Возраста не существует: Психологические эксперименты в фильме Марии Ефремовой "Новая жизнь".
« Назад
Текст: Ирина Валовски
Фото: Наталия Шестакова
Возвращаясь усталая с работы, перебирая в голове список дел, я чувствовала, что какой-то серый период наступил в моей жизни... Пустота, недовольство. Не хватает новых эмоций, интересного проекта.
Дзынь - прилетело сообщение в мессенджер: съемки фильма «Новая жизнь». Подпись: Мария Ефремова. Ого, думаю, вселенная не дремлет, посыл отправлен - запрос обработан, результат не заставил себя долго ждать.
Год назад первый раз посчастливилось поработать с Марией Ефремовой и продюсером Ниной Володиной на съемках фильма «Я любить тебя буду, можно?”; сначала на площадке, затем уже на самой премьере. А этот ее новый проект с символичным (лично для меня сейчас) названием «Новая жизнь» обещает много интересного. "А может быть, на этот раз не рецензию, а интервью сделаем?", - подумала я.
Юрий Кормушин, Мария Ефремова и Андрей Носков.
Попадаю в самый разгар съёмок. Атмосфера на площадке, как и в прошлый раз, позитивная, захватывающая, при этом душевная и спокойная, - ощущение, как будто и не расставалась с этой целеустремленной командой.
В перерывах между дублями, за чашкой кофе принимаемся за интервью с Марией, которая как режиссёр, сценарист и исполнительница главной роли держит все нюансы проекта в голове, оттачивая каждый дубль, каждое появление своей героини и других персонажей на площадке, пробует все варианты, пока всё не получится идеально.
Итак, кинокомпания «Северное сияние» снимает фильм «Новая жизнь», который призван доказать зрителю: возраста, на самом деле, не существует.
Об оригинальном замысле картины, о процессе съемок и многом другом мы поговорили с Марией Ефремовой.
- Мария, расскажите, что в вашу жизнь привносит кино?
- Кино – это особый мир. Создание фильма можно сравнить с рождением ребенка, не зря ведь плод творчества называют "детищем".
У каждого фильма, как и у каждого человека, своя история появления на свет и своя судьба. Очень хочется, чтобы наш киноребенок «Новая жизнь» принес пользу людям, вдохновил, дал надежду.
- У картины очень незаурядный сценарий, на мой взгляд. Как появилась главная сюжетная линия? Основан ли фильм на реальных событиях?
- Несколько лет назад в аэропорту я познакомилась с мужчиной - вернее, он сам ко мне подсел, который оказался психологом. Он рассказал о том, что лечит молодую женщину от депрессии, которая у нее возникла на почве переживаний по поводу возраста, когда, после потери памяти, воспоминания начали к ней возвращаться.
Врачи по внешнему виду дали ей на десять лет меньше – мы же все по-разному выглядим, особенно после тридцати.
А вот когда память к ней вернулась, она очень расстроилась, осознав, каков ее настоящий возраст.
На основе этой реальной истории я написала рассказ «Я выбираю…», только у моей героини Ани с потерей памяти и ее последующим возвращением началась очень интересная жизнь, а главный герой – психолог Сергей Палыч в сценарии получает престижную премию за доказательство того, что возраста не существует.
Он очень неоднозначный персонаж: с одной стороны нарушает врачебную и человеческую этику, убеждая девушку, потерявшую память, что ей на десять лет меньше, так же нарушает и закон – делает ей новый паспорт, а с другой – дает ей новую жизнь.
И, глядя на героиню, понимаешь, что возраст – это всего лишь цифра. Слоган фильма «Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам лет?».
- Как долго вы работали над сценарием? Были ли варианты у финала?
- Первая версия сценария была написана пять лет назад. Кстати, сценарий очень сильно отличается от рассказа: в нем больше сюжетных линий и героев, немного другой финал.
В прошлом году, когда мы начали подготовку к съемкам, я написала вторую версию сценария - убрала двух героев, ввела одного нового и совершенно изменила любовную линию, добавила очень интересные диалоги. Сценарий зажил новой жизнью.
- Как режиссер, какому герою вы больше симпатизируете? Поведение какого героя не до конца можете для самой себя объяснить и почему?
- Не только я, но и все, кто читал сценарий, влюблены в героиню по имени Александра, владелицу рекламного агентства, в которое устроится работать моя героиня Аня после потери памяти (до этого поворота она была юристом).
Александра – яркая, смелая, уверенная в себе женщина, она совершает поступки, которые вызывают восхищение. В жизни таких женщин не любят, но все хотят быть похожими на них.
А еще, она очень независимый человек - ни общественные стереотипы, ни материальные проблемы, ни мнение людей не могут пошатнуть ее уверенности в себе и своих решениях.
Она не замужем - и не собирается; она хозяйка своей жизни и своего бизнеса. Мне трудно сказать, кому я как автор больше симпатизирую.
Я люблю всех своих героев, я же их создала. Да, многие из них совершают не самые лучшие поступки, никто из них не идеален – но ведь и в жизни все так.
У многих персонажей есть реальные прототипы, да и вообще, определенные черты, присущие героям, узнают в себе многие зрители. Будет о чем задуматься, появится повод пересмотреть свое поведение.
- Как бы вы поступили на месте главной героини? На ее месте, стали бы добровольно принимать участие в подобном эксперименте?
- Несмотря на то, что моя героиня Аня совсем на меня не похожа, я очень хорошо ее понимаю. У меня тоже однажды была потеря памяти, славу Богу, это продолжалось недолго.
Участвовать в таком эксперименте ни за что бы ни стала. У меня был случай: свое тридцатилетие я отмечала на Алтае. Мы поселились в частном отеле, где в основном, проживали семейные отдыхающие.
Один мужчина все время ругался с женой. Когда мы своей маленькой компанией пошли отмечать мой юбилей в кафе, ему очень захотелось присоединиться к нам, но он лишь поздравил меня с днем рождения, спросив сколько лет исполнилось.
Я ответила, что отмечаю совершеннолетие. Просто перед этим я в каком-то журнале прочитала статью, автор которой высказал мнение о том, что именно в тридцать, а не в восемнадцать лет, человек достигает совершеннолетия, когда он точно знает, чего хочет в жизни и уже получил личный и профессиональный опыт.
Посетители кафе, особенно мужчины, бурно отреагировали на именинницу в коротеньком платьишке, да еще и звезду танцпола, а я всем продолжала говорить, что отмечаю совершеннолетие и смеялась, когда люди поднимали бокалы за мои восемнадцать.
Вернувшись ночью в номер, я была счастливая и никак не могла заснуть, вспомнила, что за сутки ничего не ела, только пила шампанское. Это был частный отель, обычный трехэтажный коттедж с комнатами-номерами, кафе или столовой не было – просто имелась на первом этаже кухня с холодильником, плиткой, чайником.
Я тихонечко спустилась поесть, но на кухне сидел тот самый мужчина, он пил пиво и был чем-то расстроен. Как впоследствии стало понятно из разговора - своей жизнью. А обиженные, несостоявшиеся люди, любят поучить других.
Сначала я вежливо ему отвечала, затем разговор перешел на повышенные тона. В какой-то момент он мне сильно нагрубил, мол, чего я вообще в жизни понимаю, восемнадцатилетняя девчонка.
Вот тут и выяснилось, что он на год меня младше, работает простым рабочим, а я старше и имею собственный бизнес. Он не поверил, тогда мне пришлось бежать в номер за паспортом.
Своими криками мы разбудили других отдыхающих, сонные люди собрались на кухне, но, что самое удивительное, их волновало вовсе не хамство моего оппонента, а почему в тридцать лет я выгляжу на восемнадцать.
Так я поняла, что тема возраста очень актуальна, а ведь это всего лишь цифра в паспорте. Мужчина, с которым у нас случился конфликт, позволил себе грубость только потому, что думал, что я его намного младше.
- У каждого своя правда, все в мире относительно... Можно ли, на ваш взгляд, простить «ложь во спасение»?
- Каждый случай индивидуален, да и люди все разные. Простить – это означает, принять ситуацию, человека. Не всё и не всех можно прощать.
Фильм «Новая жизнь» заканчивается так, что до конца непонятно простила ли Аня Сергея Палыча. Пусть зритель решит сам.
- Есть ли рабочие названия у фильма? Почему остановились именно на «Новой жизни»?
- Мне нравится название «Новая жизнь», у моей героини и правда начинается новая жизнь. А еще, мне очень хочется, чтобы после просмотра фильма зрители поняли, что никогда не поздно что-то изменить, и что если есть мечта, надо к ней бежать. И прямо сейчас.
Возраст не может быть преградой, не может ограничивать. В любом случае, в этом году вам точно меньше лет, чем будет в следующем. (Улыбается)
- А для вас возраст имеет значение?
- Нет, иначе бы я не написала этот сценарий.
- Каков основной посыл фильма: не бойтесь перемен?
- В фильме очень много сюжетных линий. Он не только о том, что возраста не существует. Очень серьезные размышления возникают, глядя на взаимоотношения Ани с родителями.
Целый год ее никто не будет искать. Да, родители развелись, у каждого своя жизнь, а Аня уже давно взрослая, самостоятельная тридцатипятилетняя женщина, но что-то тут не так.
Когда к Ане вернется память, она встретится с отцом и задаст ему вопрос, почему он ей целый год не звонил, тот лишь отшутится: «Так все ж в делах, живем в одном городе, а видимся раз в год».
Аня ему ответит: «Пап, а зачем тебе видеться со мной? Для отчетности, чтобы самому себе сказать, что ты отец и у тебя есть дочь. Пап, близкие люди – это не те, у которых ДНК совпадает, а те, кто тебя искренне любят».
С мамой там вообще все сложно - у нее новый муж, и у Ани есть сводный брат. Все очень приличные люди, только до нее никому нет дела. Иногда чужие люди нам ближе, чем родственники. Кровь не гуще воды.
- Для настоящего чувства нет разницы в возрасте, правда?
- Разница есть в голове, во взглядах, жизненном и профессиональном опыте, а чувства либо есть, либо нет. Просто иногда люди придумывают себе чувства.
Герой Костя искренне влюблен в мою героиню Аню, но ведь он о ней ничего не знает.
Она даже не рассказала ему о потере памяти. Косте нравится симпатичная 25-летняя девчонка, с ней весело и хорошо, она смотрит на мир восторженными глазами, у нее есть только будущее, потому что прошлого она не знает.
А на самом деле, ей тридцать пять, она профессиональный юрист и опытная женщина. Будет ли он любить ее, когда память к ней вернется? Полюбил бы он Аню до того, как она потеряла память?
Продюсер кинокомпании "Северное сияние" Нина Володина и режиссёр, сценарист Мария Ефремова.
- Мария, у вас постоянная сплоченная съемочная группа или в каждый новый проект привлекаете новых людей? Кто ваш главный помощник, «правая рука»?
- На самом деле, под каждый проект собирается своя съемочная группа, которая может меняться в течение работы над фильмом. Неизменны только мы с продюсером Ниной Володиной.
Это уникальный человек, профессионал своего дела. В отличие от многих продюсеров, которые любят играть в больших начальников, Нину волнует только результат.
Недавно на съемках неожиданно пошел дождь, даже не дождь, а сильный ливень. Прогноз погоды ничего подобного не предвещал, и технический персонал не взял заслоны для оборудования, ни у кого не оказалось даже обычного зонтика.
Нина, насквозь промокая, своей курткой и телом закрывала оператора с камерой. И дело не только в том, что, как продюсер, она прекрасно знает, какова стоимость «киношной» камеры и понимает, кто несет материальную ответственность, она понимала вот что: нельзя остановить процесс, поскольку я, как режиссер, приняла решение снимать под дождем.
Я никогда не видела таких самоотверженных людей как Нина. Восхищаюсь ей!
- У фильма «Новая жизнь» есть спонсоры, финансовая поддержка?
- У нас нет спонсоров, мы снимаем фильм без поддержки Фонда кино и Министерства культуры. Наша кинокомпания «Северное сияние» окупает затраты за счет продакт-плейсмента.
Это очень сложно -находить рекламодателей, но ещё сложнее договориться об адекватной оплате для персонала и стоимости за аренду оборудования. Люди, работающие в мире кино, привыкли «пилить» государственные деньги, им в голову не приходит, что можно снимать кино так, как мы с Ниной.
Самим искать финансы, экономить каждую копейку, но при этом делать так, чтобы не страдало качество. У меня нет зарплаты режиссера и мы не платим мне за сценарий, Нина как продюсер тоже не получает оклад.
Меня очень радуют актеры, согласившиеся на наши гонорары - им очень понравился сценарий, они, так же, как и мы, увлечены общим делом и понимают, что фильм «Новая жизнь» - это новая эра в кинематографе. Такого сюжета еще не было, а диалоги героев уже расходятся на цитаты.
А вот с технической группой всегда всё сложно. Был съемочный день, когда гаферы (осветители) специально тянули время, медленно передвигали световое оборудование, чтобы потом вымогать деньги за переработку часов.
Когда мы работали над прошлым фильмом «Я любить тебя буду, можно?», нам не привезли вовремя камеру, съемка находилась на грани срыва: все приехали и им было все равно, работали они или нет, оплатить съемочный день мы были обязаны.
Теперь мы с Ниной на личном автомобиле сами забираем камеру перед съемками.
Надо сказать, камера, объективы, штативы – это очень большой груз, занимающий весь багажник. Приходится опускать задние пассажирские сидения, чтобы все вместилось.
Перед съемками мы встаем очень рано, иногда спим всего пару часов, а после съемок еще отвозим камеру со всем оборудованием обратно.
Когда идут несколько съемочных дней подряд, вернувшись домой, нам порой удается только поесть, принять душ и нужно снова ехать снимать кино. Только никакая физическая усталость, хронический недосып не могут затмить собой того счастья, которое дает работа в кино.
- Когда планируется выход фильма на большие экраны?
- Фильм «Новая жизнь» выйдет в прокат весной 2019 года, а пока за процессом съемок можно следить в нашей официальной группе в Вконтакте: https://vk.com/filmnewlife.
Кстати, если кто-то хочет сняться в кино - мы охотно берем желающих в массовку.
У нас есть несколько сцен, где должно быть многолюдно. В группе фильма всегда можно прочитать информацию о наборе участников. Мы, кстати, очень открыты для журналистов, приглашаем на съемочную площадку и даем возможность сняться в эпизодической роли.
Сразу скажу, за участие мы не платим. К нам идут те, у кого мечта с детства - посмотреть, как снимается кино и хотя бы мельком увидеть себя на большом экране.
Стилисты Екатерина Серебренникова и Яна Беляева.