На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Одушевлённая глина Елены Скворцовой.

« Назад

25.08.2018 17:57

Текст: Мария Дубинская

Фото: Дмитрий Дубинский; архив Елены Скворцовой (все снимки кликабельны)

 

Среди нас есть люди, благодаря творчеству которых становится уютнее жить. Москвичка Елена Скворцова, художник по керамике, определённо, из их числа.

К её работам хочется долго подбирать самые лучшие эпитеты, приглядываясь, подойдут ли, точны ли, но главное, мне кажется, всё-таки вот что: они замечательные не только потому, что выполнены руками одарённого мастера, но и потому ещё, что созданы очень тонким, чутким и сердечным человеком – от них веет добротой и теплом.

Смотришь – и на душе сразу хорошо!

 

DUB_9578

Елена Скворцова живёт и работает в Москве, она член Союза художников России; её работы продаются в арт-салонах столицы и, конечно, давно разлетелись по разным странам мира.

 

Елена необыкновенно внимательна к подробностям быта и жизни вообще. Она умеет запечатлевать - овеществлять, если хотите - то, что мы с течением времени накапливаем как самые драгоценные воспоминания и можем рассматривать лишь внутренним взором.

Все эти фигуры и фигурки, скульптуры, вазочки, чаши и блюда возвращают каждому из нас что-то очень личное, очень важное, очень родное.

 

DUB_9515

12313811_542684182573844_7076838160345015762_n 13590332_637943206381274_5461669550029621298_n

DUB_9530 

 

Здесь и хлебные крошки для гулек в парке, и мама мыла раму, а потом стирала пёстрые простыни и варила борщ, а ты, весь такой неуклюжий, укутанный по самый нос толстым вязаным шарфом, потерял варежку и топаешь из школы, пересчитывая трещинки на асфальте и - ни в коем случае! - не наступая на люки, и предвкушаешь момент, когда окажешься дома, и любимый пёс, повизгивая от восторга, бросится с порога навстречу и будет тыкаться счастливой мордой то тебе в живот, то в портфель, а потом ты пойдёшь в кухню, к вечно гудящему холодильнику, из-за чего чудится, что он всё время ворчит, большим пальцем лихо пробьёшь зелёную крышечку из фольги и жадными глотками выпьешь самый вкусный кефир на свете…

 

1fbbcb_341477ddb7c547a28663bc5e66c57764 1fbbcb_1f522752d67b4004b6392cf47b9ffcd9~mv2_d_1798_1789_s_2

17264376_776606802514913_884498558083558403_n 21686313_885391464969779_7604930400286524476_n 11148217_542684302573832_268123808753266423_n

13319958_622510724591189_1701318893511792275_n 13770489_647268042115457_4540874780884729899_n

 

Наверное, вот это ощущение маленького чуда, которое внезапно приключилось с тобой при встрече с работами Елены, и есть примета того, что принято называть настоящим искусством.

Это не просто глина, ожившая по воле удивительного художника, а будто бы такие, знаете, керамические кусочки счастья, которое, как оказалось, можно взять в руки, потрогать, поставить на полочку, чтобы любоваться. И хотя в сердце при этом щемит, ты радуешься какой-то давно позабытой радостью, и одновременно успокаиваешься, особенно, если были причины для тоски или раздражения.

В этих, вроде бы, незамысловатых, но необычайно милых сюжетах, которые представлены так талантливо, чувствуется душа. Поэтому для меня работы Елены – это одушевлённая глина.

 

DUB_9633

 

А началось всё с того, что кто-то из моих друзей лайкнул одну из работ Елены в фейсбуке и, таким образом, я её тоже вдруг увидела в своей ленте. И сразу поняла, что это невероятно здорово. Такие вещи очень хочется иметь у себя!

Я написала Лене письмо и вскоре она пригласила домой на интервью. Её квартира больше напоминает некое арт-пространство, потому что эти несколько комнат на первом этаже – под стать своей хозяйке-художнику.

Повсюду множество керамических фигурок, блюд, тарелок, картинок и картин, книг, вазочек, цветов…

Честное слово: в обыкновенной многоэтажке прячется настоящая галерея.

 

DUB_9533

DUB_9571

DUB_9534

 

- Лена, поделитесь, пожалуйста, своей историей - расскажите, как из человека получается художник?

 

- Мои родители были физиками, а я не то, чтобы была лириком, но рисовала хорошо и очень это любила.

Настолько, что мама, по-моему, даже какое-то время немного переживала – а вдруг с дочкой что-то не так, потому что я рисованием буквально бредила.

Но в детскую студию керамики на Профсоюзной она меня всё-таки отвела, и я с удовольствием стала туда ходить. Там я рисовала бесконечно.

 

DSCF0039

18664241_819995958175997_3567982407837562531_n

DSCF0041

 

- А после школы вы где художественное образование получали?

 

- Я поступила в Строгановку, на отделение подготовки мастеров-ювелиров. У меня там всё вполне нормально складывалось. Правда, от всех этих специальных паст и смесей руки постоянно чёрные были, а в мои восемнадцать лет это мне как-то не очень понравилось, и тогда я решила перейти на керамику.

И вот там уже развернулась по-настоящему, выяснилось, что вот оно где, раздолье-то!

Помимо керамики и ювелирки увлеклась ещё и тканями, с ними тоже успела поработать. Но у материала есть свои особенности – не всё удавалось «извратить» так, как мне хотелось бы, как ту же глину, например. А ведь меня одолевала жажда экспериментов!

Мне очень нравилось учиться и пробовать себя в новых направлениях. А потом настал период, когда я больше не смогла посвящать время учёбе - родилась дочка, я развелась с мужем.

Надо было как-то зарабатывать. Так я устроилась на телевидение, рисовать.

 

DUB_9517 DUB_9535

DUB_9577

DUB_9518 DUB_9513

 

- Неожиданно…

 

- Да, выяснилось, что и там нужны художники. Мне туда помог устроиться брат, работавший в компании «Меркатор», которую на тот момент недавно основал.

Они занимались компьютерной графикой, тогда только начинали, а сейчас это очень известная компания.

И вот я стала для них что-то рисовать, но не на компьютере, а по старинке. Скорее даже, чаще просто идеи какие-то подавала, в оформлении для каналов разных принимала участие и так далее.

Помню, была очень симпатичная работа с Евгением Гришковцом. Каждый день он, в характерной для себя манере, записывал по маленькой видеоистории.

Всё это было уже больше десяти лет назад. И вот для этих милых коротеньких роликов я «задник» делала, фон такой.

 

Image_6291

14991820_700365683472359_2607070321040142884_n 21557450_883048571870735_9096858530757891778_n

Image_6289

 

- А я помню эти истории! Всегда смотрела их, очень нравились.

 

- Я трудилась над этим проектом с большим удовольствием и вспоминаю то время с теплотой. А потом я всё-таки произвела на свет вторую девочку и пока была в декретном отпуске, поняла, что на работу меня и не тянет вовсе, возвращаться туда что-то совсем не хочу.

Это при том, что она, конечно, хорошая у меня была, да ещё и с братом рядом, директором, к тому же.

И тут у меня появилась возможность пойти на завод ЭТПК «Воронцово» СХ. Перевожу: ЭТПК – это Экспериментальный творческо-производственный комбинат, а СХ - Союза художников.

И вот когда я там очутилась, сразу поняла – моё! То, что мне нужно. И осталась.

 

IMG_4704

1fbbcb_e71126d3468f48d5a2b8cd3ed1e35656 1fbbcb_fc47d644f1e74b9a906c8810d8c39291

1

 

- То есть работа на предприятии оказалась лучше работы на ТВ?

 

- Всё дело в формате и атмосфере. Когда есть начальство – пусть даже «своё», это всё равно для меня очень сложно. К тому же, мне очень не нравится, когда от меня, от скорости выполнения задачи и результатов моего труда зависят люди.

Это же всё не чисто моя работа была. Там же кто-то должен был мой замысел реализовать - интерпретировать, нарисовать в компьютере, обработать как-то…

А здесь, в «Воронцово», всё моё, собственное. Я всё делаю сама. И так, как я хочу. Нравится - беру заказ, не нравится - не беру. Замечательно. Так удобно, так комфортно! И могу приходить сюда, когда пожелаю. Правда, я всё равно там сижу с утра до ночи, потому что всё это очень люблю.

 

16865087_768136473361946_3622058526757665451_n

13557703_635796049929323_3926751965821587456_n 16640935_758068134368780_4022226715666084437_n

17021498_768138730028387_8563384500347946038_n

 

- А дома вы работаете?

 

- Дома я работаю очень редко. Мне нравится работать на комбинате, там студия. Хотя, на самом деле, студией это назвать сложно, просто это я сама так называю, а вообще-то там очень советского типа учреждение с соответствующими помещениями.

У нас большая комната с большими тяжёлыми столами, печь. Человек на семь пространство рассчитано. Но в реальности сюда ходит гораздо меньше керамистов.

 

21317691_876612939180965_3983288928176770523_n

DUB_9631  

Собачка Соня - домашняя муза Лены.

16996472_768136250028635_4619341780426503647_n

DUB_9594

 

- Расскажите про комбинат «Воронцово» поподробнее, мне кажется, многим это будет интересно.

 

- О нём можно долго рассказывать... Это место знаковое. Очень интересная контора с огромной историей. Появилась она в 1960-ых. В этих стенах выросли все самые лучшие наши, советские, художники-керамисты. Легендарные Эмилия Таратута, Мария Фаворская, Любовь Ненашева… Очень много знаменитых имён.

У меня есть знакомые коллекционеры, так вот, приобретая очередную советскую фигурку, они с изумлением узнают, что некоторые авторы, из тех, что создавали эти уникальные вещицы, ещё живы…

Словом, все московские керамисты точно через этот комбинат проходили, потому что больше в СССР было негде этому ремеслу учиться. Школа здесь была мощнейшая. И тут я, конечно, очень многому научилась.

В «Воронцово» учили использовать разные приспособления и работать в разных техниках. Это дорогого стоит.

К тому же, на комбинате существует такая замечательная штука как творческие группы. Ты сидишь и наблюдаешь за тем, как работают мастера. Раз в два года художник, если повезёт, может оказаться в такой группе.

А что мы в Строгановке могли? Нет, нас там как-то учили, конечно, но ведь это были 1990-ые… Педагоги часто менялись, периодически их не было вообще.

Так что всему самому главному я научилась уже позже. Смотрела, как люди работают и впитывала.

Если ты варишься в своём соку, никуда не выходишь, не интересуешься другими художниками – ты не можешь развиваться. Замкнутое пространство - это пространство без перспектив... 

 

DUB_9544

19248003_832089833633276_6487867100898722416_n 19225205_832090466966546_2984096878198746333_n

28467792_971813376327587_7940362822272032903_n 28576511_971812776327647_4362333300742679853_n

 

- Лена, ваш особенный, неповторимый стиль ни с чем не спутаешь. Вы как-то сами называете его для себя? Вот всю эту, если можно так выразиться, милую советскую «бытовуху», детство, какие-то такие, очень родненькие, знакомые каждому, кто застал СССР, сюжеты…

 

- Да, «бытовуха» – это действительно моё всё. Но никаких специальных наименований я не придумывала и свой стиль никак не называю. Это просто керамика, просто лепка.

Я просто леплю про то, что лично меня трогает, и так, как душа просит. А детство в моих работах не обязательно только советское – они о детстве вообще.

Ещё я очень люблю цветы и плоды. Природные мотивы у меня встречаются довольно часто. И это не только мои любимые «цветочные» тарелки, это и самостоятельные элементы интерьера.

А ещё мне нравится нафантазировать что-нибудь совсем уж необычное, глина ведь мистический материал. Так, например, появилась серия моих компрачикосов…

 

37760506_1074811636027760_7654373372129705984_n 36333937_1048716875303903_6288797655761944576_n

_DSF0747

На фоне остальных работ серия "Компрачикосы", созданная под впечатлением от знаменитого романа Гюго "Человек, который смеётся", кажется довольно нетипичной для художницы. Однако, на самом деле, у Лены хватает вот таких "необычностей" - чтобы убедиться в этом, достаточно посетить её сайт, раздел "Разное" и "Вазы и сосуды". Ещё одна грань потрясающего таланта.

29684027_990705854438339_8064227569000252592_n 29572616_990705787771679_8470213650366011639_n

 

- В каких техниках вы предпочитаете работать?

 

- В основном я работаю в цветной глазури. Это моя самая любимая техника. Нравится она мне тем, что сложная. В том смысле, что она непредсказуема.

Например, есть фаянс с рисунком – что нарисовал, то и будет. А вот с глазурью не так: если работаешь с ней – жди сюрпризов. Она меняет цвета; ты не можешь знать наверняка, какой получится оттенок.

Есть глазури, которые ведут себя ну очень неадекватно, и это круто и здорово, хотя иногда даже немного меня пугает.

Влияние солей металлов – великая и странная вещь... Есть ещё одна техника, которую тоже люблю – на цветную глину наносится узор массой из другой глины. Глина на глине - очень интересный эффект.

 

23131878_905174532991472_8860477405575427629_n

16999235_768139096695017_370965643776342688_n

 

- А ваши дочки интересуются керамикой?

 

- Мои дети к глине, в общем-то, равнодушны. Им, конечно, нравится то, что я делаю, но лепка их не вдохновляет.

А я, кстати, всегда была готова к тому, что керамистами они не станут. Зачем? Пусть занимаются тем, что им нравится.

Старшая дочь, ей 22, живёт в Питере, она очень хорошо поёт, серьёзно увлечена джазовым вокалом, а младшей 15, ей нравится математика. Пока вот так.

 

_DSF0733

1fbbcb_2a63ee00f9d44090bd14cd016246e023 _DSF0725-1

_DSF0737

 

- Судя по страничке в фейсбуке, у вашего таланта много поклонников, что абсолютно понятно. Здорово, что в наши дни достаточно виртуальной галереи, чтобы заявить о себе и стать известным. А как часто вы проводите реальные выставки?

 

- Вы знаете, с фейсбуком у меня любопытно вышло. Это ведь изначально была просто моя личная страница, совершенно обычная. Я ни о чём таком даже не думала, я не из тех, кто часами зависает в сети.

Периодически, от случая к случаю, я показывала друзьям свои новые работы, вот и всё. Неожиданно аудитория начала расти, люди стали мне писать. Всё это было большим сюрпризом для меня.

Я до сих пор озадачена, не понимаю толком, как всё это получилось, потому, что ничего специально для этого не предпринимала; я очень далека от «продвижения в сети» и всего в этом духе. Благодарю всех, кто интересуется тем, что я делаю.

Что касается выставок. У керамистов регулярно проходят совместные выставки, например, в ЦДХ на Крымском валу. А персональную экспозицию устроить сложно. Нужны регалии.

Но собирать регалии – это же отдельная работа, которая отнимает много времени и сил… А я хочу лепить.

 

DUB_9638

21371040_876612919180967_3874864793915411570_n

DUB_9527


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: