Александр Прошкин: "Моя "Охрана" - это комедия о том, чем жизнь отличается от существования".
« НазадТекст: Марина Долгорукая, Париж
Фото: автора; Serge Oleshuk, Киностудия им. М. Горького
В Париже недавно завершилась XIV Неделя русского кино «Взгляд из России» / Regards de Russie.
Один из организаторов полюбившегося парижанам ежегодного события, продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров, собрал довольно интересную программу актуальных российских фильмов.
Год кино в России точно прошел не зря: в Париже были показаны картины «Ученик» Кирилла Серебрянникова, «Инсайт» Александра Котта, «Коллектор» Алексея Красовского, «Про любовь» Анны Меликян, «Орлеан» Андрея Прошкина, «Ледокол «Николая Хомерики», лирический киноальманах женщин-режиссеров «Петербург. Истории любви» и другие ленты
Фильмом открытия стал триллер «Чистое искусство» Давлетьярова, рассказывающий об арт-мире, не совсем чистом, зато невероятно интересном, а маленьким зрителям организовали субботний просмотр мультфильмов «Волшебный фонарь».
На некоторые сеансы попасть было невозможно – залы были переполнены. Когда я стояла в очереди, чтобы получить билет по пресс-карте, русской речи не слышала вовсе.
В один из таких вечеров, у входа в кинотеатр «Арлекин», мы встретились с режиссером Александром Прошкиным, который привез в столицу Франции свой новый фильм «Охрана».
Мастер поцеловал мне руку и мы продолжили разговор, однажды начатый в Москве…
- Александр Анатольевич, начну наш разговор с маленькой репризы. В начале 2016 года в Париже проходил фестиваль «Когда русские любят», где в течение двух недель в различных кинотеатрах города шли показы российских фильмов.
На открытии фестиваля присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Мы с коллегами снимали репортаж для одного крупного российского канала, записали несколько интервью, сняли Олланда с Мишелем Леграном и так далее.
Когда же репортаж вышел, там не было ни слова о президенте и даже название фестиваля оставили за кадром… Сообщили лишь, что «в Париже были показаны российские фильмы о любви».
- Значит, и в любви не очень заинтересованы, и в Париже. А в любви в Париже – тем более!
Виной всему безумное время, в которое мы живем, атмосфера сейчас очень наэлектризованная.
В основном, человек питается новостями, которые имеют свойство еще больше эту атмосферу подогревать…
Поэтому, если нужно показать демонстрацию против гей-сообществ, или за гей-сообщества – это пожалуйста! А какое-то там кино совершенно никому не интересно…
- Но, согласитесь, это ведь всё-таки было событие, и это был дружественный жест президента Франции в сторону России…
- Государственный жест! Но как я могу это комментировать? Я не имею к этому никакого отношения.
- Хорошо… Каково вообще сейчас ваше настроение и профессиональные планы: есть ли уже какие-нибудь задумки для новых фильмов?
- Задумки-то есть, а денег пока нет. Сейчас очень непростая ситуация в стране вообще - в России, и ситуация, связанная с государственным финансированием, в частности.
Негосударственное финансирование практически не развито, нет тех каналов и фондов, которые могли бы инвестировать деньги в кино. И нет особых поблажек инвесторам, которые вкладывают деньги в культуру.
- На этой Неделе российского кино в Париже представлены фильмы, снятые без государственной поддержки. В частности, фильм Кирилла Серебренникова «Ученик».
- Да, возможно, молодые режиссеры нашли эту возможность. Но мне, по крайне мере, эти каналы неизвестны.
Довольно сложно обращаться к нашим олигархам, во-первых, потому что они довольно далеко от нас.
Во-вторых, даже не знаешь, что им сказать, ведь практически нет проката! Прокат российского кино очень сильно дискриминировали сами прокатчики.
Они закупают на свои деньги, в основном, американское кино и, естественно, на нем в первую очередь и зарабатывают.
Русское кино почти не рекламируется, прокат получается мизерный. Мы сами ездим по стране, устраиваем просмотры, встречаемся с людьми, и это приносит хоть какое-то удовлетворение.
Хотя когда-то я был чемпионом в прокате...
- Пару лет назад Москве я была на съемках вашего фильма «Райские кущи» по пьесе Александра Вампилова. Какова судьба картины?
- Она был в прокате. Но, должен сказать, что этот фильм рассчитан все-таки на определенного зрителя – думающего.
А таких у нас по пальцам можно пересчитать. 25 лет воспитания на американских «аттракционах» приучили публику к тому, что ее надо постоянно чем-то пугать, удивлять...
А «Райские кущи» - это человеческая история, человеческое кино.
В начале августа 2014 года Александр Прошкин приступил к монтажу своей новой картины «Охрана», снятой по сценарию Юрия Арабова. Главная героиня фильма служит в охране большого металлургического завода, который переживает не самые лучшие времена. «В основе картины лежат наши личные наблюдения, поскольку мы сняли на этом заводе два фильма и каких-то людей уже хорошо знаем» - рассказал Прошкин.
- Расскажите, пожалуйста, о своем новом фильме «Охрана», который привезли в Париж.
- Мне трудно что-то рассказывать о своих фильмах. Это вещь естественная.
Раньше я снимал по большей части историческое кино, делал панорамы ХХ, ХVIII веков, брался за самые трагические события в истории, в абсолютной надежде на то, что это больше в реальности никогда не повторится...
Но, думаю, надежды мои были сильно преувеличены. Вряд ли искусство чему-нибудь учит.
У нас, людей, совсем короткая память, и многие интонации прошлого, к сожалению, узнаваемы сейчас.
В нашем климате, в самом обществе что-то изменилось. Такой злости и агрессии раньше не было.
Мне кажется, если бы я сейчас снимал такие же исторически жесткие картины, как раньше, то даже не знаю, были бы они показаны.
Очевидно, уроки истории бессмысленны, а еще раз привносить драму в реальную жизнь не хочется.
- Поэтому вы сняли не исторический фильм?
- Я снял комедию о том, чем отличается существование от жизни, и наоборот - жизнь от существования.
Это собирательный образ провинциальной России: некий городишко, где вся промышленность стоит, мужчины покидают город в поисках лучшей доли, а молодым девушкам некуда деться.
Причем, получилась абсолютно реальная история, все это я видел собственными глазами много раз.
Например, когда мы снимали предыдущую картину «Искупление», столкнулись с этим напрямую.
На большом металлургическом заводе в охране работали девчонки, одна другой лучше - просто красавицы! И каждый раз мы проходили эту охрану по полчаса…
Режиссёр с исполнительницей главной роли, актрисой Марией Коровиной.
- Девушки были так внимательны к вам?
- Не то, что бы внимательны - им хотелось потрепаться, поболтать, хотелось какого-то живого разговора с артистами, им просто скучно было.
Причем, девки были разные: и из деревни, и с высшим образованием. Но просто там не было для никакой другой работы.
И вот мы с ними, слово за слово, разговорились о том, о сём, и я решил экранизировать эту историю.
Рассказать о русских девочках, которые только входят в жизнь, хотят любви, открыты для этого, жаждут каких-то событий... А ничего не происходит. Некуда им направить силу своего чувства, которое в них бурлит.
Получилась такая ироничная лента, местами смешная и трогательная, местами грустная.
Но все же эта картина, так или иначе, выруливает на жанр мелодрамы, где присутствует простая мысль: если между людьми возникает настоящее чувство, то банальное существование перерастает в жизнь.
И всё преображается.
- Значит, картина о любви?
- Скажу вам, что для меня, на самом деле, нет ничего важнее любви.
Нас всё время убеждают, что важно то, сё, пятое, десятое: политика, позиция, борьба. Так вот, всё это - ерунда!
- Кто играет главную роль?
- Я очень долго искал актрису, которая смотрелась бы естественно, и которая сама этой провинциальной жизнью и живет.
Потому что наши московские девочки порой даже более буржуазны, чем французские актрисы. Они знают жизнь по сериалам, в которых снимаются.
И я нашел актрису в далеком-далеком Сыктывкаре. По-моему, она очень органична, натуральна и, к тому же, очень хорошо обучена – Маша Коровина.
В картине также есть известные артисты - Витя Сухоруков, Антон Шагин, Лёша Кортнев. Мне важно было окружить ее профессионалами, хотя у нее не было никакого смущения по этому поводу.
- Эта лента по настроению отличается от фильма «Райские кущи»?
- «Райские кущи» - история о среднем классе, о конформистских решениях, а «Охрана» - более лирическая картина.
- В России, мне кажется, огромная пропасть между большими городами и провинцией, в отличие от Европы, где провинция зачастую более благополучна…
- В России вообще огромная пропасть между новым классом и большим количеством бедных людей, которые с трудом выживают.
Причем, в других культурах богатство скрывают, прячут, а у нас напротив – демонстрируют!
Поэтому множеству простых девчонок, когда они смотрят телевизор, наверное, сразу же хочется из своей деревни выпрыгнуть, появляются мечты о Volvo, Linkoln и прекрасной жизни.
Они думают, что как только вырвутся из своего «существования» – все сразу придет! И они вырываются не только в Москву, а разъезжаются по всему миру.
Где я их только не встречал, этих девушек, которые бросаются в жизнь – в Италии, в Греции, во Франции…
- Погоня за легкой красивой жизнью, к сожалению, отражается на душе и, можно сказать, ее губит. Возможно ли потом вернуться к себе прежнему?
- Если исходить из того, что общество, фактически, изобрело для себя новую религию успеха и денег, то вырваться довольно сложно - это заразный вирус.
Хотя, думаю, мы это уже проходили, и явление временное. Хорошо бы вырулить куда-нибудь в направлении гармонии, внутреннего покоя и созидания, а не в агрессию.
Верю, в обозримом пространстве будет что-то меняться. Надеюсь, с этой задачей справится молодое поколение.
Нынешняя молодежь знает и чувствует что-то свое, эти люди другие, более гибкие и, к тому же, родились уже не при советской власти. Хотя, иногда мне кажется, Советский Союз постоянно присутствует в сознании, ментально.
Недавно я был в Казани. Так там собирают подписи на установку памятника Сталину.
И это в большом преуспевающем городе, прекрасно отреставрированном, красивом и богатом. Откуда там эта тоска, причем, не только у стариков?
- Может быть, виной всему пропаганда?
- Нет у нас такой прямой пропаганды, но, наверное, она задает интонацию человеческой ярости и агрессии. В подобном состоянии и возникают крайне радикальные желания…