Фильм Гийома Проценко "Разбуди меня": Жизнь между реальностью и сновидениями.
« НазадТекст: Ирина Валовски
Фото: из архива съёмочной группы
Сильное жанровое кино в России возрождается.
Кинокартина "Разбуди меня" рассказывает о жизни молодой сотрудницы паспортного контроля, нашей современницы.
Блуждая по границе между реальностью, снами и фантазиями, девушка пытается найти решение своих проблем и уберечь близких людей от опасностей.
22 марта премьера фильма "Разбуди меня" состоялась в столичном киноклубе "Фитиль", а 30 марта картина вышла в широкий прокат.
Сон - по сей день не до конца изученный феномен работы мозга. Могут ли сны подсказать правильное решение?
Многие ли люди полагаются на сны, считая их важными сигналами, дающими возможность изменить судьбу?
Имеем ли мы право и гипотетическую возможность что-либо изменить, играя с бессознательным?
Эти вопросы составляют лишь самый верхний слой тем, которые зрителю приоткрывает режиссёр.
Гийом Проценко - француз по происхождению, креативный продюсер трех международных документальных проектов «Кинопоезд» - создавая свой первый полнометражный игровой фильм, объединил нуар, психоделику и социальные проблемы.
В одном из интервью Гийом говорит, что "Разбуди меня" вовсе не повествует о выборе между грёзами и явью, речь идёт о нравственном определении себя в обществе, об ответственности за свои решения: имеет ли человек право влиять на что-то в реальном мире, руководствуясь бессознательными побуждениями?
Какую цель тогда он преследует? Понимает ли, какие последствия это может повлечь за собой?
Современная Москва. Молодая сотрудница аэропорта Шереметьево Евгения (Ирина Вербицкая), "теряет" своего молодого человека Андрея (Даниил Воробьев), который вёл незаконный бизнес и вынужден был исчезнуть.
Она не перестаёт любить его, оставив эту дверь в своём сердце и сознании приоткрытой. И помогает ему, превысив свои полномочия и подвергнув себя риску.
Затем, выбрав одиночество, Женя как будто разрешает себе погрузиться в мир бессознательного – для поиска решения, так как реальный мир и логические размышления нужного результата не дали.
Увидев во сне, как на какой-то стройке закапывают её избитого, покалеченного Андрея, она цепляется за это видение, как за единственную нить, словно связывающую её необъяснимую тоску с возможным финалом, и смело начинает верить в то, что это и есть первая подсказка, которая дана ей неслучайно, и что это поможет ей распутать клубок терзаний.
Это был лишь первый звоночек, который можно легко объяснить тем, что Женя просто скучает по любимому человеку из своего прошлого.
Но следующий сон показывает ей женщину, которая скоропостижно умирает после пересечения границы. Эта женщина, в точности, как в сновидении, появляется наяву у её поста на паспортном контроле.
Евгения вдруг решается остановить ее, чтобы вызвать скорую помощь и спасти. При обследовании выясняется, что женщина – наркокурьер, и вся эта история бросает тень на саму главную героиню.
Но поверив в то, что её сны напрямую связаны с реальной жизнью, Евгения делится своими выводами с психологом, который подтверждает, что вещие сны существуют.
Женя убеждает себя в «реальности иллюзии» и способности контролировать расследование. Даже её работа на пограничном контроле теперь кажется символичной: ведь героиня всегда находится на границе сна и яви, любви и ненависти, одиночества и счастья.
Интрига не отпускает от начала и до конца фильма. Евгения и Стас, (Кирилл Пирогов) следователь – две ключевые фигуры в картине. Они сближаются, между ними возникает чувство, хотя – аллегорически – они выступают в роли добычи и хищника, так как Евгения остаётся главной подозреваемой.
Наркобарона играет Евгений Гришковец, без сомнения, очень удачный выбор на эту роль.
Хитросплетения сюжета этого в меру психологического триллера с элементами драмы и мистики сначала заставляют зрителя блуждать в поисках смысловой составляющей, которая как будто невзначай появляется в словах психолога о том, что сны предсказывающие будущее, никому не помешают, но какое моральное право имеет Евгения вмешиваться в жизни людей и решать, что для кого хорошо, а что плохо, кто ей это позволил? Вопрос остался риторическим. Решение - за главной героиней.
Многие герои поставлены в условия жестокого нравственного выбора, от которого зависит, как закончится их жизненный путь.
Тишина. Дорога, уходящая вдаль, на которой останавливает свою машину главная героиня…
Переплетение стилей и авторских изысканий делает эту картину очень необычной, особенной, а утончённая операторская работа придаёт некоего психоделического шарма.
"Разбуди меня" цепляет неопределенным, далеко не счастливым финалом, оставляя зрителям возможность самим домыслить, кто вышел победителем из схватки с этим вихрем относительной правды жизни, и какую ответственность мы готовы брать на себя за наши поступки и даже сны!
Мы долго и живо обсуждали с создателями фильма многие моменты, среди которых особенно запомнилось следующее.
На вопрос, обсуждался ли другой финал событий, Гийом ответил уверенное: "Конечно!". Но, какой именно, не признался.
Ирина Вербицкая, исполнившая роль Евгении, отметила, что очень верит в то, что Стас остался жив. А продюсер Таня Петрик проводила параллель между жизнью и границей.
Даниил Воробьев – Андрей, исчезнувший возлюбленный Жени – улыбнулся и ответил уклончиво, что, по его мнению, все остались живы.
Можем смело звонить во все колокола: сильное жанровое кино в России возрождается. Трагично и очень по-русски.
Комментарии
Комментариев пока нет