Режиссёр Дмитрий Бикбаев: "От музы я отказался..."
« НазадТекст: Альбина Толстова
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Дмитрий Бикбаев известен довольно широкому кругу столичных театралов. Уже более десяти лет он служит в качестве актёра и режиссёра в московском Театре Луны под руководством народного артиста РФ Сергея Проханова.
Спектакли, которые ставит режиссёр Бикбаев, всегда эффектны, это всегда запоминающееся событие.
Буквально накануне очередной премьеры – его постановки под интригующим названием «Ордалии» - мы встретились с Дмитрием и поговорили обо всём понемногу.
- Дмитрий, за последние год-два ваше имя чаще всего упоминается в контексте театрального искусства.
А как же музыка, есть ли ей теперь место в вашей жизни?
- Театр поглотил меня всецело, очень мало на что остаётся времени. Но, в любом случае, музыка всё-таки в моей жизни присутствует, хоть и не в прежнем объёме.
Иногда я пишу песни, правда, всё больше для себя и для тех людей, которым это интересно, то есть не для широкой аудитории.
Кроме того, я сам занимаюсь музыкальным оформлением своих постановок, подбираю композиции, а бывает, и сам что-то пишу специально.
Сейчас театр для меня точно увлекательнее всего остального. Все мои мысли связаны только с театром, потому что для меня это те самые бескрайние просторы, так необходимые для творчества и самовыражения.
- То есть, получается, вы настолько разочаровались в нашей поп-индустрии?
- Наш шоу-бизнес живёт в ритме бесконечного стёба, а я хочу разговаривать с публикой на другом языке. На языке, который будет услышан.
Сделать это можно, на мой взгляд, только на серьёзных театральных площадках.
Хочется реализовать себя, в первую очередь, как режиссёра-постановщика - мне есть что сказать людям. Надеюсь стать автором по-настоящему серьёзных произведений.
Я, если честно, от эстрады устал. Это, конечно, дело интересное, но я понимаю, что там мне сказать уже нечего. По крайней мере, сейчас.
Всё, что мог сказать в формате песни – сказал.
- Вы нашли себя не только в режиссуре, но и в драматургии - сами пишете пьесы. О чём любите писать?
- Пьесы я пишу, опираясь на собственный опыт, то есть на те темы, которые для меня важны. Но тут необходимо угадать: это должно быть интересно ещё и зрителям.
Важно не сломиться под натиском окружающего мира и препятствий, которые могут возникнуть на твоём пути.
Вообще, написанию пьес нужно уделять много времени, а я сейчас все силы отдаю театру, постановкам.
- Как к вам приходят идеи, темы, сюжетные линии? Может быть, есть какой-то ритуал, какая-то закономерность?
И, если в целом: ваш творческий процесс зависит от капризной музы?
- Я отказался от музы. Скажем так, в глобальном смысле. То есть я сам для себя принял решение, что никогда не буду зависеть от вдохновения.
Я научился полностью включаться в процесс в любой момент творческой деятельности - будь то литература, театр или музыка.
Это та степень самоконтроля и самоорганизации, которую я считаю максимально правильной и удобной для себя.
- Хотите ли попробовать свои силы в кинематографе?
- Конечно. Думаю, что однажды к этому приду.
Я уже снимал что-то, мне очень понравилось, но всё это пока только клипы, какие-то тизеры…
Неудобно себя хвалить, но люди, связанные с индустрией кино, которые со мной работали, говорят, что у меня это получается. Посмотрим, планы такие точно есть.
- А какое кино хотели бы снимать?
- Хочу снимать что-то очень живое, что-то настоящее. Не хочу быть причастным к каким-то чисто коммерческим проектам, это вызывает во мне внутренний протест.
Если я буду что-то создавать в кино, то это непременно будут очень человеческие истории, сконцентрированные на жизни людей, на их проблемах...
Это будут такие фильмы, после просмотра которых зритель сможет вынести для себя что-нибудь ценное...
Если звёзды так действительно сложатся, и я начну всерьёз снимать кино, хочу верить, что мои работы будут нужны зрителю и я буду это чувствовать. Это важно.
- У вас огромные творческие планы, вы очень загружены в театре, а есть ли время на личную жизнь, на любовь?
- В 29 лет человек уже обычно понимает, что любовь – это более сложное, более глубокое чувство, чем страсть.
Сейчас у меня в этом плане всё спокойнее, раньше было иначе, я же человек творческий! (Смеётся).
А вообще, я не боюсь быть один, мне очень комфортно с самим собой. Но я, безусловно, не отшельник, у меня есть близкие люди, какие-то несерьёзные увлечения, но в целом тема одиночества меня вовсе не страшит.
К тому же, бывают такие моменты, как сейчас, например, когда мы с вами беседуем – перед премьерой спектакля, когда мне просто необходимо побыть одному.
- Кстати, о премьере. Расскажите, пожалуйста, об «Ордалиях».
- Когда Сергей Борисович Проханов предложил мне поставить детектив, я сразу согласился. Никто бы на моём месте не отказался от такого предложения.
И уже потом мне сообщили, что автор самого произведения - Александр Звягинцев, писатель и историк, признанный мастер остросюжетной прозы. Тогда я загорелся ещё больше.
Это просто потрясающе, когда есть возможность работать с автором напрямую. В случае с «Ордалиями» так и было.
Александр Григорьевич необычайно разносторонний человек, произведения его очень театральные, он не чужд театру, понимает, что за каноны присущи драматическому искусству, какие правила действуют в театральной жизни.
Мы назвали спектакль «Ордалии», само слово пришло к нам из латыни: ordalium – означает «суд», «приговор», в более широком смысле - «испытание».
Этот спектакль дался мне очень непросто, так что наименование лично для меня стало весьма «пророческим». Надеюсь, что результат зрителей не разочарует.
- О чём этот спектакль?
- О многом… В первую очередь, наверное, о России. Не могу сказать, что он о любви, хотя она в нём присутствует, безусловно.
«Ордалии» – это путешествие из одного мира в другой, из реальности в нереальность. Путешествие внутрь себя. Путешествие по нашей стране. Путешествие по личным взаимоотношениям персонажей...
Мы назвали эту постановку театральным перформансом, но, на самом деле, это драматический спектакль, созданный по драматическим канонам, и вместе с тем - это полное творческое сумасшествие, местами даже безобразие. (Смеётся)
Я благодарен Театру Луны за все моменты, сопутствовавшие выпуску «Ордалий» - у меня было достаточное количество времени на постановку, необходимые декорации, костюмы, свет.
- Вы строгий режиссёр, требовательный?
- Не сказал бы, что строгий. У меня ко всем актёрам разный подход. Я раньше увлекался психологией - эти знания мне помогают, я их применяю.
Вообще на моих репетициях дверь всегда открыта, любой желающий может зайти и посмотреть.
Но могу и крепкое словцо применить. Кнут и пряник, так сказать!
- А есть ли что-то, чего вы на репетициях точно не потерпите?
- Сам я никогда не опаздываю и, таким образом, приучил не очень пунктуальных артистов приходить заранее.
Не терплю халатного отношения к делу, которое мы вместе делаем.
Если я вижу, что актёр относится к работе именно так, то он из проекта уходит.
Я ничего не требую просто так – всегда стараюсь демонстрировать «как надо» собственным примером.
- Как вы выбираете актёров?
- В процессе прочтения произведения у меня практически сразу возникают какие-то образы, я примерно начинаю понимать, в какой роли кого из актёров стоит попробовать.
Актёр должен доверять режиссёру, быть трудолюбивым и творчески инициативным, ну и, конечно, должен быть готов творить вместе с тобой. Важны взаимоотношения актёра и роли.
Я всегда даю артистам некую свободу, но в рамках моей идеи и концепции.
Ни на кого не давлю - в противном случае, актёр перестанет воспринимать происходящее как часть своей души, и тогда будет всё делать спустя рукава. А мне нужно, чтобы все, кто работает со мной над одним произведением, находились на своём творческом максимуме, на пике своих возможностей.
Так или иначе, я несу ответственность за результат.
- Что для вас идеальный спектакль?
- Идеальный спектакль – это тот, на котором очень интересно. Смотришь – и с нетерпением ждёшь, что же будет дальше.
Он должен быть увлекательным и непредсказуемым!
- Какого зрителя вы хотели бы видеть на «Ордалиях»?
- Прежде всего, зрителя, который любит театр.
Мне хочется, чтобы люди смотрели и улыбались. Чтобы всё вызывало улыбки, включая саму эстетику постановки…
Может быть, кто-то даже узнает себя в этом интересном спектакле. Приходите, мы вас очень ждём!
Комментарии
Рада, что Дима сейчас занимается именно тем, к чему лежит душа, тем, что окрыляет его более всего! Желаю удачи и нескончаемого вдохновения! Пусть планы на "кино" обязательно сбудутся и как можно скорее, уверена, и здесь Дима превосходно сможет "наладить контакт" со зрителем)
Была на премьере спектакля "Ордалии" и очень рекомендую его всем посмотреть! Это очень увлекательно, местами очень неожиданно и безумно интересно попытаться распутать то, в чем тебя так умело запутали. Спектакль вызывает огромный спектр эмоций: от смеха в голос до комка в горле. Здесь есть место и улыбке, и удивлению, и необъятное поле для размышлений!
Удачи Дмитрию и всем сопричастным! И долгой и яркой жизни этому спектаклю!
Интересная личность и профессиональный подход к делу, очень радует! Редкость в наше время))
"Ордалии" - это просто шедевр, взбодрит любого, всем рекомендую!))
Кстати да, "Ордалии" действительно очень интересный спектакль. Советую
Я Была на премьере этого замечательного спектакля. По моему впечатлению спектакль получился универсальным, абсолютно для всех!Очень рекомендую спектакль “Ордалии” к просмотру!