмотрел. Серьезно: я видела таких валяющимися на помойке. И не раз.

Всё это означает, что самая большая в мире страна, на которую мы еще недавно злились и называли «совком», стала историей, а к истории отношение снисходительное.

Тем более, для многих это нечто невиданное, оживающее лишь в воспоминаниях родителей или бабушек-дедушек. А тут еще свербит в сознании многих мысль: ведь было-то не хуже… Может, в чём-то и лучше…

 

161120_174121_274

 

Добровольно зараженные

 

Наступил черёд театра. Столичный театр «А-Я» поставил спектакль-воспоминание о временах СССР «Мама меня любит».

Авторами сценария стали драматурги Анна Добровольская и Светлана Кочерина, режиссером выступил блистательный актер этого театра Андрей Покатилов, который, как написала на своей странице в социальных сетях Анна Добровольская, «добровольно дал себя этой идеей заразить» (да и как еще могло быть, если у сценариста такая фамилия?).

Театр детский, и, хотя спектакль заявлен как действо для родителей, взгляд на вещи в нём – из детства.

И сами вещи – те самые, раритетные. Пластмассовая лошадка, старая вешалка, одежда, с большим трудом собранная по друзьям и знакомым из старых шкафов, разбросанные игрушки.

 

161120_171909_102

 

Даже музыкальные инструменты – из той, ушедшей эпохи.

И хотя играют взрослые актеры, одновременно они – дети. А потому никакой политики, только очень счастливые и в то же время полные драматизма истории.

 

161120_174734_297 161120_183740_751

 

Сюжет незамысловат: мальчик берет семейный фотоальбом, где снимки приклеивались к картону таким неотдираемым канцелярским клеем (как же, как же, помним!), рассматривает их, а потом находит сложенные в конце фотографии, которые приклеивать почему-то не стали.

Ну, раз они лежат просто так, значит, никому не нужны, решает мальчик, и вырезает лица родных и близких.

А потом приклеивает их на пластинку с изображением иностранных музыкантов, которую по случаю удалось достать в музыкальном магазине.

На лицо каждого музыканта – лицо родственника. Получается смешно. А на того, что в центре, на ударника, фото не хватило – и тогда мальчик приклеивает туда фото юного Ленина. И вот за это ему попало больше всего…

 

161120_171509_078

 

Но мы не знаем, как ему попало, потому что в этот момент все персонажи с фотографий вдруг оживают и становятся участниками спектакля.

Перед нами проходят короткие, выразительные судьбы мальчиков и девочек, мам и пап, бабушек и дедушек, а также кумиров той эпохи, но увиденные детскими глазами, а потому несколько гипертрофированные и забавные – молодые Эдуард Хиль, Людмила Зыкина, Лев Лещенко и даже Ленин, он же ударник, лихо играющий на барабанах. Да-да, на барабанах!

 

161120_175833_394

 

Как и весь актерский состав, который поет и музицирует, составив на сцене настоящий вокально-инструментальный ансамбль, ничуть не хуже какой-нибудь «Синей птицы».

Хотя не обошлось без Робертино Лоретти и его бесподобной, неповторимой «Ямайки». Сколько лет и сколько раз её перепевают – а в ушах всё равно тот дивный, волшебный голос, который остался только на старых записях...

 

161120_175624_349

 

Субъективная правда

 

Временами это смешно, и зал хохочет. Временами грустно, и все замолкают, украдкой вытирая слезы. Потому что речь заходит то о временах Великой Отечественной, когда мальчишка случайно подорвался на мине, то о временах Сталина, то Брежнева, а то выходит почти совсем уже современный Виктор Цой с «Группой крови на рукаве», и ему подпевают даже школьники, сидящие в первом ряду.

Потому что «Цой жив». Но благодаря спектаклю выясняется, что и остальные тоже живы.

 

161120_182628_671

 

Ясно, что мои воспоминания не точно такие же, как воспоминания тех людей, которые ожили в спектакле. И не все образы на сто процентов попали в мои.

У меня и моих знакомых не было пианино с канделябрами даже в мечтах, как у мамы одного из героев, зато я так же, как другой персонаж – девочка, выигравшая в лотерею пианино, его люто ненавидела. И каждый урок становился личной Голгофой.

И смешной кривляка Ленин с чубчиком на выбритой голове для меня - это всё-таки некий вандализм, потому что, при всей неоднозначности этой фигуры, Ленин отнюдь не клоун.

Владимир Ильич, по вине которого я не спала ночей, читая его многотомные труды, дабы сдать диамат, для меня колосс и фигура глубоко драматическая, заведшая страну в беспросветный тупик.

Догададся он об этом, будучи тяжело больным. Умирающим. Ему вдруг стала отчётливо ясна фигура неотвратимого, чудовищного Сталина, мрачной тенью нависшего над его страной. И это было то самое будущее, которое стало расплатой за его мечты. Расплатой за утопию.

Мне кажется, нет фигуры трагичнее Ленина, который понял это, ужаснулся, но ничего уже не мог изменить. И вот нам рисуют грядущий ад светлыми красками дружеского шаржа, а я к этому не готова. Хотя и понимаю, что это – нечто условно-аллегорическое.

 

161120_182956_705

 

Театр как машина времени

 

Наверное, всё это то самое субъективное восприятие истории, о котором можно говорить часами, но всё равно доказать, кто прав, не удастся.

Мне вот кажется, что девочка в костюме маньяка ну никак не могла прийти на советскую ёлку, хотя, конечно, это невероятно смешно.

Мои дети падали со стульев от хохота.

Но чтобы в те годы такое кому-то пришло в голову? Мне кажется, нет.

Это может быть только сейчас, когда с экранов льются сотни «своих и чужих» блокбастеров с кровавыми разборками и прочими тарантинами.

Да и слово "достал" в советском обиходе присутствовало совсем в другом смысле: достал – значит что-то дефицитное приобрел, а в спектакле оно звучит в смысле современном, режа слух ("Достал ты со своим велосипедом!").

Мне показалось, что некоторые истории были как будто не оттуда, как будто случайно занесены туда "из сейчас".

 

161120_182404_650

161120_182035_564

161120_173151_190

 

Но, может быть, это было вовсе не случайно? Ведь если спектакль – маленькая, непрерывно работающая машина времени – то почему бы не очутиться в нашем времени, где и маньяки, и "ты меня достал", и всё прочее?  

В целом же спектакль, конечно, о любви.

О том, что в любые времена, будь у власти Ленин, Сталин, Хрущёв или Брежнев, пой со сцены Зыкова, Лещенко, Хиль или Цой, в сердце каждого человека трепещет первобытная потребность любить и быть любимым.

И о том, что мы, любя своих детей, часто как будто забываем об этом. И забота наша обретает командно-повелительные интонации, которые детьми воспринимаются совсем иначе - не как любовь, а как ощущение ненужности и одиночества.

Нам напомнили об этом – а это бесконечно важно. И сказали еще раз, что любовь сильнее всего.

Никакие политические катаклизмы не могут изменить священного, великого, неистребимого инстинкта, благодаря которому мы, собственно, и являемся людьми.

 

161120_184321_844

161120_184334_857

161120_183319_735


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: