На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Юрий Норштейн: Путь прорастания травинки.

« Назад

01.05.2014 09:43

Текст: Мария Дубинская

Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)

 

«Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.

Познакомиться с автором удивительного философского мультфильма «Ёжик в тумане», который по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов из разных стран был признан лучшей мультипликационной работой всех времён, наверняка, в тайне мечтает каждый поклонник этого уютного десятиминутного шедевра.

Однажды нам повезло: хотя Юрий Норштейн интервью даёт крайне редко и неохотно, он согласился принять нас у себя в студии, что в Войковском проезде в Москве.

 

8_10 

 

Только мы переступили порог, хозяин сразу же предупредил: о работе, в том числе и над гоголевской «Шинелью», которую не получается завершить вот уже не первый десяток лет, рассказывать он не станет.

А мы, признаться, пришли без каких-либо конкретных вопросов – нам просто хотелось поговорить о жизни и об искусстве.

И наша спонтанная беседа складывалась сама собой, производя при этом в душе едва уловимую, но важную перемену. Как, наверное, и бывает всегда, когда встречаешься с мудрым и очень добрым человеком.

 

_DUB3474

 

- Юрий Борисович, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают».

А как вы себя чувствуете в эпоху, когда чуть ли не каждый день зажигаются «звёзды», комфортно ли вам в наше «гламурное» время?

 

- Меня многое сегодня удручает, оскорбляет и унижает. Особенно мнимая серьёзность, за которой нет ничего подлинного, и фальшивое радение власть предержащих о судьбе своей страны. Но времена, действительно, не выбирают.

Я создал свой мирок, в котором могу сопротивляться внешним вызовам.

Мне оставлена свобода мыслить, двигаться, работать, и я этому рад. Вообще, диагноз сегодняшнему обществу можно ставить по обложкам глянцевых журналов. И, увы, этот диагноз неутешителен.

Стремление к обретению славы стало нормой человеческой жизни, пределом мечтаний миллионов. Меня поражает, что знаменитые люди сегодня считают допустимым красоваться в интерьерах своих кухонь, или даже позировать кверху задницей на аэродромах своих широких постелей.

До чего же сильным должно быть стремление стать предметом чьего-то внимания, раз ты можешь опуститься до такой пошлости?

Возможность получения наград, жажда сфотографироваться с помпезной лентой через весь живот рядом с президентом или премьером – всё это кружит головы и вызывает сладостный трепет. Но что это такое? Откуда берутся столь странные желания?

 

_DUB3202

erizo

 

Есть вещи несоизмеримо более важные для человека. Впрочем, как у всякого явления, у погони за гламуром и известностью тоже есть своя оборотная сторона. И это – сама трагичность жизни, страх пустоты и одиночества. Отсюда столько наносной мишуры…

Хотя, без познания истинной радости, как и без иронии, драматизм бытия пережить нельзя. Как бы, иначе, выживали солдаты в окопах, не теряя самообладания, не падая духом, когда смерть окружает со всех сторон?

Если бы не балагурство, не народные присказки да побасенки – отчаяние было бы всеобъемлющим.

 

_DUB3570

 

Раньше смерть была священна, сегодня же она вошла в привычку. Ежедневно мы по телевидению видим, как сама её суть уничтожается, ведь убийство стало обыденным делом.

То есть, искусство – в данном случае, кино - оказалось лишь сомнительным камуфляжем для горькой подлинности окружающей действительности.

Но ведь своей правдой оно должно вливать в человека жизненные силы, а не наоборот! К сожалению, сегодня мы видим намного больше искусства деструктивного.

 

_DUB3697

 

- Скажите, а что вас обычно радует в жизни, что способно приятно удивить?

 

- Меня радуют внезапные, самые незначительные открытия и удачи. Например, я, не умеющий готовить, однажды вкусно приготовил рыбу.

Хорошо помню тот далёкий день. Это получилось случайно и обрадовало меня чрезвычайно! В гостях у нас тогда как раз был Тонино Гуэрра, уже, к сожалению, ушедший, со своей очаровательной женой Лорой.

Так они весь день потом выпытывали у меня, что же это за великолепный рецепт такой, что за рыбина чудесная. А это была всего лишь обыкновенная треска!

 

_DUB3557

 

Так что, воодушевляют меня любые, самые, казалось бы, несущественные вещи.

Даже такие, как ненароком замеченный взгляд человека, преисполненный глубины. Или доверчивая ладошка ребёнка в твоей руке, соединяющая всё твоё существо с непостижимой огромностью жизни…

Подобные моменты дарят поистине животворные ощущения. Немного нужно человеку для радости.

 

_DUB3565

 

Трагедия человечества в наши дни состоит в том, что люди разучились радоваться мелочам, которые в сути своей велики.

На самом деле, если человек не способен радоваться малому, буквально какой-то детали – трепету листвы, допустим, или крохотной распустившейся почке, нежному пушку вербы, то сладость настоящей радости он так и не познает.

И сколько бы он ни старался заглушить гложущее его чувство неудовлетворённости, набирая всё больше и больше ненужных вещей и придаваясь всё более изощрённым удовольствиям, жизнь его без чувствования малого – окончена, так и не начавшись.

 

_DUB3529

 

Можно тратить годы на возведение особняка, который и за день-то не обойдёшь, полагая, что, таким образом, наполняешь своё существование смыслом.

Но ведь это же драма, потому что при этом не понимаешь, что «строишь пустоту». А что же будет дальше? Алкоголизм? Психическое расстройство? Трясина цинизма и надменности, когда вместо лица проявится уже даже не уродливая личина, а мурло?

А уж если человек при этом будет изображать хорошие манеры, тогда это и того отвратительнее. Как если бы потные подмышки побрызгали парфюмом.

Но именно так сегодня художественный вкус пытаются подменять дорогими приобретениями. А достаток и власть, между тем, уверенно пожирают художественное пространство.

 

_DUB3524  

 

Мы сейчас видим множество примеров того, как люди искусства становятся придворными льстецами, потихоньку ампутируя свой талант.

Ещё Пушкин написал: «Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу».

 

_DUB3531 _DUB3400

 

- Откуда же у людей взялись такие ложные ориентиры в наши дни?


- У меня такое впечатление, что все долгое время словно были безумно голодны, и вот, вдруг дорвались до сытости. И думают, что наконец обретут желаемое.

Не обретут. Потому что «желаемое» – это внутренняя свобода и ощущение счастья. А они не зависят от внешних обстоятельств.

 

_DUB3284  

 

- Невольно вспомнился случай, произошедший с Высоцким, когда он, в одну из своих первых поездок за границу, зашёл в какой-то супермаркет и, увидев тамошние прилавки, которые ломились от деликатесов, испытал сильный приступ тошноты. Проще говоря, его натурально начало рвать…

 

- Этот шок схож с тем состоянием, которое сегодня испытывают чуткие думающие люди. Законы, по которым живёт общество потребления, не способны сделать душу человека чище и счастливее.

Между прочим, если бы наши богатеи вкладывали свои деньжищи в культуру, то именно это, а не их астрономический счёт в банке, стало бы подлинным капиталом и ценностью.

Существует только одна правда – это превосходство над самим собой. Есть такая притча о том, как у одного юноши спросили: «Ты хочешь, чтобы на улице раздавали бесплатный хлеб»? Он ответил: «Да». И ему сказали тогда: «Так иди, и раздавай!».

Вот в этом всё дело. Счастье –  это то, сколько человек переработал внутри себя, чтобы проблеснула вдруг мысль, приводящая к реальному действию.

Это и есть его личное «золото», его сокровище, его капитал, это то, что он, как старатель на прииске, «намыл». А чтобы сверкнули золотые крупицы, необходимо перемыть огромное количество почвы.

 

_DUB3574

 

Пусть воротила бизнеса попробует потом со всем своим шикарным «скарбом» протолкнуться в Царствие Небесное. Ничего у него не получится. И это говорю вам я, человек неверующий…

На мир я смотрю не через веру, а через искусство, очень многое через него понимаю. Хотя прекрасно знаю, что искусство отчасти вышло как раз из религии…

 

_DUB3560

 

- Один небезызвестный современный художник, а по совместительству - светский лев, в своих интервью постоянно утверждает, что творец не должен быть беден.

Если ты хорош в том, что делаешь – умей этим зарабатывать, будь богат.

Насколько, по-вашему, человек, который занимается творчеством, зависим от степени своего благосостояния?

 

- Если создать абсолютно комфортные условия для творчества, предположим, выделить помещение, оборудованное всей необходимой техникой, то это, считаю, есть смерть для мысли.

Я всё время привожу в пример один эксперимент, который как-то провели американцы. Они погрузили человека в жидкость, равную ему как по температуре, так и по удельному весу, и у испытуемого начались галлюцинации.

Это поразительно: он перестал ощущать «контраст с жизнью», его естество потеряло свои собственные «границы», «компас» перестал работать. Он больше не чувствовал себя.

Но всё очень просто - чтобы почувствовать вкус воды, нужно ощутить жажду, чтобы обрадоваться вкусу хлеба, горячих щей и водки, надо продрогнуть и изголодаться.

Чтобы ощутить тепло дружеского взгляда, нужно настрадаться в одиночестве. А кто-то из мудрых сказал: «Если любишь – надо уехать». Это из той же серии.

Сегодня все хотят быть в комфорте и сытости, и одновременно пребывать в художественной мысли. Но это "есть две вещи несовместные".

Чтобы что-то создать, необходимо не просто выстрадать это, но иногда и быть убогим и убитым, а потом снова «одушевиться» и воскреснуть.

 

_DUB3395

_DUB3576 

 

- Как это согласуется с тем, что вы стали издавать книги, печатать открытки со своими мультипликационными персонажами?

Вас ведь тоже нередко упрекают в том, что вы, дескать, пытаетесь заработать, будто бы в этом есть что-то противоестественное...

 

- Конечно, пытаюсь. Мне ведь необходимо на что-то существовать, помогать близким, продвигать какие-то свои небольшие проекты.

Если это не граничит с некой болезненной манией обогащения, желание заработать на своём творчестве, чтобы жить, это совершенно нормально. Тем более, если помощи тебе ждать особенно не от кого.

А вообще, я уже не молод и свой пуд соли съесть успел… Кстати, я не раз предлагал моим коллегам-мультипликаторам объединиться и открыть магазинчик, но они восприняли эту идею без энтузиазма.

В этом и лень тоже виновата. Вложив огромные творческие и интеллектуальные силы в своё кино, они не сумели распорядиться результатом своего труда, и в итоге появились ушлые дельцы, которые всё взяли под контроль.

Грустно, но я думаю, те люди так и будут вечно жить на подачки, не пытаясь вернуть в свои руки инициативу и предоставляя полную свободу действий более предприимчивым и нахальным.

 

_DUB3597

 

К слову, у нашей студии не было ни одного посредника в торговле книгами, который бы нас не обманул в чём-то.

Сегодня любой, у кого есть деньги, может нажиться на плодах чужой работы и при этом не будет испытывать и малейшей неловкости.

Когда в договоре о моей книге издатель пишет тираж, я не могу быть уверен, что чуть позже он не допечатает ещё партию, о чём я даже не узнаю. Всё это очень противно.

Но, наверное, таковы реалии капитализма. Условия игры диктует рынок - без надувательства и воровства ничего не делается.

Вы не представляете, как тошно соприкасаться с этими проявлениями.

 

_DUB3666

 

- Может ли искусство менять человека, учить его чему-то?

 
- Я размышляю об этом постоянно, и каждый раз прихожу к противоположным выводам. Сказать, что искусство ничего не меняет, было бы нечестно.

С другой стороны, нельзя утверждать и то, что жизнь людей в государстве, которое пребывает в искусстве, может меняться к лучшему. У Пушкина есть чудная строка в «Борисе Годунове»: «Не всякое слово в строку пишется».

Точно так и не всякая мысль определяема. Она может оставаться как бы в затемнении, но это вовсе не значит, что человек не способен думать. Такой подход применим абсолютно ко всем людям, и род занятий при этом не играет роли.

Дворник тоже должен выполнять свою миссию виртуозно, с осознанием, что от того, насколько хорошо он подметёт улицы, будет зависеть, подвернёт ли ногу, упадёт ли какая-нибудь старушка, или нет. И это понимание является его творческим актом.

Чтобы быть художником в наивысшем понимании этого слова, нет необходимости сутки напролёт корпеть возле мольберта. Достаточно быть человеком, который способен «прослеживать путь».

Если тебя восторгает путь прорастания травинки, если ты восхищаешься колыханием колокольчиков на ветру, слышишь запах снега – ты уже художник.

 

_DUB3709

_DUB3603

 

- Последние лет двадцать, а то и больше, в художественной среде стало очень модно исследовать «эстетику отвратительного».

Конечно, говорят, что ночь темнее всего перед рассветом, но так ли это?


- Вся эта художественная отрыжка - результат тех же страха и потерянности, о которых я уже говорил.

Человек не знает, как жить, и думает, что захлёбываясь стёбом – назовём это так - сможет что-то понять.

Но это ошибка. Если современное искусство, вернее, его уродливые ипостаси, рассматривать, как переходный период, как агонию перед зарождением чего-то прекрасного – то ничего особенно страшного я в этом не вижу.

Потому что остаётся надежда на то, что перед лицом подлинной красоты и таланта, которые непременно, так или иначе, проклюнутся, вся эта гадость сгинет.

Если же уродство рассматривать как высшую стадию проявления сегодняшней художественной мысли, то, безусловно, это ещё более чудовищно, чем мы можем предполагать.

 

_DUB3550

 

- Скажите, а вам вообще не кажется, что сегодня мир, как никогда, живёт в предощущении катастрофы, или даже уже в неё погрузился?

 
- Я считаю, что художник не должен быть подвержен таким настроениям. Нужно отстраняться от какого-либо нагнетания, продолжать жить и созидать, помогать жить и созидать другим.

На этот вопрос хочется ответить словами мальчика, который впоследствии стал философом Сенекой.

Когда он играл на улице в мяч, у него спросили: «Что ты будешь делать, если тебе станет известно, что через три часа мир погибнет?».

Мальчик ответил: «Буду играть в мяч».

 

_DUB3592 

 

- Юрий Борисович, вы о чём–то мечтаете?

 
- У меня не тот возраст, чтобы мечтать. Я всего лишь хочу, чтобы моя жена  (художник-мультипликатор Франческа Ярбусова – прим. автора) была здорова, чтобы она могла заниматься творчеством в ту силу, которая дарована ей природой. Она очень сильный художник.

Хочу, чтобы мои внуки успешно развивались, вырастая в нормальных людей, которые способны понять, что такое боль и страдание близкого человека. Чтобы знали цену своим словам, мыслям, поступкам.

Я хочу, чтобы мой сын и дальше занимался делом, которое так любит. Он расписывает церкви, пишет иконы, причём, делает это на очень высоком уровне и с очень высокой степенью ответственности.

Я хочу, чтобы моя дочь проявила большее бесстрашие в занятии живописью, чтобы всё у неё получалось.

Хочу, чтобы в нашем мире был мир, и каждый человек мог ощущать, что происходит в душе другого человека.

 

_DUB3619  

_DUB3530 _DUB3208

_DUB3571

_DUB3610

_DUB3275 _DUB3166

_DUB3563

_DUB3601

_DUB3329

_DUB3267 _DUB3165

_DUB3617

_DUB3606

_DUB3512


Комментарии


2016-05-02 14:43:38 Елена #
Я, вообще, люблю фильмы Норштейна, их грустное и светлое очарование, а уж когда читаешь интервью и все совпадает с твоими ощущениями, невольно чувствуешь себя причастной к этому человеку и тихонечко начинаешь гордиться совпадениями.

Ответить / Цитировать

2016-05-02 15:04:59 Евгений Бегинин #
Замечательная беседа с талантливым и мудрым человеком!
Побольше бы таких встреч и бесед в нашем скудеющем мире культуры!

Ответить / Цитировать

2016-05-02 15:26:17 Мария Дубинская #
Кому: Евгений Бегинин, beginin1@yandex.ru, #4424606

Большое спасибо, Евгений! Будем стараться! :)

Ответить / Цитировать

2016-05-02 15:28:31 Окно в Москву #
Кому: Елена, , #4424206

Замечательно, когда чувствуешь созвучие с человеком, которым восхищаешься!

Ответить / Цитировать

2016-05-03 04:10:04 Елена #
Ю.Норштейн - гений...пусть даже он не согласится с тем, как я его охарактеризовала. Мне понравилось его интервью. Я бы воспользовалась какими-то выкладками и поделилась с друзьями. Потому что в окружающем меня пространстве так много "тины", "паутины", что крупицы разума не всегда пробиваются сквозь неё. Спасибо Вам...

Ответить / Цитировать

2016-05-03 06:21:49 Окно в Москву #
Кому: Елена, semicheva777@mail.ru, #4428806

Большое спасибо за такие слова, Елена! Сразу хочется писатьписатьписать. Присоединяйтесь к нашей группе в фейсбуке:

https://www.facebook.com/%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE-%D0%B2-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%83-349092225264472/

Ответить / Цитировать

2016-05-04 06:47:50 Нина #
Спасибо за интервью.Читала на одном дыхании. Такое чувство, что сама разговаривала с этим замечательным умным человеком. Вопросы заданы правильные! А фото дополняют эффект присутствия.

Ответить / Цитировать

2016-05-04 12:43:49 Фирдаус #
Спасибо за ВСТРЕЧУ с Мудростью. Ежик в тумане мог родиться в мастерской только у настоящего Мастера.
Спасибо за фотографии и интервью: Человек ли таков, что иным не может быть на фотографии или фотограф, как и автор интервью, но я слышу его голос и разговариваю с ним как будто бы Ю. Норштейн - рядом.... Спасибо.
Пишите для настоящего, чтобы будущее состоялось.

Ответить / Цитировать

2016-05-04 14:56:44 Мария Дубинская #
Кому: Нина, ninotonga@yandex.ru, #4446006

Нина! Спасибо вам большое за такие слова, это так приятно и так важно для нас! А Юрий Борисович, конечно, волшебный, потому плохо получиться просто и не могло, наверное :)

Ответить / Цитировать

2016-05-04 14:59:39 Мария Дубинская #
Кому: Фирдаус, firdaus.ivleva@gmail.com, #4450606

Уважаемая Фирдаус, большое вам спасибо за такой отзыв. Это так важно, понимать, что твоя работа получилась, не прошла даром. Нам очень приятно и мы счастливы, что столько откликов. Очень хотелось, чтобы слова потрясающего Юрия Борисовича были услышаны. И спасибо за пожелание и ободрение - будем работать и дальше! :)

Ответить / Цитировать

2016-05-05 01:40:13 Елена #
СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО!ВСТРЕЧА С МАСТЕРОМ - ЧУДО, КАК БУДТО ВОДЫ ЧИСТОЙ ИСПИЛИ! ПЕРЕСМАТРИВАЮ ЧАСТО ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ, ГДЕ И ЮРИЙ НОРШТЕЙН ЧИТАЕТ СТИХИ.И ЭТО ИНТЕРВЬЮ ТОЖЕ ДАЕТ СИЛЫ ЖИТЬ И ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ, И РАСТИ ДАЛЬШЕ.СПАСИБО!ЕЛЕНА

Ответить / Цитировать

2016-05-05 01:53:37 Галина #
уважаемая Мария, я вам так благодарна за это интервью!
такое ощущение, что я пообщалась с очень близким человеком! я не отношусь к творческой среде, но мир вокруг чувствую так же. Удивительное совпадение!

Ответить / Цитировать

2016-05-05 03:14:45 Мария Дубинская #
Кому: Галина, , #4455406

Дорогая Галина! Спасибо большое! Такие слова так окрыляют!!! А Юрий Борисович всех нас сделал чуточку лучше :)

Ответить / Цитировать

2016-05-05 03:26:10 Мария Дубинская #
Кому: Елена, elena-venska@mail.ru, #4455206

Уважаемая Елена, спасибо вам большое! Теперь и нам, после таких слов, хочется жить, расти, творить с удвоенной силой! :)

Ответить / Цитировать

2016-05-05 08:22:55 Мария Дубинская #
Кому: Галина, , #4455406

Дорогая Галина! Спасибо большое! Такие слова так окрыляют!!! А Юрий Борисович всех нас сделал чуточку лучше :)

Ответить / Цитировать

2016-05-06 20:23:43 Freda #
Кому: Мария Дубинская, , #4460206

Какая прелесть это интервью !!!!!! Юрий Борисович умен и мудр
и сколько в нем тепла , глубины и простоты !!!! Я до сих пор его
не знала(я совсем из другой оперы) и это "знакомство" стало для меня Большим событием Спасибо огромное

Ответить / Цитировать

2016-05-07 04:53:14 Лариса #
Огромное чудо... Спасибо!!!
Мы - Его современники. Такая гордость за Отечество!!!

Ответить / Цитировать

2016-05-07 05:46:53 Алексей #
Год назад ,как-то включив канал "Культуру" я услышал фрагмент завершающейся программы об Юрии Норштейне... Он как раз рассказывал о своём необычном доме. О том как собиралось в нём всё то что попадало на его заинтересованный взгляд по жизни. Подумал тогда , а чтобы каждый из Нас смог бы в подобном собирательном доме пожелать сохранить?Я бы наверное ,напихал туда многое .А потом побродив бы в этом скопище хлама с день , мигом бы всё повыкидывал нафик, оставив лишь флэшку с тремя мультами Юрия : "Журавль и цапля" ; " Сказка сказок"; и "Ёжик в тумане"

Ответить / Цитировать

2016-05-08 10:48:20 Маргарита #
Этот Человек,Юрий Норштейн, меня восхищает! Первый раз вижу Человека неверующего с лицом и мыслями апостола. Чистота, мудрость, простота. И интервью прекрасное. Как будто в гостях у Гения побывала. Спасибо!

Ответить / Цитировать

2016-05-11 11:38:20 Екатерина #
Интервью и фото хорошие, но что ж вы емэйлы-то комментаторов палите :(

Ответить / Цитировать

2016-05-11 11:57:07 Окно в Москву #
Кому: Екатерина, , #4543006
Екатерина, да, к сожалению :( Это автоматически происходит. Спросим у разработчика сайта, в чём проблема. Но вообще - мейл можно не указывать.

Ответить / Цитировать

2016-05-15 15:04:26 Вера #
Поразили больше всего:
1. Огнетушитель в мастерской (квартире-мастерской). Вот ведь серьёзный человек!
2. Пожелания жене. И тот факт, что он прежде всего упомянул именно о ней. Наверное, в этом возрасте по-другому и нельзя о жёнах говорить.
3. Публичное признание в не-верии. Молодец! Я, увы, тоже художник и пришла со временем к выводу: собственное творчество и есть моя религия (мой бог).
4. Видела Норштейна на одном из творческих вечеров (не его): предельно скромный человек несмотря на свою известность! Это так приятно! СПАСИБО)

Ответить / Цитировать

2016-05-18 15:33:06 Сергей #
Замечательное интервью с замечательным человеком.
Вот только "втайне мечтает" - пишется слитно и правильно говорить - "радение властей предержащих".

Ответить / Цитировать

2016-05-18 15:43:28 Окно в Москву #
Кому: Вера, alisa.zubkova@inbox.ru, #4636606

Спасибо вам большое за отзыв!

Ответить / Цитировать

2016-05-18 15:44:26 Окно в Москву #
Кому: Сергей, kanchukers@gmail.com, #4755206

Сергей, конечно! Спасибо большое за бдительность, проворонили) Исправим.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: