Взрывоопасная премьера: Изабель Юппер представила в Москве новый фильм со своим участием.
« НазадТекст: Эльвира Харунова
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Тяжёлая артиллерия мирового кинематографа снова нацелилась на Москву. В кинотеатре «Пионер» состоялся пресс-показ фильма «Громче, чем бомбы», который выйдет в российский прокат только в начале ноября. Это новая картина норвежского мастера психологических драм Йоакима Триера (не путать с датчанином Ларсом фон Триером! – прим. ред.).
Выпущенный «снаряд» оказался двойным: после просмотра зрителей ожидало ещё и общение с самой Изабель Юппер – обладательницей высшей национальной кинопремии Франции "Сезара", вечной роковой женщиной арт-хаусного кино ("Вальсирующие", "Кружевница", "Пианистка", "Любовь", "8 женщин", "Моя маленькая принцесса" и др.), исполнившей в ленте главную роль.
Будучи истинной француженкой, Изабель с возрастом не утратила своего шарма и элегантности.
Взорваться «Громче, чем бомбы» может только то, что взрывается у человека внутри - непосредственно в его душе.
Йоаким Триер посвящает свой фильм именно таким переживаниям, показывая, как спустя три года после самоубийства военного фоторепортёра Изабель Рид (Юппер) продолжают страдать её сыновья и муж.
На первый, поверхностный взгляд, всё идёт своим чередом, но тоска по Изабель превратилась в бомбу замедленного действия и пронизывает все действия персонажей.
Новый фильм с участием Юппер - всегда событие. Кадр из картины Триера "Громче, чем бомбы".
Отец семейства (Габриэль Бирн) постоянно вспоминает последние разговоры с женой. Старший сын в исполнении Джесси Айзенберга не может найти счастья в браке – его неумолимо тянет к девушке, которую когда-то одобрила Изабель. Младший сын (юный талант Девин Друид) тяжело переживает переходный возраст и первую влюбленность – он тоскует по матери больше всех.
Однако самый большой осколок боли, как выясняется по ходу повествования, носила в себе именно сама Изабель Рид. И носила так долго, что не смогла больше этого терпеть.
По крайней мере, так трактует произошедшие события сама героиня – ожившая на экране лишь в воспоминаниях других персонажей. Неподражаемая Изабель Юппер.
- Изабель, расскажите, чем запомнилась работа с норвежским режиссёром Йоакимом Триером?
- Я, как и большинство французов, считаю Триера талантливейшим кинематографистом с тех пор, как вышел его фильм «Осло, 31 августа». Так что можете себе представить, как я обрадовалась, когда Йоаким пригласил меня сняться в фильме «Громче, чем бомбы».
Поскольку в этой картине главные герои являются членами одной семьи, Триер хотел, чтобы мы близко познакомились и по-настоящему сроднились.
Это было интересным моментом в нашей работе, учитывая, что, когда я приехала на съёмки в Нью-Йорк, ещё не знала никого из своих будущих партнёров. И мы начали репетировать вместе, пытаясь стать дружной роднёй.
- У вашей героини был реальный прототип?
- Да. Перед тем, как приступить к съёмкам, Йоаким попросил меня изучить биографию военного фотокорреспондента Александры Була, которая погибла на Ближнем Востоке. Я читала и о других женщинах-фотокорреспондентах. Чаще всего, кстати, они были одиноки...
У моей же героини есть любящий муж и два сына, так что основная сложность этой роли заключалась, пожалуй, в том, чтобы показать противоречие и противостояние между страстью к своей профессии и любовью к близким.
Кадр из фильма Михаэля Ханеке "Пианистка". Юппер никогда не боялась ролей "странных" женщин.
- Есть ли, по-вашему, сходство в работе фотографа и актрисы?
- На мой взгляд, фотограф совершенно не похож на актёра, потому что в актёрской профессии смотрят на тебя, а в фотографии – наоборот, на твои работы, в то время как сам ты отступаешь на второй план.
Из-за этого существенного различия фотографы до сих пор остаются для меня загадкой, хоть я и играла подобных персонажей раньше: например, в фильме Евы Ионеско «Моя маленькая принцесса».
Правда, там в моей героине было довольно много нарциссизма, порой доходило даже до бреда. Она фотографировала свою маленькую дочку, выражая через эти снимки себя и любуясь только собой. В картине Триера моя Изабель Рид абсолютно о себе не думает, в ней нет эгоизма.
Кадр из фильма "Моя маленькая принцесса" Евы Ионеско.
- Но на протяжении всего фильма мы наблюдаем за страданиями близких Изабель. После того, как она совершила самоубийство, они сделались глубоко несчастными... Разве это не был по-своему очень эгоистичный поступок?
- Для меня самоубийство – это выражение дикого, глубокого, безумного разочарования. А подобное чувство нельзя оценивать или судить каким бы то ни было образом.
Этот шаг со стороны моей героини я не могу назвать эгоистичным, потому что она военный фотограф, свидетель мук всего мира и, возможно, своим поступком она подчёркивает всю ту боль, что видела и переживала вместе с другими людьми.
Так Изабель как бы уходит от всех страданий, которые она больше не в силах выносить…
- Вы разбираетесь в русской литературе и получили образование слависта. Чем объясняется ваш интерес к славянской культуре?
- Откровенно говоря, не думаю, что в моей жизни есть какой-то русский уклон.
Однако, могу сказать, что мы, французы, смотрим все новые фильмы Звягинцева. А в декабре прошлого года я была председателем жюри на кинофестивале в Марракеше, и мы вручили главный приз картине Ивана Твардовского «Класс коррекции».
К тому же, мне кажется, что желание стать актрисой появилось у меня именно после просмотра русского фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова. А уже позже я открыла для себя «Балладу о солдате» и «Сорок первый» Георгия Чухрая, изучила творчество Эйзенштейна...
Во Франции мы вообще считаем русские фильмы очень сильными, так что, я думаю, не только у меня есть связь со «славянским» кино. На мой взгляд, русский кинематограф близок всем французам.
После объявления об окончании пресс-конференции, с места поднялся пожилой журналист и, перекрыв громким голосом гвалт собирающейся у выхода толпы, вдохновенно воскликнул:
- Изабель! На вас же босоножки из вчерашнего спектакля по Мариво (в рамках завершившегося на днях Чеховского театрального фестиваля в столице была показана постановка «Ложные признания» с Юппер и Луи Гаррелем в главных ролях – прим. ред.) где героиня доверяется своей любви и где мы видим счастливый конец. В этом же фильме героиня закрывается в себе – и всё рушится…Быть может, картина Йоакима Триера – своеобразный ответ на тот спектакль?
- Вы ошиблись, это другие босоножки!
Так закончилась увлекательная презентация «взрывоопасной» премьеры.
Босоножки, действительно, были совсем другими... Вот так выглядела Изабель Юппер в спектакле "Ложные признания".
А вот такие туфли актриса надела на премьеру фильма в "Пионере".