Кураж в стиле хип-хоп на борту «Валерия Брюсова»: Советские брейкеры встретились 30 лет спустя!
« Назад
Текст: Екатерина Дубровина, Мария Дубинская
Фото: Екатерина Дубровина; из архива Вадима Мейкшана (все снимки кликабельны)
Бывают странные сближенья. Какая может быть связь между поэтом-символистом Брюсовым и брейк-дансом? Тем не менее, она есть.
На Крымской Набережной уже давно на постоянной основе пришвартован теплоход «Валерий Брюсов», судно является площадкой известного столичного арт-пространства Flacon.
Именно здесь одним декабрьским вечером собрались самые первые почитатели хип-хоп культуры в СССР!
Они ничуть не растеряли былого куража – глаз до сих пор горит, а тело способно вытворять такие штуки, что обзавидуешься.
О грандиозной юбилейной вечеринке брейк-дансеров – в нашем материале.
"Сегодня особенная, круглая дата. Прошло ровно 30 лет со времён, когда в СССР пришёл брейк-данс. И по этому случаю сегодня на наш теплоход из разных стран приехали ребята, приехали мужчины, приехали «старички»!
Я был ещё в утробе матери, но мой брат в 1987 году уже танцевал на Арбате, и из-за этого его не взяли в пионеры…" - обратился к присутствующим ди-джей.
И действительно: в этой тусовке наравне с двадцатилетними парнями лихо крутились в диком и завораживающем танце пионеры брейка!
Первым по программе значился показ видео-флешмоба всех трёх «волн» хип-хопа. Расскажем, что это за «волны» такие.
Снимок скомпанован из двух частей. Первая фотография, слева, сделана латвийскими брейкерами в 1987 году для плаката фестиваля в Риге по брейк-дэнсу, а вторая - 10 лет спустя, в 1997-ом, на том же месте. Центр города, улица Бривибас (бывшая улица Ленина).
Считается, что у брейкинга в СССР и России было три периода: первый, в 1980-ых, когда иностранные танцы и одежда только начинали завоёвывать сердца молодёжи. Таким образом, легко вычислить, что всем бывалым - тогдашним участникам данс-движения - сейчас примерно от 40 до 55 лет.
Второй период начался во вторую половину 1990-ых: молодёжь прилипала к экранам, когда показывали телевизионную передачу «До 16 и старше» (ОРТ) и программу «Башня» (РТР); ну а третьим можно назвать уже конец нулевых.
Все эти «волны» флешмоба нашли отражение в коротких роликах, в которых гуру брейка своим танцем нарушали все законы физики.
Видео присылали отовсюду: Россия, Америка, Таиланд, Израиль, Минск, Латвия, Эстония…
Затем уже умудрённые опытом би-бои и би-гёрлз «первой волны» (от BBoy и BGirl – так принято называть исполнителей брейк-данса и представителей хип-хоп культуры – прим. ред.) показали настоящий класс: каждый выходил в круг и выделывал такие финты, что приглашённые ребята «третьей волны» просто рты пооткрывали.
Импровизированные баттлы были разделены на категории: всем известный стиль «робот», кинг-тат (направление пластики, в котором все движения имитируют танцы Древнего Египта), попс (эффект «вздрагивания»), а ещё – электрикбуги (исполнитель должен занимать в танце как можно больше места на площадке, а его движения плавно перетекают из одного в другое), локинг (сочетание быстрых финтов и замирания в импровизационных позициях на короткое время, а затем продолжение с той же скоростью) и, конечно, общий брейкинг.
Сегодня всё это люди разных профессий, но их объединяет любовь к брейк-дансу: хип-хоп - это навсегда!
Дмитрий Савин (Таллинн), Вадим Мейкшан-KRYS (Рига), Игорь Демьянов (Москва), Лео-Сергей Тяхт (Таллинн), Елена Бодренкова (Москва).
Приведём слова гостя из Риги, легендарного Вадима Мейкшана по прозвищу Крыс, первого граффитчика в СССР и одного из первых брейкеров:
«Когда нам уже за 50, нам не нужны лавры. Нам нужно просто гордиться нашей молодёжью и обмениваться с ребятами той энергией, которой мы зарядились ещё тогда, в 1980-ых».
Корреспондент "Окно в Москву" Екатерина Дубровина и легенда хип-хоп культуры СССР Вадим Мейкшан.
Тридцать лет назад Крыса и его друзей знали чуть ли не в каждом крупном городе СССР, причем …в милицейских участках!
Блюстители порядка ловили стрит-художников и танцоров, которые старались повсюду оставить свои «метки», распространяя новую, диковинную для советских людей, уличную культуру граффити и хип-хопа.
«В рижских участках меня с друзьями знали все, и в калининградских, и в питерских, и в московских, и вообще – от Бреста до Урала. Некоторые милиционеры даже просили меня нарисовать им что-нибудь на бумаге: их дети любили граффити, ну и обо мне во дворах слышали» - рассказал Вадим-Крыс.
Граффити нарисована в Риге (Латвия) в 2015 году. Посвящена всем, кто занимался хип-хоп культурой на территории СССР. Символика советского союза в Евросоюзе и, в частности, в странах Балтии запрещена, её использование преследуется по закону. В этой связи точное место расположения граффити Крыс не раскрывает. Кто надо – тот знает.
А в 1986-м, когда вышел фильм «Курьер» Карена Шахназарова, где во дворе танцевали брейк – направление словно бы «узаконили»: мол, и такое явление в стране есть, молодёжи нравится.
Но если бы не такие энтузиасты, как Крыс, эта субкультура могла бы на постсоветской территории и не появиться…
Логотипы юбилейной вечеринки на "Брюсове" по случаю встречи брейкеров бывшего СССР.
Праздничную граффити, которая украсила тусовку на "Брюсове", за день до мероприятия создали Крыс и Алексей Се: "Рисовали мы в советском гаражном кооперативе на окраине Москвы".
«Когда у меня где-то за границей берут интервью, чтобы я рассказал о том времени, то сильно удивляются, как мы умудрялись продвигать эту культуру в массы.
Обходя все запреты, мы жили намного интереснее, чем танцоры и мастера граффити за границей, где все было можно.
А у нас-то ничего такого нельзя было! Сила действия равна силе противодействия: чем больше нам всего запрещали, тем больше мы всего делали» - вспоминал Крыс.
Кейсо - Александр Козырев, Захар - Игорь Захаров, Лоханкин - Андрис Вогневиц, Бохмат - Борис Бохматов, Бяша - Олег Багрий, Крыс - Вадим Мейкшан, Серёга - Сергей Семёнов и Солнышко - Дмитрий Смирнов на крыше Центрального универмага в Старой Риге, 1987 год.
Подошло время печальной части программы: музыка затихла и начался фильм об участниках хип-хоп движения, покинувших этот мир: нарезка коротеньких видео с выступлений и фотографии ушедших парней.
«…Сегодня здесь собрались многие из нас, но некоторых желанных гостей нет... И, более того, они уже никогда не смогут прийти на наши встречи... Прошло столько лет, мы стольких потеряли! Брейк-данс - танец здорового образа жизни.!
«Алкашка» ни к чему хорошему не приводит… Я помню прекрасно, что может сделать с танцором даже 50 граммов спиртного... Это то зло, которое унесло жизни отличных ребят, хороших брейкеров… Давайте будем их помнить…».
Многие узнавали своих друзей... Вместо традиционной минуты молчания были аплодисменты, об этом заранее попросил присутствующих ведущий.
Сначала звучали одинокие хлопки, но вскоре они переросли в громкую ритмичную мелодию.
Площадка на ул. Довженко рядом со школой № 1118 вошла в историю советского брейка: именно здесь в культовом фильме Карена Шахназарова "Курьер" молодёжь вовсю "брейкует". Rockit — B.T. & The City Slickers - обработка классического трека Херби Хэнкока - звучит по ходу фильма, а также в финале. Эта версия трека была выпущена лишь один раз в 1984 году (сборник Electric Breakdance лейбла K-tel International).
Чтобы как-то разрядить обстановку, организаторы вечеринки показали гостям отрывки того самого культового фильма «Курьер». Помните, какой он вызвал резонанс в 1980-ые?
Это было первое кино, в котором показали уличные танцы. Неудивительно, что все гости на борту «Брюсова» знали его наизусть.
«Когда мы собирали людей для нашего флешмоба, придумали идею для ещё одного проекта. Фильм «Курьер» стал знаковым для брейк-дансеров всего СССР. Люди ходили на него раз по тридцать, сорок... К тому времени брейк и вообще культура хип-хопа стали в СССР исключительно модными.
И вот, через 30 лет, мы решили как бы попасть в этот фильм! Танцоры из многих уголков бывшего Союза откликнулись на наш призыв, собрались и сняли свои ролики-пародии, повторив в них особенно любимые эпизоды.
Таким образом мы хотим поздравить и Карена Георгиевича Шахназарова, и актёров со съёмочной группой, и всех нас!».
Но на этом сюрпризы не закончились. На сцену поднялся оператор всех флешмобов Сергей Цакул, знаменитый московский би-бой из «первой волны». Его встретили громкими аплодисментами.
Но, когда со сцены он представил свою ассистентку Анну, а потом прилюдно сделал ей предложение, они стали просто оглушительными, превратившись в овацию!
К тому моменту в небольшом зале уже стало слишком жарко и всех попросили перейти на соседнюю танцплощадку, где состоялся джем (на брейковском сленге это означает поединок) под названием «Как тогда».
Алексей Се (Москва) и Вадим Мейкшан-KRYS (Рига). Дружба навеки.
Вадим Мейкшан объяснил, что к чему: «С 1986 года на фестивалях Советского Союза по брейк-дансу зародилась традиция: после официальной части устраивалась битва между участниками из Москвы и их друзьями из других городов, против участников из Прибалтики – Латвия, Эстония, Литва - и их друзьями – Калининградом, Ленинградом, Новополоцком, Донецком, Минском…
Состязание шло по всем танцевальным стилям и, что важно, на стопроцентном позитиве! Здорово, что мы так и остались друзьями 30 лет спустя!» - отметил Вадим Мейкшан.
Кстати, о «тогда»: не секрет, что в 1980-ые на тех, кто хотел выделиться, посматривали косо. Но необычность, даже экзотичность брейка невероятно приглянулась молодёжи, ведь молодым всегда интересно всё новое и «иное».
А началось всё так: из рук в руки стали передавать кассеты и журналы из-за рубежа; вскоре зародилось движение в Прибалтике. Именно эти республики находились на границе с Европой, по ним судили, насколько хорошо живётся в СССР.
В те годы брейк-данс являлся таким же показателем крутости, как джинсы и кожаная куртка.
В Москве би-бои тусовались на Арбате и в клубе «Молоко». Отмазывались от бдительной милиции тем, что «Арбат – территория искусства, здесь даже Пушкин гулял!».
Что удивительно, если сейчас молодежь разбивается на противоборствующие субкультуры - реперов, рокеров, готов, то тогда все были дружны и легко общались между собой.
Рано или поздно должны были начаться фестивали.
Самыми крупными оказались Breiks’87 (Рига) и Modern tants’87 (Таллинн), хотя были и другие - «Белый пёс», «Попугай»…
Из книги Михаила Бастера «Хулиганы 80»:
"Тех, кто вертел «геликоптер», было видно издалека по стёсанным локтям/коленям и заклеенным пластырем подбородкам. Оргалита, смягчающего скольжение, тогда еще не использовали. Одежда тоже была стёртая.
Этих людей знали пофамильно, их было всего человек пять на всю Москву. Уважение к ним было колоссальное. Прямо как к Юрию Гагарину.
Один из первых, освоивших «геликоптер», был Андрей Колыхалов из «Вектора». Это был тяжкий труд. В то время, как верхний брейк требовал таланта. «Роботы» и «электрики» танцевали в белых перчатках и темных очках.
Надо признать, что танцоров, которые смогли из видеоинформации сделать «русский народный» брейк, было не много.
Конечно, все знали об афроамериканских корнях, гетто, Бронксе и всё такое, но здесь танцевальная культура всё-таки имела местные черты. Вслед за отдельными выступлениями, пошли музыкальные блоки, исполнителей уже знали в лицо. И ждали".
Во время жёстких 1990-ых брейк-данс начал забываться, расцвет движения уже был позади, пока в 1998 интерес к нему не вспыхнул с новой силой.
Коллективы Jam Style и Da Boogie Crew стали звёздами федеральных телеканалов.
Ребята бежали к телевизорам и записывали пятиминутный танец команд на кассеты, а потом разучивали на фанере, копируя стиль и придумывая свои «фишки».
Но самую большую популярность хип-хоп обрёл после выхода на российские экраны клипа Freestyler финской группы Bomfunk MC's.
Сегодня мы наблюдаем третью волну брейк-дэнса.
Постоянно открываются школы танцев: хип-хоп уверенно удерживает лидирующую позицию по количеству учеников.
А значит, хип-хоп в России жил, жив, будет жить!
Сегодня в элиту мирового брейк-данса - десятку лучших танцоров - входит и россиянин Иван Alkolil.
Иван считается одним из ярчайших участников брейк-движения.
У него есть множество собственных оригинальных вариаций power move, которые он смешивает с оригинальными футворком и акробатикой.
Визитная карточка россиянина - прыжки с залипаниями в воздухе.
Совет от Вадима Мейкшана:
«Хочу от всей души пожелать всем родителям: если вы любите танцевать и хотите, чтобы дети были вам друзьями, то просто идите в зал, берите своих ребят с собой и начинайте заниматься вместе с ними!
Не стесняйтесь! Вы должны показать им то, что действительно любите! Понятное дело: быт, работа, усталость… Но подумайте, что они узнают вас с другой стороны!
Они увидят в вас классного друга, а самое главное, начнут вами гордиться. Это самое важное, на мой взгляд».
Андрей Ломаний, гость из Санкт-Петербурга.
Вадим Мейкшан-KRYS (Рига) и Константин Михайлов (Москва).