Одушевлённая глина Елены Скворцовой.
« НазадТекст: Мария Дубинская
Фото: Дмитрий Дубинский; архив Елены Скворцовой (все снимки кликабельны)
Среди нас есть люди, благодаря творчеству которых становится уютнее жить. Москвичка Елена Скворцова, художник по керамике, определённо, из их числа.
К её работам хочется долго подбирать самые лучшие эпитеты, приглядываясь, подойдут ли, точны ли, но главное, мне кажется, всё-таки вот что: они замечательные не только потому, что выполнены руками одарённого мастера, но и потому ещё, что созданы очень тонким, чутким и сердечным человеком – от них веет добротой и теплом.
Смотришь – и на душе сразу хорошо!
Елена Скворцова живёт и работает в Москве, она член Союза художников России; её работы продаются в арт-салонах столицы и, конечно, давно разлетелись по разным странам мира.
Елена необыкновенно внимательна к подробностям быта и жизни вообще. Она умеет запечатлевать - овеществлять, если хотите - то, что мы с течением времени накапливаем как самые драгоценные воспоминания и можем рассматривать лишь внутренним взором.
Все эти фигуры и фигурки, скульптуры, вазочки, чаши и блюда возвращают каждому из нас что-то очень личное, очень важное, очень родное.
Здесь и хлебные крошки для гулек в парке, и мама мыла раму, а потом стирала пёстрые простыни и варила борщ, а ты, весь такой неуклюжий, укутанный по самый нос толстым вязаным шарфом, потерял варежку и топаешь из школы, пересчитывая трещинки на асфальте и - ни в коем случае! - не наступая на люки, и предвкушаешь момент, когда окажешься дома, и любимый пёс, повизгивая от восторга, бросится с порога навстречу и будет тыкаться счастливой мордой то тебе в живот, то в портфель, а потом ты пойдёшь в кухню, к вечно гудящему холодильнику, из-за чего чудится, что он всё время ворчит, большим пальцем лихо пробьёшь зелёную крышечку из фольги и жадными глотками выпьешь самый вкусный кефир на свете…
Наверное, вот это ощущение маленького чуда, которое внезапно приключилось с тобой при встрече с работами Елены, и есть примета того, что принято называть настоящим искусством.
Это не просто глина, ожившая по воле удивительного художника, а будто бы такие, знаете, керамические кусочки счастья, которое, как оказалось, можно взять в руки, потрогать, поставить на полочку, чтобы любоваться. И хотя в сердце при этом щемит, ты радуешься какой-то давно позабытой радостью, и одновременно успокаиваешься, особенно, если были причины для тоски или раздражения.
В этих, вроде бы, незамысловатых, но необычайно милых сюжетах, которые представлены так талантливо, чувствуется душа. Поэтому для меня работы Елены – это одушевлённая глина.
А началось всё с того, что кто-то из моих друзей лайкнул одну из работ Елены в фейсбуке и, таким образом, я её тоже вдруг увидела в своей ленте. И сразу поняла, что это невероятно здорово. Такие вещи очень хочется иметь у себя!
Я написала Лене письмо и вскоре она пригласила домой на интервью. Её квартира больше напоминает некое арт-пространство, потому что эти несколько комнат на первом этаже – под стать своей хозяйке-художнику.
Повсюду множество керамических фигурок, блюд, тарелок, картинок и картин, книг, вазочек, цветов…
Честное слово: в обыкновенной многоэтажке прячется настоящая галерея.
- Лена, поделитесь, пожалуйста, своей историей - расскажите, как из человека получается художник?
- Мои родители были физиками, а я не то, чтобы была лириком, но рисовала хорошо и очень это любила.
Настолько, что мама, по-моему, даже какое-то время немного переживала – а вдруг с дочкой что-то не так, потому что я рисованием буквально бредила.
Но в детскую студию керамики на Профсоюзной она меня всё-таки отвела, и я с удовольствием стала туда ходить. Там я рисовала бесконечно.
- А после школы вы где художественное образование получали?
- Я поступила в Строгановку, на отделение подготовки мастеров-ювелиров. У меня там всё вполне нормально складывалось. Правда, от всех этих специальных паст и смесей руки постоянно чёрные были, а в мои восемнадцать лет это мне как-то не очень понравилось, и тогда я решила перейти на керамику.
И вот там уже развернулась по-настоящему, выяснилось, что вот оно где, раздолье-то!
Помимо керамики и ювелирки увлеклась ещё и тканями, с ними тоже успела поработать. Но у материала есть свои особенности – не всё удавалось «извратить» так, как мне хотелось бы, как ту же глину, например. А ведь меня одолевала жажда экспериментов!
Мне очень нравилось учиться и пробовать себя в новых направлениях. А потом настал период, когда я больше не смогла посвящать время учёбе - родилась дочка, я развелась с мужем.
Надо было как-то зарабатывать. Так я устроилась на телевидение, рисовать.
- Неожиданно…
- Да, выяснилось, что и там нужны художники. Мне туда помог устроиться брат, работавший в компании «Меркатор», которую на тот момент недавно основал.
Они занимались компьютерной графикой, тогда только начинали, а сейчас это очень известная компания.
И вот я стала для них что-то рисовать, но не на компьютере, а по старинке. Скорее даже, чаще просто идеи какие-то подавала, в оформлении для каналов разных принимала участие и так далее.
Помню, была очень симпатичная работа с Евгением Гришковцом. Каждый день он, в характерной для себя манере, записывал по маленькой видеоистории.
Всё это было уже больше десяти лет назад. И вот для этих милых коротеньких роликов я «задник» делала, фон такой.
- А я помню эти истории! Всегда смотрела их, очень нравились.
- Я трудилась над этим проектом с большим удовольствием и вспоминаю то время с теплотой. А потом я всё-таки произвела на свет вторую девочку и пока была в декретном отпуске, поняла, что на работу меня и не тянет вовсе, возвращаться туда что-то совсем не хочу.
Это при том, что она, конечно, хорошая у меня была, да ещё и с братом рядом, директором, к тому же.
И тут у меня появилась возможность пойти на завод ЭТПК «Воронцово» СХ. Перевожу: ЭТПК – это Экспериментальный творческо-производственный комбинат, а СХ - Союза художников.
И вот когда я там очутилась, сразу поняла – моё! То, что мне нужно. И осталась.
- То есть работа на предприятии оказалась лучше работы на ТВ?
- Всё дело в формате и атмосфере. Когда есть начальство – пусть даже «своё», это всё равно для меня очень сложно. К тому же, мне очень не нравится, когда от меня, от скорости выполнения задачи и результатов моего труда зависят люди.
Это же всё не чисто моя работа была. Там же кто-то должен был мой замысел реализовать - интерпретировать, нарисовать в компьютере, обработать как-то…
А здесь, в «Воронцово», всё моё, собственное. Я всё делаю сама. И так, как я хочу. Нравится - беру заказ, не нравится - не беру. Замечательно. Так удобно, так комфортно! И могу приходить сюда, когда пожелаю. Правда, я всё равно там сижу с утра до ночи, потому что всё это очень люблю.
- А дома вы работаете?
- Дома я работаю очень редко. Мне нравится работать на комбинате, там студия. Хотя, на самом деле, студией это назвать сложно, просто это я сама так называю, а вообще-то там очень советского типа учреждение с соответствующими помещениями.
У нас большая комната с большими тяжёлыми столами, печь. Человек на семь пространство рассчитано. Но в реальности сюда ходит гораздо меньше керамистов.
Собачка Соня - домашняя муза Лены.
- Расскажите про комбинат «Воронцово» поподробнее, мне кажется, многим это будет интересно.
- О нём можно долго рассказывать... Это место знаковое. Очень интересная контора с огромной историей. Появилась она в 1960-ых. В этих стенах выросли все самые лучшие наши, советские, художники-керамисты. Легендарные Эмилия Таратута, Мария Фаворская, Любовь Ненашева… Очень много знаменитых имён.
У меня есть знакомые коллекционеры, так вот, приобретая очередную советскую фигурку, они с изумлением узнают, что некоторые авторы, из тех, что создавали эти уникальные вещицы, ещё живы…
Словом, все московские керамисты точно через этот комбинат проходили, потому что больше в СССР было негде этому ремеслу учиться. Школа здесь была мощнейшая. И тут я, конечно, очень многому научилась.
В «Воронцово» учили использовать разные приспособления и работать в разных техниках. Это дорогого стоит.
К тому же, на комбинате существует такая замечательная штука как творческие группы. Ты сидишь и наблюдаешь за тем, как работают мастера. Раз в два года художник, если повезёт, может оказаться в такой группе.
А что мы в Строгановке могли? Нет, нас там как-то учили, конечно, но ведь это были 1990-ые… Педагоги часто менялись, периодически их не было вообще.
Так что всему самому главному я научилась уже позже. Смотрела, как люди работают и впитывала.
Если ты варишься в своём соку, никуда не выходишь, не интересуешься другими художниками – ты не можешь развиваться. Замкнутое пространство - это пространство без перспектив...
- Лена, ваш особенный, неповторимый стиль ни с чем не спутаешь. Вы как-то сами называете его для себя? Вот всю эту, если можно так выразиться, милую советскую «бытовуху», детство, какие-то такие, очень родненькие, знакомые каждому, кто застал СССР, сюжеты…
- Да, «бытовуха» – это действительно моё всё. Но никаких специальных наименований я не придумывала и свой стиль никак не называю. Это просто керамика, просто лепка.
Я просто леплю про то, что лично меня трогает, и так, как душа просит. А детство в моих работах не обязательно только советское – они о детстве вообще.
Ещё я очень люблю цветы и плоды. Природные мотивы у меня встречаются довольно часто. И это не только мои любимые «цветочные» тарелки, это и самостоятельные элементы интерьера.
А ещё мне нравится нафантазировать что-нибудь совсем уж необычное, глина ведь мистический материал. Так, например, появилась серия моих компрачикосов…
На фоне остальных работ серия "Компрачикосы", созданная под впечатлением от знаменитого романа Гюго "Человек, который смеётся", кажется довольно нетипичной для художницы. Однако, на самом деле, у Лены хватает вот таких "необычностей" - чтобы убедиться в этом, достаточно посетить её сайт, раздел "Разное" и "Вазы и сосуды". Ещё одна грань потрясающего таланта.
- В каких техниках вы предпочитаете работать?
- В основном я работаю в цветной глазури. Это моя самая любимая техника. Нравится она мне тем, что сложная. В том смысле, что она непредсказуема.
Например, есть фаянс с рисунком – что нарисовал, то и будет. А вот с глазурью не так: если работаешь с ней – жди сюрпризов. Она меняет цвета; ты не можешь знать наверняка, какой получится оттенок.
Есть глазури, которые ведут себя ну очень неадекватно, и это круто и здорово, хотя иногда даже немного меня пугает.
Влияние солей металлов – великая и странная вещь... Есть ещё одна техника, которую тоже люблю – на цветную глину наносится узор массой из другой глины. Глина на глине - очень интересный эффект.
- А ваши дочки интересуются керамикой?
- Мои дети к глине, в общем-то, равнодушны. Им, конечно, нравится то, что я делаю, но лепка их не вдохновляет.
А я, кстати, всегда была готова к тому, что керамистами они не станут. Зачем? Пусть занимаются тем, что им нравится.
Старшая дочь, ей 22, живёт в Питере, она очень хорошо поёт, серьёзно увлечена джазовым вокалом, а младшей 15, ей нравится математика. Пока вот так.
- Судя по страничке в фейсбуке, у вашего таланта много поклонников, что абсолютно понятно. Здорово, что в наши дни достаточно виртуальной галереи, чтобы заявить о себе и стать известным. А как часто вы проводите реальные выставки?
- Вы знаете, с фейсбуком у меня любопытно вышло. Это ведь изначально была просто моя личная страница, совершенно обычная. Я ни о чём таком даже не думала, я не из тех, кто часами зависает в сети.
Периодически, от случая к случаю, я показывала друзьям свои новые работы, вот и всё. Неожиданно аудитория начала расти, люди стали мне писать. Всё это было большим сюрпризом для меня.
Я до сих пор озадачена, не понимаю толком, как всё это получилось, потому, что ничего специально для этого не предпринимала; я очень далека от «продвижения в сети» и всего в этом духе. Благодарю всех, кто интересуется тем, что я делаю.
Что касается выставок. У керамистов регулярно проходят совместные выставки, например, в ЦДХ на Крымском валу. А персональную экспозицию устроить сложно. Нужны регалии.
Но собирать регалии – это же отдельная работа, которая отнимает много времени и сил… А я хочу лепить.
Комментарии
Комментариев пока нет