На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Александр Прошкин: "Моя "Охрана" - это комедия о том, чем жизнь отличается от существования".

« Назад

06.12.2016 20:10

Текст: Марина Долгорукая, Париж

Фото: автора; Serge Oleshuk, Киностудия им. М. Горького

 

В Париже недавно завершилась XIV Неделя русского кино «Взгляд из России» / Regards de Russie.

 

SO_20161111_059

 

Один из организаторов полюбившегося парижанам ежегодного события, продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров, собрал довольно интересную программу актуальных российских фильмов.

Год кино в России точно прошел не зря: в Париже были показаны картины «Ученик» Кирилла Серебрянникова, «Инсайт» Александра Котта, «Коллектор» Алексея Красовского, «Про любовь» Анны Меликян, «Орлеан» Андрея Прошкина, «Ледокол «Николая Хомерики», лирический киноальманах женщин-режиссеров «Петербург. Истории любви» и другие ленты

Фильмом открытия стал триллер «Чистое искусство» Давлетьярова, рассказывающий об арт-мире, не совсем чистом, зато невероятно интересном, а маленьким зрителям организовали субботний просмотр мультфильмов «Волшебный фонарь».

 

DSC01416

 

На некоторые сеансы попасть было невозможно – залы были переполнены. Когда я стояла в очереди, чтобы получить билет по пресс-карте, русской речи не слышала вовсе.

 

DSC01092

DSC01097

 

В один из таких вечеров, у входа в кинотеатр «Арлекин», мы встретились с режиссером Александром Прошкиным, который привез в столицу Франции свой новый фильм «Охрана».

Мастер поцеловал мне руку и мы продолжили разговор, однажды начатый в Москве…

 

DSC55501423

 

- Александр Анатольевич, начну наш разговор с маленькой репризы. В начале 2016 года в Париже проходил фестиваль «Когда русские любят», где в течение двух недель в различных кинотеатрах города шли показы российских фильмов.

На открытии фестиваля присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Мы с коллегами снимали репортаж для одного крупного российского канала, записали несколько интервью, сняли Олланда с Мишелем Леграном и так далее.

Когда же репортаж вышел, там не было ни слова о президенте и даже название фестиваля оставили за кадром… Сообщили лишь, что «в Париже были показаны российские фильмы о любви».

 

- Значит, и в любви не очень заинтересованы, и в Париже. А в любви в Париже – тем более!

Виной всему безумное время, в которое мы живем, атмосфера сейчас очень наэлектризованная.

В основном, человек питается новостями, которые имеют свойство еще больше эту атмосферу подогревать…

Поэтому, если нужно показать демонстрацию против гей-сообществ, или за гей-сообщества – это пожалуйста! А какое-то там кино совершенно никому не интересно…

 

- Но, согласитесь, это ведь всё-таки было событие, и это был дружественный жест президента Франции в сторону России…

 

- Государственный жест! Но как я могу это комментировать? Я не имею к этому никакого отношения.

 

- Хорошо… Каково вообще сейчас ваше настроение и профессиональные планы: есть ли уже какие-нибудь задумки для новых фильмов?

 

- Задумки-то есть, а денег пока нет. Сейчас очень непростая ситуация в стране вообще - в России, и ситуация, связанная с государственным финансированием, в частности.

Негосударственное финансирование практически не развито, нет тех каналов и фондов, которые могли бы инвестировать деньги в кино. И нет особых поблажек инвесторам, которые вкладывают деньги в культуру.

 

uchenik16082016-02 922150

 

- На этой Неделе российского кино в Париже представлены фильмы, снятые без государственной поддержки. В частности, фильм Кирилла Серебренникова «Ученик».

 

- Да, возможно, молодые режиссеры нашли эту возможность. Но мне, по крайне мере, эти каналы неизвестны.

Довольно сложно обращаться к нашим олигархам, во-первых, потому что они довольно далеко от нас.

Во-вторых, даже не знаешь, что им сказать, ведь практически нет проката! Прокат российского кино очень сильно дискриминировали сами прокатчики.

Они закупают на свои деньги, в основном, американское кино и, естественно, на нем в первую очередь и зарабатывают.

Русское кино почти не рекламируется, прокат получается мизерный. Мы сами ездим по стране, устраиваем просмотры, встречаемся с людьми, и это приносит хоть какое-то удовлетворение.

Хотя когда-то я был чемпионом в прокате...

 

medium_c8a7551d80e717f09301506bc6e3a2eb 112369

 

- Пару лет назад Москве я была на съемках вашего фильма «Райские кущи» по пьесе Александра Вампилова. Какова судьба картины?

 

- Она был в прокате. Но, должен сказать, что этот фильм рассчитан все-таки на определенного зрителя – думающего.

А таких у нас по пальцам можно пересчитать. 25 лет воспитания на американских «аттракционах» приучили публику к тому, что ее надо постоянно чем-то пугать, удивлять...

А «Райские кущи» - это человеческая история, человеческое кино.

 

2472c93406096113c7fef943b428cdd7

В начале августа 2014 года Александр Прошкин приступил к монтажу своей новой картины «Охрана», снятой по сценарию Юрия Арабова. Главная героиня фильма служит в охране большого металлургического завода, который переживает не самые лучшие времена. «В основе картины лежат наши личные наблюдения, поскольку мы сняли на этом заводе два фильма и каких-то людей уже хорошо знаем» - рассказал Прошкин.

1454622399_a3

 

- Расскажите, пожалуйста, о своем новом фильме «Охрана», который привезли в Париж.

 

- Мне трудно что-то рассказывать о своих фильмах. Это вещь естественная.

Раньше я снимал по большей части историческое кино, делал панорамы ХХ, ХVIII веков, брался за самые трагические события в истории, в абсолютной надежде на то, что это больше в реальности никогда не повторится...

Но, думаю, надежды мои были сильно преувеличены. Вряд ли искусство чему-нибудь учит.

У нас, людей, совсем короткая память, и многие интонации прошлого, к сожалению, узнаваемы сейчас.

В нашем климате, в самом обществе что-то изменилось. Такой злости и агрессии раньше не было.

Мне кажется, если бы я сейчас снимал такие же исторически жесткие картины, как раньше, то даже не знаю, были бы они показаны.

Очевидно, уроки истории бессмысленны, а еще раз привносить драму в реальную жизнь не хочется.

 

trailer61358

 

- Поэтому вы сняли не исторический фильм?

 

- Я снял комедию о том, чем отличается существование от жизни, и наоборот - жизнь от существования.

Это собирательный образ провинциальной России: некий городишко, где вся промышленность стоит, мужчины покидают город в поисках лучшей доли, а молодым девушкам некуда деться.

Причем, получилась абсолютно реальная история, все это я видел собственными глазами много раз.

Например, когда мы снимали предыдущую картину «Искупление», столкнулись с этим напрямую.

На большом металлургическом заводе в охране работали девчонки, одна другой лучше - просто красавицы! И каждый раз мы проходили эту охрану по полчаса…

 

c681bfed5777585fe4dd0437de1dc1f9 s-768

 Режиссёр с исполнительницей главной роли, актрисой Марией Коровиной.

 

- Девушки были так внимательны к вам?

 

- Не то, что бы внимательны - им хотелось потрепаться, поболтать, хотелось какого-то живого разговора с артистами, им просто скучно было.

Причем, девки были разные: и из деревни, и с высшим образованием. Но просто там не было для никакой другой работы.

И вот мы с ними, слово за слово, разговорились о том, о сём, и я решил экранизировать эту историю.

Рассказать о русских девочках, которые только входят в жизнь, хотят любви, открыты для этого, жаждут каких-то событий... А ничего не происходит. Некуда им направить силу своего чувства, которое в них бурлит.

Получилась такая ироничная лента, местами смешная и трогательная, местами грустная.

Но все же эта картина, так или иначе, выруливает на жанр мелодрамы, где присутствует простая мысль: если между людьми возникает настоящее чувство, то банальное существование перерастает в жизнь.

И всё преображается.

 

maxr545esdefault

 

- Значит, картина о любви?

 

- Скажу вам, что для меня, на самом деле, нет ничего важнее любви.

Нас всё время убеждают, что важно то, сё, пятое, десятое: политика, позиция, борьба. Так вот, всё это - ерунда!

 

medium_89a452746b9e913a0c8df3c9b8d8066e

 

- Кто играет главную роль?

 

- Я очень долго искал актрису, которая смотрелась бы естественно, и которая сама этой провинциальной жизнью и живет.

Потому что наши московские девочки порой даже более буржуазны, чем французские актрисы. Они знают жизнь по сериалам, в которых снимаются. 

И я нашел актрису в далеком-далеком Сыктывкаре. По-моему, она очень органична, натуральна и, к тому же, очень хорошо обучена – Маша Коровина.

В картине также есть известные артисты - Витя Сухоруков, Антон Шагин, Лёша Кортнев. Мне важно было окружить ее профессионалами, хотя у нее не было никакого смущения по этому поводу.

 

1-iz-arhiva-KM

 

- Эта лента по настроению отличается от фильма «Райские кущи»?

 

- «Райские кущи» - история о среднем классе, о конформистских решениях, а «Охрана» - более лирическая картина.

 

- В России, мне кажется, огромная пропасть между большими городами и провинцией, в отличие от Европы, где провинция зачастую более благополучна…

 

- В России вообще огромная пропасть между новым классом и большим количеством бедных людей, которые с трудом выживают.

Причем, в других культурах богатство скрывают, прячут, а у нас напротив – демонстрируют!

Поэтому множеству простых девчонок, когда они смотрят телевизор, наверное, сразу же хочется из своей деревни выпрыгнуть, появляются мечты о Volvo, Linkoln и прекрасной жизни.

Они думают, что как только вырвутся из своего «существования» – все сразу придет! И они вырываются не только в Москву, а разъезжаются по всему миру.

Где я их только не встречал, этих девушек, которые бросаются в жизнь – в Италии, в Греции, во Франции…

 

9575683-844359

 

- Погоня за легкой красивой жизнью, к сожалению, отражается на душе и, можно сказать, ее губит. Возможно ли потом вернуться к себе прежнему?

 

- Если исходить из того, что общество, фактически, изобрело для себя новую религию успеха и денег, то вырваться довольно сложно - это заразный вирус.

Хотя, думаю, мы это уже проходили, и явление временное. Хорошо бы вырулить куда-нибудь в направлении гармонии, внутреннего покоя и созидания, а не в агрессию.

Верю, в обозримом пространстве будет что-то меняться. Надеюсь, с этой задачей справится молодое поколение.

Нынешняя молодежь знает и чувствует что-то свое, эти люди другие, более гибкие и, к тому же, родились уже не при советской власти. Хотя, иногда мне кажется, Советский Союз постоянно присутствует в сознании, ментально.

Недавно я был в Казани. Так там собирают подписи на установку памятника Сталину.

И это в большом преуспевающем городе, прекрасно отреставрированном, красивом и богатом. Откуда там эта тоска, причем, не только у стариков?

 

- Может быть, виной всему пропаганда?

 

- Нет у нас такой прямой пропаганды, но, наверное, она задает интонацию человеческой ярости и агрессии. В подобном состоянии и возникают крайне радикальные желания…

 

1464706472_3

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить


Комментарии


2016-12-07 12:07:14 Иосиф Рабинович #
Интересное интервью с интересным человеком - каюсь не слышал о нём раньше а мысли его созвучны моему восприяятию. Надо бы глянуть на его фильмы.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: