На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

ОРДЕР НА ПРОСТРАНСТВО: Евгений Гриневич, дизайнер чувств.

« Назад

07.08.2019 11:36

Текст: Мария Дубинская

Фото: из архива Евгения Гриневича

 

В невидимых заплечных мешках мы все несём с собой нехитрый свой скарб - скорби, мечты, опыт.

Случается, что ты встречаешь человека, вступающего в кардинально иной период своей жизни: он извлекает накопленное и словно заново знакомится с собой, переосмысливает пережитое, сооружая из отпечатков судьбы нечто неожиданное и удивительное, - прежде всего, неожиданное для самого себя.

Весной этого года Евгений Гриневич представил в Доме-музее Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, д. 6) дебютную выставку #FINDMEINAMUSEUM / «Ищи меня в музее» (прочитать об этом можно здесь).

Многосложная, многоуровневая концепция. Эксперимент. Попытка исследовать взаимоотношения архитектуры, пространства, времени и людей. А тайным лейтмотивом стала глубоко личная история - история любви.

Этот проект ознаменовал для Евгения новую главу, а чутким зрителям дал понять: на наших глазах рождается настоящий художник. Притом, если разобраться, необыкновенный.

 

img_2038.jpg

 

Только из любви получаются самые прекрасные вещи на свете. Крупица превращается в солнце и начинает освещать и согревать всё вокруг.

Одни о любви молчат, другие хотят о ней кричать. Есть и третьи – они рассказывают о любви тихим голосом, ненавязчиво, но вместе с тем так, что этот рассказ, проникновенный, убедительный и невероятно интересный, ты уже не забудешь никогда.

И это вовсе не обязательно «рассказ словами»: сокровенными размышлениями и переживаниями Евгений деликатно поделился через экспозицию.

 

52744612_2091285790915393_6668164360306688_n.jpg

Евгений Гриневич с Алёной Жук, директором Дома-музея Марины Цветаевой, на открытии выставки #Findmeinamuseum.

 

Любовь стала той незримой нитью, на которую он, словно сверкающие бусины, нанизал образы, отождествляющие темы, важные для каждого.

Безусловно, это была выставка-откровение, выставка-манифест, но она не бросалась лозунгами, а спокойно призывала к творческому и духовному поиску, к воспитанию чувств, к созерцанию, в том числе – к самосозерцанию.

Она не была «выстрелом в упор», но диалогом от сердца к сердцу. И язык её был понятен для тех, кто хотел услышать.

 

52454223_2221417514588736_1040782558503108608_n.jpg

 

На представленных фотографиях фрагментов архитектурных комплексов разных стран, зачастую сделанных с неожиданного ракурса, музеи предстали, фактически, одушевлёнными созданиями, властелинами Времени и, одновременно, Его слугами.

Картины в пастельных тонах, тоже выполненные Евгением, казалось, визуализировали палитру эмоций и настроений автора.

А нежная живая орхидея в окружении острых осколков стекла воплотила собой символ любви, которая прорастает сквозь любые тернии и преграды, которая способна на всё, всегда и вопреки всему. Которая, «никогда не перестаёт».

 

54255598_2256686271061860_8346001615186034688_n.jpg

 

Впрочем, не исключено, что сам Евгений закладывал в свой необычный проект другие идеи. Но тем и прекрасно искусство, что оно есть неисчерпаемый источник смыслов и их трактовок, которые возникают в результате уникального, незримого, происходящего где-то на тонком плане акта сотворчества автора и зрителя.

Сейчас Евгений активно готовится к новому выставочному проекту - #FINDMEINATHEATER / «Ищи меня в театре»; открытие намечено на февраль 2020 года.

В интервью для «Окно в Москву» он рассказал о себе и своих планах, а также поделился рассуждениями об искусстве и любви.

 

a35145af-3e86-4d35-9c22-d15660e626a9.jpg

 

- Евгений, пожалуйста, расскажите нашим читателям о себе.

 

- Моя родина – Беларусь. Я родился в семье врачей, можно сказать, у нас сложилась целая династия медиков. Меня же, так вышло, всегда интересовал ландшафтный дизайн, городское озеленение, что-то вот такое, но получилось, что я окончил Белорусский государственный экономический университет.

Родители видели меня экономистом или юристом, поскольку в школьные годы я демонстрировал успехи в этом направлении - становился победителем разнообразных олимпиад с экономическим уклоном, - и я прислушался к их мнению.

Любопытно, что в цифрах я никогда не разбирался, не понимал их, просто я понимаю, как в экономике происходят процессы, мне на интуитивном уровне ясна логика всего этого.

После получения высшего образования какое-то время работал в банке, а затем ушёл в другую сферу и оказался в салоне, занимающемся интерьерными решениями. В Москву я переехал почти девять лет назад.

 

60910477_2378061262257693_5393490557311909888_n.jpg

 

- Как вас приняла российская столица?

 

- Мои отношения с Москвой начались с боли: я умудрился сломать ногу и разорвать связки. Это была командировка и, как вы понимаете, в таком малоподвижном состоянии выполнять какие-то свои рабочие дела мне было достаточно сложно не только физически, но и морально.

Вообще, тот период я бы мог в целом охарактеризовать словом «мясорубка». Всё было очень непросто, но, вместе с тем, безумно интересно.

И, конечно, я до сих пор отчётливо помню свои ощущения, когда в марте 2010 года, отстояв под дождём три часа в очереди в Пушкинский музей изобразительных искусств, я, наконец, увидел «Девочку на шаре» Пикассо, произведение, к которому у меня очень особенное отношение. Познакомился с шедеврами кисти Моне и других великих мастеров…

Можно сказать, для меня это было определённым эстетическим потрясением и тем самым ключевым моментом, когда я, не без доли удивления, внезапно чётко понял, что, оказывается, хочу жить в этом сумасшедшем, бурлящем и искрящемся городе – городе, который всегда готов подарить тебе встречу с лучшими образцами прекрасного искусства, лучшими театральными постановками… Без искусства я себя не мыслю.

И всё же, признаюсь: по сей день я говорю друзьям, что, наверное, родной на все сто процентов Москва для меня пока так и не стала, она мне скорее любовница, что ли.

С другой стороны, проза жизни – простите мне этот лёгкий сарказм – учит нас тому, что жёны могут меняться, а любовница остаётся прежней…

 

64824125_2429233923807093_810313217535377408_n.jpg

 

- Чем вы начали заниматься после переезда, каков основной род вашей деятельности?

 

- Я остался в сфере дизайна, это то, что мне по душе. Моя работа связана с оформлением интерьеров, не так давно появилась своя небольшая творческая студия UFO Design Vision (Instagram: UFOdesign.vision).

Езжу по российским и европейским мануфактурам, знакомлюсь с дизайнерами и архитекторами, посещаю профильные выставки, люблю бывать на барахолках и базарах, в антикварных лавочках, где непременно можно обнаружить какие-нибудь любопытные и редкие предметы, которые могут стать изюминкой дизайна.

 

64628060_2461261350604350_7668073158162776064_n.jpg

 

- Получается, вы такой «господин оформитель», из которого Москва смогла сделать, в широком смысле слова, художника: уже не за горами ваш второй персональный выставочный проект. Как вы ощущаете себя в новом качестве?

 

- Сложно сказать… Откровенно говоря, я до конца не понимаю, что же произошло – и в жизни в целом, и со мной самим... Однако я верю в то, что так или иначе, тебя непременно выведет на нужный именно тебе путь.

Художник… Сейчас мне трудно давать себе какие-то оценки, тем более столь высокие… Довольно странно слышать это определение применительно к себе… Я его ещё не распробовал, не привык к нему… Я в процессе…

Но вот что совершенно точно, так это то, что пока ощущаю себя тягловой лошадью, которая постоянно мечтает о том, чтобы хорошенько выспаться: так много всего хочется осуществить, так много разных мыслей возникает, что на банальный сон остаётся очень мало времени.

 

- А можно немного подробностей - как вообще так вышло, что вы вдруг сделали свою первую выставку #Findmeinamusem, как вы пришли к этому?

 

- Это большая история, связанная с событиями личной жизни. Всё сводится, пожалуй, к тому, что мне было необходимо высказаться, подвести некий итог и перелистнуть страницу, чтобы начать с чистого листа, но одновременно хотелось сделать подарок, посвящение…

Для мужчины всегда очень важно отдавать и при этом осознавать, что ты в силах совершить ради того, кто тебе дорог, что-то по-настоящему серьёзное и, быть может, даже незаурядное, что-то, на что никто другой не будет способен... По крайней мере, так это видится мне.

У Эдуарда Асадова есть прекрасные слова: «…Буду счастьем считать, даря Целый мир тебе ежечасно». Счастье - это дарить, а не брать. Ты счастлив, когда можешь дать что-то, и сделать это просто так. Потому что то, что «просто так» - оно ценнее.

 

67179285_2480276435369508_3214607107785490432_n1777777777777.jpg

 

- Почему вы выбрали для этой цели именно Дом-музей Марины Цветаевой?

 

- Понимаете, наверное, не совсем правильно говорить «выбрал», - неизвестно, кто кого «выбирал», мы ведь не знаем, по каким законам в наших судьбах формируются причинно-следственные связи… Просто мы совпали…

Всё произошло само собой, благодаря череде удивительных событий, которые меня и привели сюда, в это потрясающее место, где работают потрясающие люди. 

Считаю это одним из чудес, случившихся в моей жизни. Тем более, что поэзия Цветаевой, сама её личность всегда значили для меня очень много и оказали на мою жизнь определённое влияние.

Не последнюю роль в том, что проект получился, сыграли мои друзья, которые всячески меня подначивали, дескать, что ты там всё рисуешь и фотографируешь «в стол», пора бы уже и выставку сделать, – и в итоге, что называется, взяли меня на «слабо».

Так что этот проект стал для меня вызовом: смогу – не смогу, и родился «вопреки». Можно сказать, я вышел в открытый космос, потому что для меня проект #Findmeinamuseum стал чем-то столь же колоссальным и необычным.

 

39338235-4b75-4ef9-bec2-23834edcaf83.jpg

  

- Маленький шаг для человечества, но огромный — для вас…

 

- Примерно так. В процессе подготовки выставки мне было важно выслушать комментарии сотрудников Дома-музея, увидеть их глаза…

«Ты разговариваешь на нашем, музейном, языке», - так они отозвались о моей работе.  Это было чрезвычайно приятно и, безусловно, стало для меня, новичка, большим авансом, заставив продумывать следующий проект ещё более тщательно.

 

- Выставка #Findmeinatheater, запланированная на февраль следующего года, очевидно, представляет собой логическое продолжение #Findmeinamuseum, то есть в целом это такой «диптих». Если первая часть была посвящена музейному пространству, то теперь речь пойдёт о театре. Пожалуйста, расскажите вкратце о концепции.

 

- Скажу даже больше: возможно, в итоге получится «триптих». Основное в новом проекте – обратная сторона медали. Театр это цветы, аплодисменты, обожание публики, слава… И театр как одиночество в толпе, боль одиночества, страдания одиночества...

К слову, тема одиночества вообще имеет для меня большое значение. Вспоминаю Бродского: «С недавних пор всё то, что одиноко, символизирует другое время; а это - ордер на пространство».

Работа над выставкой идёт полным ходом. На ней будет представлена большая инсталляция - памятник или скульптура. Макет я уже отшлифовал, сейчас пытаюсь понять, кто мне всё это сделает, и где – в Москве или в Италии.

Всё остальное, как и в первый раз, будет некой историей, но теперь, скорее всего, закреплённой на каких-то интересных, редких видеоинтервью. И, конечно, снова будут фотографии и мои новые картины.

Фотография – это статика, ты ловишь мгновение времени и фиксируешь его, а когда ты рисуешь – время ведёт себя иначе, это движение и процесс… Да: композиция с белоснежной орхидеей и битым стеклом останется.

Кстати, давно заметил такой феномен: любая выставка, интегрируясь в пространство, всегда вступает во взаимодействие с ним, но наше состояние, то есть состояние зрителя – способно менять состояние пространства.

Через наше состояние пространство диктует нам какие-то правила, обнажает какие-то нюансы, которые до этого не были заметны и возникают в самый последний момент.

 

- Наверное, это можно назвать эффектом наблюдателя. Его принципы в своё время сформулировал ещё Нильс Бор. Он считал, что реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы её или нет. Без стороннего наблюдателя окружающая действительность представляет собой лишь «вероятностную форму», а конкретная реальность появляется только с его приходом, то есть, в данном случае, с приходом зрителя, посетителя выставки. Но я отвлеклась, вернёмся к вашим проектам. Музеи мира, театры мира… Пространство, время… А по большому счёту, судя по некоторым ключевым штрихам, обе выставки всё-таки, прежде всего, о любви. Или это просто мой женский взгляд?

 

- Что касается глобальной сути этих проектов, то для меня самого они, в первую очередь, скорее об ответственности и об ощущении себя в моменте…

Ответственность, по-моему, является мерилом всего в жизни. Всегда необходимо помнить о маховике времени, о его неумолимости. Ты сам выбираешь, каким быть, и ты должен делать это со всей ответственностью, то есть осознанно.

Кроме того, мои проекты рассказывают о кодах и о том месте, которое они занимают в нашей повседневности. У меня есть целая теория на этот счёт.

Коды всюду. Мы считываем их и непрерывно генерируем всё новые коды сами. Коды во Времени. Мы их накапливаем, мы с их помощью общаемся, формируем смыслы.

Фотография – это ведь тоже код. Сегодня миллионы, миллиарды кодов – это, например, коды себя, любимых, в спортзале: посмотрите, половина инстаграма об этом.

Но где здесь размышления о вечном? А что даёт душе, чем питает её, допустим, тонна фотографий еды? Из-за боязни выпасть из некоего условного тренда, очень развито стремление подражать массовому коду, не неся при этом никакой личной ответственности.

Ритм должна задавать финальная черта, осознание этого помогает тебе создавать коды иного порядка. Это, опять же, к вопросу об осознанности и ответственности.

А любовь… Конечно, она придаёт всему более глубокий смысл.

Но, знаете, когда размышляю о любви, всегда вспоминаю про любовь матери к ребёнку. Нет любви чище и сильнее. Об этом хорошо говорится в притче царя Соломона о двух женщинах, которые спорили о том, кому принадлежит младенец.

Соломон распорядился вернуть новорожденного той из них, которая, как только услышала приказ царя разрубить младенца мечом пополам, чтобы каждой досталась половина, сразу же согласилась отдать дитя сопернице. Настоящая мать готова на всё, ради того, чтобы её ребёнок жил.

Будучи религиозным человеком, я понимаю, что жизнь – это и есть самое ценное и прекрасное. А потому сам факт любви – взаимной ли, безответной ли, неважно – это уже невероятное счастье, которое коснулось тебя и сделало лучше, а твои будни ярче. Поэтому всегда нужно быть благодарным.

 

img_2031.jpg

 

- И не впадать в уныние, которое есть смертный грех... Евгений, самый интересный вопрос на свете – после вопроса о смысле жизни - что же такое любовь?

 

- Если ты любил, ты задаёшь себе вопросы. Что ты оставляешь в сердце: светлое или грязь? Да, возможно, тебя обидели, быть может, ты расстался как-то не так – но ты должен принять решение: ты будешь делать мир красивым или будешь мстить и всё разрушать?

Неразделённая любовь - это хорошо или плохо? Любимый человек поступил с тобой хорошо или плохо? Расставание – это, в конечном счёте, хорошо или плохо? Мне кажется, стоит воздержаться от таких жёстких оценочных суждений. Любовь – вне категорий, она над ними.

Любовь – это когда ты видишь мир прекрасным. Любовь - это желание делать мир лучше.

У Марии Петровых есть замечательное стихотворение о любви: «…даже на мусорной свалке Жестянки и склянки сверканьем алмазным, казалось, мечтают о чём-то прекрасном!».

Пока ты жив – ты творишь. Ты что-то делаешь. Ты наполняешь этот мир. Но ты постоянно должен выбирать и контролировать - чем именно наполняешь.

 

- Искусство очень наглядно показывает нам, какие муки порой охватывают душу человека, находящегося перед лицом такого выбора, какая в ней идёт борьба и, конечно, то, какая сила в результате выходит из этой схватки победителем. Недаром, кстати, современное искусство зачастую так уродливо…

 

- Люди, создающие деструктивное искусство – это люди, которые не видят любви, не захотели её увидеть. Они одиноки, они, к сожалению, слабы, они не смогли взять на себя ответственность за свои действия.

И потому выплёскивают ровно то, что чувствуют. Их искусство отображает их картину мира: то есть мир без любви и гармонии.

Если ты умеешь любить – значит, ты никогда не станешь разрушать. Несмотря ни на что, ты сохранишь в себе чувство любви и будешь нести его дальше.

А то, что в искусстве жизнеутверждающего и красивого порой звучит лёгкая нотка грусти – что же, это наш опыт, наши шрамы. Это всё то, что нас делает нами.

 

- Как раз недавно прочитала такую фразу: «Чтобы жить – надо забыть, а чтобы оставаться человеком – надо помнить»… Как вы думаете, без подсказок зритель разберётся в столь сложносочинённой концепции ваших проектов?

 

- Могу сказать, что грядущая выставка #Findmeinatheater действительно получается ещё более многослойной, чем была #Findmeinamuseum. Но подсказок точно не будет.

Ценно лишь то знание, к которому ты приходишь сам. Важны лишь те ответы, которые рождаются внутри тебя. Готовые ответы - это слишком легко. Такие ответы быстро выветриваются, ничего не давая взамен.

Здесь как с экзаменом, билеты которого ты бездумно, на автопилоте зазубрил, а как только получил зачётку, сразу всё забыл.

Это вовсе не означает, что мне не хотелось бы расслышать через зрителя ответы именно на те вопросы, которые я закладываю в проект: отклик мне очень интересен и важен, просто я убеждён в том, что работа души это труд, и труд честный.

Свой проект я воспринимаю, как шанс донести свои мысли, своё мироощущение хотя бы до небольшого количества людей, пусть даже до пары-тройки.

Если после выставки найдётся несколько человек, которые взглянут на жизнь немного по-другому, которые после долгого перерыва захотят вдруг открыть книгу, или скорректировать своё поведение и отношения с близкими, или просто, дай-то Бог, поверят в себя – это и станет для меня главной наградой.

 

img_2030.jpg

 

«Прачечный мост»

 

     На Прачечном мосту, где мы с тобой

     уподоблялись стрелкам циферблата,

     обнявшимся в двенадцать перед тем,

     как не на сутки, а навек расстаться,

     -- сегодня здесь, на Прачечном мосту,

     рыбак, страдая комплексом Нарцисса,

     таращится, забыв о поплавке,

     на зыбкое свое изображенье.

 

     Река его то молодит, то старит.

     То проступают юные черты,

     то набегают на чело морщины.

     Он занял наше место. Что ж, он прав!

     С недавних пор все то, что одиноко,

     символизирует другое время;

     а это - ордер на пространство. Пусть

     он смотрится спокойно в наши воды

     и даже узнает себя. Ему

     река теперь принадлежит по праву,

     как дом, в который зеркало внесли,

     но жить не стали.

 

(Иосиф Бродский, 1968)

 

67367043_2474022675994884_5732448255325765632_n.jpg


Комментарии


2019-08-08 12:08:54 Елена Коркина #
Спасибо, так красиво, что вспоминается Базаров: -- Не говори красиво, друг Аркадий.
И еще -- мелочь, но лучше поправить: моховик -- это гриб (от слова мох), а Вы имели в виду маховик (от слова махать).

Ответить / Цитировать

2019-08-08 13:24:30 Мария Дубинская #
Кому: Елена Коркина, e.korkina2010@yandex.ru, #2370900

Елена, спасибо! Конечно, это опечатка, но очень забавная. Спасибо, что заметили и сказали! Исправила)))

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: