Дмитрий Харатьян: "Я больше не Иванушка-дурачок"
« НазадТекст: Андрей Князев
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Дмитрий Харатьян - пожалуй, самый известный из "гардемаринов" – 21 января отпразднует юбилей: актёру исполнится 55 лет.
Он и сегодня необычайно деятелен - так же, как и двадцать лет назад. А востребован ещё больше.
Снимается, президентствует на нескольких кинофестивалях и, вдобавок, успешен как телеведущий – в этом амплуа работает уже одиннадцатый год.
- Дмитрий, вас нередко ассоциируют исключительно с этаким романтическим, лёгким, позитивным и обаятельным героем. Но в тех песнях, которые вы исполняете во время своих концертов, всё чаще слышны грустные интонации.
Стало заметно больше композиций, которые можно назвать раздумьями, размышлениями. Звучат вещи Булата Окуджавы, Юрия Визбора... Что произошло?
- Просто я сильно повзрослел. И мой репертуар повзрослел вместе со мной. Нельзя же десятилетиями развлекать зрителей исключительно весёлыми песенками!
Необходимо, чтобы люди сострадали, переживали сильные эмоции... Для души это очень полезно. И не только для души слушателя, но и для моей собственной тоже.
Я стал больше всматриваться внутрь себя. Регулярно занимаюсь самокопанием. Изучаю, на что душа отзывается… И, знаете, похоже, уже начало получаться находить смысл и оправдание тому, что делал все предыдущие годы. Этот процесс нельзя назвать лёгким, но я стараюсь.
- То есть сегодня вы погружены, в основном, в философские мысли?
- Я считаю, так: лучше думать, чем не думать. Нужно научиться провоцировать себя на неудобные мысли. Я уже давно перешёл в иную возрастную категорию, когда человека интересуют совсем другие вещи, другие характеры, другие герои, понимаете?
Увы, многие режиссёры продолжают видеть во мне только романтика - успешного, позитивного, с таким светлым взглядом на жизнь… Словом, этакого Иванушку-дурачка. А я же изменился.
- Но разве Иванушка - это плохо?
- Может быть, и неплохо. Но когда вспоминаешь, что тебе уже стукнуло за полтинник, а ты всё ещё играешь юношу, становится не по себе. Не очень-то это уютно, скажу откровенно. Я ведь понимаю, что у публики возникает впечатление – хотел бы всё же верить, что обманчивое - что до серьёзных ролей этот артист так и не дорос.
- Хочу вас немного успокоить: судя по некоторым фильмам и сериалам, которые довольно часто в последнее время показывают по центральным телеканалам, режиссёры всё-таки рассмотрели в вас и другие – не только «мальчишечьи» - качества. И даже не самые лучшие, так сказать.
- Вы так считаете? Это хорошо. Ведь я, как и каждый человек – бываю разным, да и актёрское перевоплощение тоже никто не отменял. И в целом я вовсе не жалуюсь, поймите правильно.
Строго говоря, если человек в душе романтик, то его романтическая природа никуда не денется, и другие это ощущают... А то, что в последние несколько лет определённые режиссёры действительно разглядели во мне кое-что ещё – из того, чем я живу сейчас и что меня беспокоит, это замечательно. Я за это благодарен им. Как и каждый человек, я подвержен разным настроениям, меня одолевают разные мысли и, конечно, я бы не хотел, чтобы на меня вешали ярлык...
Дмитрий Харатьян и Наталья Варлей. (Фото: Дмитрий Дубинский)
- В принципе, те, кто вас знает, никогда ярлык и не повесят. Вы и актёр, и режиссёр, и телеведущий, и на гитаре великолепно играете, преподаёте… Но ваши друзья утверждают, что на первом месте для вас сегодня пение, это так?
- Да! Это было моей давней мечтой. И я по-настоящему счастлив, что она осуществилась. Я и раньше много пел, но выйти на такой уровень, как сейчас, не получалось.
А к пятидесяти годам, видите, всё стало складываться как нельзя лучше: и музыкальная комедия в моей жизни появилась, и рок-опера, и танцы... Я даже получил предложение от самого Николая Рыбникова сыграть в его театре Хоакина Мурьету!
- А ведь у вас нет музыкального образования!
- Чистая правда. Всё, что касается моих вокальных данных, было ниспослано мне свыше. Я ведь с детства пою, а если каждый день тренироваться, то, сами знаете, что-нибудь обязательно получится: количество, рано или поздно, перейдёт в качество.
Во всём нужны навыки и тренировки, даже при условии, что у человека есть способности. Если у вас, к примеру, неважный голос, но хороший слух, прогресс в пении произойдёт обязательно! Но это отдельная тема - кто и как поёт, что такое вокал и прочее. Главное, на мой взгляд, результат, то, какой эффект на других производит твоё умение. Можно ведь петь очень красиво, но в душе слушателя ни одной струны затронуть не удастся.
- А расскажите про свою работу на телевидении. «Самый лучший муж», «Куб», «Большая семья» - вот лишь некоторые из «ваших» передач. Для вас всё это - что, прежде всего? Возможность ещё раз «посветить лицом» - простите за прямоту - чтобы, в конечном счёте, возросли гонорары?
- И это тоже. Что в этом неправильного? Но главное всё-таки в другом заключается. Мне это очень интересно. Я вообще привык заниматься только тем, что мне интересно и приносит радость. И стараюсь от этого правила не отступать.
- Год назад вы начали играть в спектакле "Не телефонный разговор" по мотивам телевизионной пьесы Эдварда Радзинского. Что вам нравится в этой постановке больше всего?
- А как ответить односложно? Это сильное произведение. Радзинский вообще автор очень сложный, глубокий, совсем не развлекательный. И фильм по этому произведению с участием Татьяны Дорониной, Олега Ефремова, Марины Неёловой, Армена Джигарханяна и Льва Дурова в своё время произвёл фурор. Эта вещь затрагивает очень важные экзистенциальные вопросы. Для меня эта пьеса - одна из эталонных работ, повествующих о жизни советской научной интеллигенции.
Кроме того, я всегда с огромным уважением относился к Армену Борисовичу Джигарханяну, с которым давно знаком. Поэтому, когда команда из его театра предложила мне ознакомиться с материалом нового спектакля по Радзинскому, я размышлял недолго.
В нашем спектакле «Не телефонный разговор» Армен Борисович принимает участие по телефону — зрители слышат его голос. Он исполняет роль руководителя лаборатории, которого в фильме сыграл Ростислав Плятт.
- Я видел этот спектакль. Такая ностальгия тогда охватила... И в то же время эта постановка очень современная, даже не могу объяснить, почему. А вы можете?
- Спектакль наполнен приметами советской жизни. Мне, родившемуся в 1960 году, этот период истории нашей страны очень близок. Это мои детство, студенчество, беззаботная юность, полная надежд, первые роли в кино…
А сегодня наступило время наживы и чистогана, и любой человек невольно оказывается перед выбором — как не разменять свой талант на деньги. Так что, проблема компромисса, проблема ответственности за подаренный Богом талант, которая так детально рассматривается в спектакле, сегодня очень актуальна.
На вечере памяти Леонида Гайдая в Доме кино. (Фото: Дмитрий Дубинский)
- А какие ещё проекты - из наиболее свежих - для вас особенно значимы сегодня?
— Таких много, но, пожалуй, отмечу роль в комедии «Боцман Чайка», где я сыграл роль хронического холостяка, который четыре серии подряд ищет себе невесту. А ещё, историко-приключенческий фильм с элементами фантастики «Форт-Росс», в котором выступил в качестве продюсера.
Это реально существующий в США русский форт. Жаль, что в прокате картина, можно сказать, провалилась. Не по вине моей команды, правда, но всё равно радости от этого не было, одни огорчения. Впрочем, жизнь - это жизнь, и из-за неудач я унывать не намерен. Продолжаю заниматься любимыми делами и смотрю в будущее с улыбкой.
Дмитрий Харатьян и Аркадий Инин. (Фото: Дмитрий Дубинский)
Комментарии
Комментариев пока нет