Братцево: Роскошная ветхость.
« НазадТекст: Наталия Лескова
Фото: Дмитрий Варгаз; автор
Что может быть интересного в таких похожих друг на друга, скучных, не блещущих архитектурными изысками «спальных» окраинах Москвы?
Оказывается, интересного там масса. Например, Тушино, где живу уже более десятка лет, – один из самых богатых историческим прошлым районов.
Здесь некогда скрывался знаменитый Лжедмитрий – Тушинский вор, а совсем рядом находилось село Братцево, которое и сегодня значится на карте Москвы, хоть селом уже давно и не является.
Братцево впервые упоминается в духовной грамоте Данилы Григорьевича Квашнина-Фомина 1565 года.
Согласно документу, село завещано его жене Анне Фоминой с тем, чтобы по её смерти село было передано Троице-Сергиеву монастырю, а холопы отпущены на волю.
Однако в 1572 году село было выкуплено опричным боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, дядей Бориса Годунова.
При Лжедмитрии Первом Д. И. Годунов был казнен, а село отписано в дворцовое ведомство.
Смутное время принесло селу запустение, а в 1619 году как «Горетова пустошь» было пожаловано дьяку Александру Иванову.
С 1657 года владельцем Братцева стал дворецкий и оружейничий царя Алексея Михайловича боярин Богдан Хитрово.
При нём были поставлены двор боярский с хозяйственными пристройками, дворы крепостных крестьян и две мельницы на реке Сходне.
Им же возведена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы – светлая белокаменная красавица с высокой колокольней и нарядными изразцами.
Потир, дискос и вкладная книга боярина Хитрово из этой церкви с 1924 года хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.
«Лишилась движения ног»
После смерти Хитрово в 1680 году село Братцево отошло его вдове Марии, при которой там числилось «24 двора крестьянских и бобыльских, людей в них 49 человек».
А когда не стало и Марии, было причислено к Дворцовому приказу, в 1695 году передано Кириллу Нарышкину, родственнику Петра I по матери, впоследствии московскому губернатору.
В 1704 году в Братцеве, кроме «двора вотчинникова», состояли «двор конюшенный, в нём 7 человек, задворных 5 дворов, в них 22 человека».
Однако через несколько лет конюшенный двор запустел, а задворных осталось только девять человек.
Сын Кирилла Нарышкина в 1754 году продал Братцево своим сёстрам Авдотье и Наталье, а у них в 1780 году имение выкупил граф Александр Строганов, известный как один из самых богатых и расточительных вельмож екатерининской эпохи.
Интересно, что А. С. Строганов купил имение его для своей жены Екатерины Петровны, у которой как раз в это время завязался роман с отставным фаворитом Екатерины Второй, генерал-адъютантом Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым.
Роман завершился скандальным разводом Строгановых, причём Екатерина Петровна получила в собственность Братцево, где жила со своим гражданским мужем до смерти в 1815 году.
В последние годы она была частично парализована («лишилась движения ног»), что, однако, никак не повлияло на её по-прежнему блестящие умственные способности.
В Братцеве провел несколько лет и её сын П.А. Строганов, отозванный Екатериной из Парижа и сосланный в деревню за свои якобинские увлечения.
Окрестности Москвы
Последним владельцем Братцева был директор Исторического музея, егермейстер двора князь Николай Сергеевич Щербатов.
При нём была построена водонапорная артезианская башня, сохранившаяся до сих пор, каретно-ремонтные сараи (ныне гаражи), устроено телефонное сообщение с Москвой, открыта начальная церковно-приходская школа.
В 1891 году была заново расписана церковь в стиле XVI века палехскими иконописцами Иваном и Дмитрием Париловыми. Окрестности Братцева были застроены дачами, которые Щербатов выгодно сдавал.
Летом 1866 года в селе жил Иван Иванович Шишкин. На основе многочисленных этюдов, написанных в Братцеве, он в 1869 г. закончил картину «Полдень. Окрестности Москвы», которая принесла ему известность и была приобретена П.М. Третьяковым.
В тот сезон Иван Шишкин работал запоем, «с жаром», как он сам говорил.
Каждый день художник писал по нескольку «пленэрных штудий». На картине – пыльная дорога через залитое солнцем, зелено-золотое поле, а на горизонте виднеется колокольня Покровской церкви.
Сразу же после Октябрьского переворота Щербатов добровольно передал усадьбу государству, но при этом активно добивался её охраны как памятника истории и культуры.
Архитектором главного здания усадьбы и декоративных парковых построек предположительно является Андрей Воронихин – бывший крепостной семьи Строгановых.
В подтверждение его авторства специалисты приводят тот факт, что главный круглый зал дома по своему архитектурному исполнению напоминает Минеральный кабинет Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, построенного при участии Воронихина.
Эту догадку подтверждает сходство усадьбы со зданием дворца в Павловске, в оформлении которого архитектор был также задействован.
Однако архивные документы, указывающие на авторство Воронихина, до сих пор не найдены.
Скромный изыск
Братцево — пример скромной, но отличающейся изыском дворянской усадьбы. Пейзажный парк срастался с фруктовым садом, в ансамбль центрального ядра входят хозяйственные постройки.
Главный двухэтажный дом, построенный в духе итальянских усадеб Палладио (это называется палладианским стилем), размещён на высоком холме.
На долину и реку выходила открытая терраса с балюстрадами и вазонами. К ней примыкал боковой парковый фасад. Сейчас с высокого холма открывается вид не на пойменные луга и реку, а на вечно шумящий МКАД…
Небольшое главное здание особняка имеет центрический план с четырьмя входами по главным осям. Имеется два основных входа, каждый из которых оформлен четырёхколонным ионическим портиком с балюстрадой балкона и полуциркульным окном в стиле ампир.
Крышу здания венчает бельведер с колоннадой. Тройные итальянские окна освещают миниатюрный круглый зал второго этажа.
Зал нижнего этажа, прилегающие к нему гостиные и кабинеты перекрыты коробовыми сводами.
Элементы внутреннего убранства главного здания и жилого флигеля практически не сохранились. Многие ценности были вывезены в Новоиерусалимский музей, что-то пропало во время битвы за Москву.
По сообщениям современников, в период перестройки из главного дома пропала дубовая кровать за гнутых ножках из барской спальни, исчезли антикварный английский буфет из столовой и старинное зеркало в бронзовой раме из прихожей.
Поначалу в усадьбе были устроены ясли и школа первой ступени, но в 1919 году организован музей, действовавший до 1922 года, после чего здесь существовал дом отдыха Реввоенсовета, Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, Братцевская опытная станция новых культур.
При этом усадьба пришла в упадок, церковь лишилась колокольни и вскоре была закрыта; в ней устроена фабрика по производству красителей, затем склад.
В середине 1930-х годов на усадьбу, оказавшуюся рядом с Аэродромом полярной авиации в Захарково, обратил внимание Отто Юльевич Шмидт.
По его инициативе усадьба была передана под дом отдыха Главсевморпути.
В 1936 году к старому дому пристроили одноэтажные крылья с флигелями, перед домом возвели фонтан, а рядом построили процедурный корпус.
Впоследствии в усадьбе находился Дом отдыха работников сцены.
В послевоенные годы в Братцеве работали немецкие военнопленные. До наших дней сохранились два построенных ими двухэтажных дома, где и сегодня располагаются жилые квартиры.
Куда пропал Амур?
Усадебный парк относится к числу особо охраняемых природных территорий, хотя находится в запущенном состоянии.
Липовые аллеи и березовые рощи, остатки мощеной дороги красного кирпича, по которым два столетия назад ездили запряженные кареты, высокий белокаменный мост через овраг – всё это хранит печать глубокой, благородной старины, хотя и ждёт своих реставрационных работ. Увы, пока тщетно.
Среди парковых построек парка выделяется покрытая куполом ротонда на десяти ионических колонах – беседка Миловида.
Строительство таких беседок, возводимых для обозрения живописных окрестностей, вошло в моду при Екатерине Второй. Первая такая беседка появилась в Царицыно.
Братцевская Миловида – вторая после царицынской, исполненная из светлого мрамора, со статуей Амура посередине, с богатым орнаментом, украшавшим портик ротонды.
По изысканности исполнения беседка считается одной из лучших в Подмосковье, хотя сейчас находится в аварийном состоянии. Статуя Амура давно пропала в неизвестном направлении.
Богатая отделка ободрана, колонны изнутри покрыты надписями нового времени, забор вокруг беседки, призванный охранять её от вандалов, повален, сетка порвана.
Пожалуй, во всей этой непростой, полной драматических коллизий истории лучше всего сохранился храм. Хотя, наверное, глагол «сохранился» неверно отражает его судьбу.
О времени сооружения храма свидетельствует надпись древнерусской вязью на каменной плите: «Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич – тезоименитое имя Иов – Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна».
В прошлом плита была встроена в паперть церкви с наружной стороны. Впоследствии она была вынута и хранилась в церкви. В июле 2012 года была вмонтирована обратно в стену.
Впереди – вечность
После 1917 года церковь постепенно ветшала, из неё были изъяты наиболее ценные предметы убранства и храмовые иконы. Сам храм был закрыт в начале 1934 года по инициативе руководства фабрики «Прогресс».
Вскоре была сломана колокольня, разобраны барабаны глав, обветшавшие портики.
В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х годов находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад, станция техобслуживания.
Здание приходской школы было занято под жильё, в сторожке размещался магазин.
Первое богослужение состоялось 13 октября 1992 года. В тот же день было совершено малое освящение храма, после чего началась длительная история его возрождения.
Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников.
С запада к храму примыкала трапезная и колокольня, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Отсутствие высокой и стройной колокольни, когда-то дополнявшей и уравновешивавшей здание, как говорят специалисты, – существенный недостаток современного вида храма.
Однако, на мой взгляд, храм всё равно прекрасен. Светлый, лучезарный и нарядный, он дарит ощущение радости и бессмертия – как будто не было долгих лет разорения и лихолетья, как будто впереди вечность.
Комментарии
Комментариев пока нет