На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Легенда гармоники Джайлз Робсон в Москве: «Блюз разговаривает с самой душой человека».

« Назад

17.11.2016 16:13

Текст: Мария Новикова

Фото: http://www.gilesrobson.com/

 

Как записать четыре альбома за один день, почему быть художником сложнее, чем музыкантом, и о том, чего сильно не хватает современному блюзу – в интервью со знаменитым британским блюзменом Джайлзом Робсоном, который недавно дал серию концертов в Москве.

 

static1.squarespace.com

Джайлз Робсон (в центре) и его The Giles Robson Band, 2016.

 

"Один из лучших исполнителей на гармонике, каких только видел свет. Точка" - так лондонское музыкальное издание The Blues Kitchen одним промозглым осенним утром отозвалось о Джайлзе Робсоне, подобрав, вероятно, самое точное определение из всех возможных.

Он начал играть на губной гармонике, когда был подростком, желая излить через музыку грусть от потери близких людей.

Сегодня он уже признанный маэстро, виртуоз этого инструмента. Его концертов ждут по всему миру.

В начале ноября Робсон в рамках мирового турне, посвящённого выходу своего нового альбома, побывал в Москве, где дал четыре сольных концерта и один раз выступил совместно с акустической группой Folkline.

Мне посчастливилось пообщаться с известным музыкантом после одного из аншлаговых выступлений.

Очень хотелось разобраться: с чего начался этот необычный и крайне успешный роман блюзмена с губной гармоникой?

 

lighter+cover+image

 

- Когда вы начали заниматься музыкой?

 

- Я начал играть на скрипке в семь лет, а на губной гармонике - уже когда мне исполнилось четырнадцать, и она зацепила меня больше.

 

- Играть на скрипке в семь лет… Вы из музыкальной семьи?

 

- Из моих родных только прадед пел в опере, правда, на любительском уровне.

Отец и мать же отреагировали на моё увлечение музыкой непониманием, это повергло их в полнейший ужас!

Они говорили, что это жестокий и ненадежный бизнес и, как и любые родители, желали мне лучшего.

Однако впоследствии они всё-таки очень меня поддержали.

 

Zrzut ekranu 2013-01-18 o 13.09.37

 

- А с чего вообще началось ваше увлечение именно блюзом?

 

- В то время мы слушали музыку на кассетах, и две из них просто ошеломили меня.

Первая была собранием композиций Мадди Уотерс под названием Rock Me, а вторая – сборником мастеров гармоники Blow Brother Blow из серии Charley Blues Masterworks.

Именно игра Литтл Уолтера Джейкобса из этого сборника произвела на меня самое сильное впечатление.

Если абстрагироваться от блюза, то я могу выделить ещё один момент из жизни, который произвел на меня сильное впечатление.

Это было то мгновение, когда я впервые услышал клезмер, традиционную музыку евреев, это произошло в еврейском квартале Кракова.

Я сидел тогда в маленьком пабе под названием Singer Bar, и в ту самую секунду, когда раздалась музыка, у меня появилось такое же чувство, которое возникает каждый раз, когда я слушаю свой любимый блюз...

 

MI0003222594 R-1366115-1233713462.jpeg

 

Судя по всему, у героя нашего интервью с раннего детства был весьма неплохой вкус в музыке.

Литтл Уолтер – блюзовый музыкант и губной гармонист, удостоившийся места в Зале славы рок-н-ролла в категории «аккомпанирующий музыкант» благодаря созданной им революционной технике игры на губной гармонике.

Теперь же величайшим из ныне живущих мастеров этого музыкального инструмента называют самого Джайлза Робсона.

 

maxresdefault98

 

- А почему вы с самого начала своей музыкальной карьеры выбрали столь необычный инструмент, как губная гармоника?

 

- Я просто как-то сразу почувствовал связь между гармоникой, блюзовой музыкой и собой. И она не обрывается по сей день. Это необычайное ощущение накатило мгновенно…

Теперь, когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что тот момент совпал со смертью моих дедушки, бабушки и прабабушки, которые жили по соседству от нас и с которыми я был очень близок.

Пережив эти трагические события, я что-то такое расслышал в блюзовой музыке, что тронуло меня глубоко в душе и породило вот эту связь между мной и чувственной игрой на губной гармонике.

 

static1.squarespace.com98 static1.squarespace.com

Робсон с друзьями и коллегами по бэнду. The Giles Robson Band, 2016.

 

- Однако до этого, изначально, вы хотели заняться изобразительным искусством и стать иллюстратором. Почему же все-таки победила гармоника?

 

- В моём представлении быть иллюстратором в разы сложнее, нежели музыкантом, поскольку это требует долгих часов работы в одиночестве.

С музыкой же ты всегда находишься в компании своих друзей-музыкантов и слушателей, которые тебя поддерживают.

Да и, говоря откровенно, не думаю, что у меня был особый выбор: меня постоянно возвращало и тянуло к музыке, что бы я ни делал. Так что я решил просто не сопротивляться этому, отдаться творчеству и посвятить музыке всю свою жизнь.

Если ты хочешь быть музыкантом, то у тебя должна быть такая любовь к музыке, которая граничит с одержимостью, в противном случае, ты можешь внезапно обнаружить себя в офисе, работающим на чужого дядю за строго ограниченную зарплату.

 

maxresdefault7

 

- Итак, мы узнали, что вас сподвигло связать свою жизнь с блюзом. Из чего же вы черпаете вдохновение сейчас, находясь на вершине славы блюзмена?

 

- Для меня главным источником вдохновения всегда был и остаётся чикагский блюз 1950-х годов, в котором, по моему мнению, сочетается всё - ритм, ярко выраженные эмоции и глубокомысленные тексты.

Кроме того, я часто слушаю композиции в других жанрах – рок, джаз…

Если ты являешься исполнителем в каком-то определённом музыкальном стиле, это не должно мешать тебе интересоваться другими.

Напротив, такой кругозор даже помогает лучше ориентироваться в своей собственной музыке.

 

giles-robson-shot

 

- Недавно вы выпустили сольный альбом, который записали всего за одну сессию.

Такая запись «одним дублем» была запланирована или просто звёзды совпали и всё вышло идеально с первого раза?

 

- Мы с самого начала хотели записать альбом вживую, спонтанно, чтобы слушатели постоянно оставались на одной волне с нами.

Именно так в 1950-60-х и 1970-х годах и записывались все джазовые и блюзовые альбомы. Например, Майлз Дейвиз записал четыре альбома за один день – Steamin’, Relaxin’, Cookin’, Workin’.

А Джимми Смит справился с двумя за сутки, записав Back at the chicken shack и Midnight special.

Вот и мы в новом альбоме хотели запечатлеть «тот самый момент записи», когда четыре музыканта играют одновременно, без возможности что-либо переписать, «без подстраховки».

Мне кажется, именно этого живого чувства и не хватает современному блюзу.

 

 

 

- И что же вы хотели выразить в этом необычном альбоме?

 

- Я хотел запечатлеть блюзовый грув (внутреннее ощущение движения в такт музыке – прим. «Окно в Москву») и спонтанность, которые охватывают тебя, как только звуки этой музыки доносятся до твоих ушей.

По большому счёту то, что делает наш блюзовый альбом особенным, это его ритм, поэтому мы начинали писать все песни с барабана.

Мне повезло, что со мной работали басист и барабанщик, которые понимали, как ритм и грув работают в блюзе.

Добавьте к этому прекрасную игру на гитаре Энди Макнайта, гармонику, идеальные вокальные партии - и вуаля: у нас получилось что-то очень особенное!

 

normal_349

 

- Ради презентации этого альбома вы во второй раз в жизни приехали в Москву. Сильно ли этот город изменился с вашей последней поездки сюда три года назад?

 

- Москва всё такая же огромная и величественная… Это именно то, что ошеломляет меня, когда я приезжаю в большой город: широкие проспекты, гигантские здания…

Я обожаю мегаполисы, обожаю людей, обожаю архитектуру, так что я всегда рад новому визиту в Москву.

 

maxresdefault

Джайлз Робсон и его бэнд в Москве, 2016.

 

- Одной из площадок, на которой вы в этот раз выступали в Москве, стал зал Центрального дома художника на Крымском валу. Какие у вас ощущения от концерта?

 

- Ощущения - супер! Я вообще считаю, что Москве очень повезло с музыкальной жизнью.

Здесь огромное число талантливых исполнителей и крутых клубов, так что для меня всегда большое удовольствие работать со здешними коллективами.

Они знают свое дело, и каждый концерт проходит на ура.

 

t6igpbvi46E

 

- А поклонники в вашей родной Британии чем-то отличаются от московской аудитории?

 

- По-моему, если речь заходит о блюзе, то на свете существует лишь одна аудитория – человеческие существа.

Блюз разговаривает с самой душой человека, а у душ нет различий, вроде национальности и цвета кожи. Музыка всех объединяет.

Самое приятное в моих мировых турне – это видеть у людей, вне зависимости от культуры, к которой они принадлежат, одну и ту же реакцию на мою музыку.

 

giles_robson_1170x1650 fMkTJG-LWMo

 

- И напоследок, какой самый крутой комплимент вы получали в своей жизни?

 

- Обладатель премии «Грэмми» Шуга Блю (Sugar Blue), игравший с самими Rolling Stones, как-то сказал мне, что видел вживую выступление Уолтера Хортона в Чикаго в 1970-х годах, и с тех пор его мало чем можно удивить, но мне всё-таки удалось это сделать.

Эти слова для меня очень много значат.

 

- Благодарю за беседу!

 

Jezl651OZps


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: