ОКНО В РИГУ. Сказочная нива Мариса Друвы
« НазадТекст: Мария Дубинская
Фото: из архива Мариса Друвы
«С возрастом мне стало как-то особенно интересно играть фактами, перемешивая действительность с вымыслом, - говорит автор весьма своеобразных современных сказок Марис Друва, чья фамилия с латышского языка переводится как «нива», - Я чувствую, что такое видение жизни у меня, конечно, откуда-то из детства, из далёкой сибирской степи с её просторами, из России…».
На ниве фантазии Мариса произрастают очень необычные произведения, в которых правдивые истории щедро приправлены выдуманными подробностями.
Писатель решил рассказать об этом читателям «Окно в Москву», поскольку сюжеты зачастую связаны с нашей страной, Россией, - и обратился ко мне, бывшей рижанке, через фейсбук.
Марис Друва - латыш, в сердце которого большое место занимает Россия, где он родился.
Люди создают свои миры, живут в них и иногда делятся с другими людьми рассказами о том, как там, в этих их загадочных мирах, всё устроено.
Невозможно не удивляться тому, сколько же разнообразных идей посещает человека!
Среди персонажей сказок Мариса Друвы - Раймонд Паулс, Владимир Высоцкий, Михаил Барышников, Андрей Тарковский, Александр Сокуров и другие знаменитые личности, чья судьба так или иначе связана с Латвией и Россией; а один из самых диковинных героев этих зарисовок – кот, и не просто кот, а священник… Представляете?
Сказочную реальность странному коту помогают создавать Старая Крыса и грач по имени Саврасов, которые, помимо прочего, являются советниками президента Российской Федерации. Звучит всё это весьма сюрреалистично...
Признаться, думаю, далеко не каждый поймёт мотивы, задачи и иронию писателя, - но "сразу все" Марису и не нужны вовсе, он ищет "своего читателя".
Друва, деятель, известный в творческих кругах Латвии, считает, что его оригинальные рассказы могут послужить основой для каких-нибудь фантасмагорических мультипликационных фильмов, или даже превратиться в мюзиклы и спектакли.
А почему бы, собственно, и нет? В жизни возможно всё, а уж в современном искусстве - подавно. Тем более что на площадке Латвийского государственного радио-театра по сказкам Мариса уже были поставлены три радио-спектакля, которые звучали в эфире Latvijas radio 4.
Марис родился в небольшом селе Белостоке, находящемся в Омской области. И хотя он уже много лет проживает в Латвии, Россию считает своей родиной, и для него это отнюдь не формальность и просто "строка" в паспортных данных - он ощущает с ней глубокую и крепкую связь, очень любит и регулярно бывает здесь.
Два года назад в сельском клубе даже состоялся творческий вечер Мариса, на который пришло много его земляков.
«Мне было очень приятно то, с каким вниманием односельчане - некоторые из них даже ещё помнят моих родителей - слушали мою радио-сказку «Сказка о Чайке», записанную актрисой Кариной Лучининой на Латвийском государственном радио. Мы затем очень тепло пообщались. Такие встречи, конечно, не забываются…», - говорит Марис Друва.
После этого он отвёз запись радио-спектакля в США, где сказка прозвучала и на Русском радио Нью-Йорка. Кстати, «Сказку о Чайке» также видели зрители известного рижского камерного театра Kabata («Карман»), это был моноспектакль в исполнении актрисы Антонины Ненашевой.
«Думаю, для того, чтобы творчество имело какой-то смысл, им непременно следует делиться с другими людьми. Только они могут помочь тебе увидеть в твоих работах, да и в самом себе тоже, что-то новое, а заодно подарят произведениям новую жизнь, а тебе второе дыхание. Я бы очень хотел, чтобы мои сказки обрели читателей по всему миру. Ищу соавторов для создания анимационных фильмов, спектаклей… Мои идеи, как мне кажется, любопытны, и вполне конкурентоспособны», - говорит Марис, отмечая, что все заинтересованные всегда могут связаться с ним, например, по мейлу: ekantate@inbox.lv
«Каким бы ни был политический фон, русский и латышский народы, на самом деле, всегда будут дружны. Я в этом уверен. И, конечно, я бы очень хотел, чтобы мои сказки стали ещё одним мостом между Латвией и Россией».
Предлагаем вниманию наших читателей сказку Мариса Друвы «Московский ресторан «Северный», которую он отправлял на конкурс короткой прозы «Московский джаз», недавно завершившийся в нашей столице.
Эта работа не заняла призовых мест, однако, по словам организаторов, они оценили своеобразие латышского писателя.
По словам Мариса, маэстро Раймонд Паулс в курсе о том, что стал героем современной сказки Друвы. И, судя по всему, относится к этому вполне благосклонно.
"Московский ресторан "Северный""
2 января 1966 года кот Базиль зашёл в рижский бар «Шкаф». Уже с утра внутренний голос ему говорил, что нужно пойти туда, так как там обязательно будет Раймонд. Так и вышло: Раймонд сидел у барной стойки и разговаривал с Валли. Кот смело подсел рядом и заказал «Кровавую Мэри».
Нельзя сказать, что они с Раймондом были какие-то особые друзья, нет, просто знакомые, которые часто встречались на кошачьих, собачьих и человеческих балах. Базиль, как и многие его друзья, ходил на те мероприятия, на которых играл на фортепиано Раймонд: Базилю очень нравилось его исполнение.
Всё равно, играл ли Паулс один или с оркестром – это можно было слушать с большой радостью и азартом. Как коту нравилось отдаваться в объятия танца и импровизации!
Он тогда взмахивал хвостом кверху, радостно хлопал лапами, прыгал и раскачивался. Да, оказывается, он имел право выбегать на сцену и заказывать Раймонду какую-нибудь особенную песню и танец.
Но Раймонд, этот великолепный музыкант, даже не догадывался о возможностях и силе Базиля, ведь кот никогда и нигде особо не хвастался своими способностями. Каждому здравомыслящему человеку хорошо известно то, в чём каждая собака, кот или другое живое существо его превосходит. Да коты не одинаковы, и какой-нибудь один всё равно превзойдёт другого. И как раз у Базиля было это превосходство над другими. Не зря он в далёком будущем станет священником, к которому даже люди будут стоять в очереди, чтобы исповедать грехи. Люди даже почувствуют, что становятся гораздо чище, исповедуясь в грехах собаке или коту.
И вот, Базилю очень нужно было встретить Раймонда в самом начале 1966 года, чтобы его удивить и обрадовать. Его любимому пианисту через 10 дней исполнится 30 лет, и тогда вы увидите, что это будет за день рождения!
В противоположном от барной стойки углу расположилась громкая подвыпившая компания, и Валли повернулась, чтобы их обслужить. Это был верный момент для того, чтобы успеть всё сообщить, пока не пришли какие-нибудь знакомые, ведь тогда больше ничего нельзя будет рассказывать. Если бы кто-нибудь услышал то, что кот сейчас будет говорить Раймонду, то для того, кто ещё не отошёл от похмелья, это могло бы плохо закончиться.
Базиль видел, что выдающийся эстрадно-джазовый пианист находится именно в такой кондиции, чтобы выслушать его и, в то же время, не упасть с барного стула. Такие новости нельзя было рассказывать неподготовленному слушателю – вспомним, что во многих домах ведь ещё не убрана праздничная новогодняя посуда, и большинство людей и живых существ всё ещё продолжают веселиться и праздновать наступление нового, 1966-го года.
Базиль сделал большой глоток «Кровавой Мэри», поднял правую лапу, встряхнулся: «Ух-х-х! Крепкое всё же пойло сделала Валли!» – и в этот момент слёзы накатились на кошачьи глаза, он подумал про свою маму, старую милую кошечку. Понравилось бы ей смотреть, как сын уже который день провожает старый год? Понравилось бы? Нет! Она всегда укоризненно трясла своей милой маленькой лапкой, когда видела Базиля нетрезвым. И разве с этим молодым музыкантом не так же?
Вместо того чтобы открыть большое чудо, которое может потрясти весь мир, если кому-то будет суждено это узнать, Базиль очень эмоционально, со слезами на глазах прочитал молодому пианисту строчки из Есенина:
Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был ты так смиренен.
Наступила тишина. Базиль был уверен, что музыкант сейчас думает то же, что перед этим думал он. И, в конце концов, какой матери понравилось бы, если бы её сын сидел в барах и ресторанах и чувствовал себя там как дома? Базиль задел тонкую струну в своей душе и душе молодого музыканта, и эта струна стала вибрировать и превращаться в грустные звуки, которые однажды будут слушать тысячи людей и живых существ. Будут слушать и даже не подумают, что, возможно, надо поблагодарить какие-то тайные и потаённые страсти, какую-то мучительную власть, которая может управлять людьми и живыми существами. Ах, ты никак не можешь знать, когда что-то в тебе зазвучит так, чтобы и другим стало одновременно грустно и радостно.
– Ты что-то слышал про такого Володю Высоцкого? – неожиданно спросил Базиль, и сам не понял, почему обо всех больших событиях он хочет начинать говорить именно с такого вопроса.
– Да, мне рассказывали про этого молодого человека.
– Видишь, тебе говорили, а я недавно был с ним рядом, – сказал кот и махнул Валли лапой, чтобы принесла ещё по «Кровавой Мэри».
Он уже забыл, как только что лил слёзы по своей мамочке, о том, что делает ей больно, когда шляется по барам. После того, как Базиль задал пианисту первый вопрос, он вдохновился, ведь кости брошены, и надо идти дальше.
Базиль начал рассказывать, как в середине декабря он был в театре на Таганке в Москве (куда попасть могут лишь такие избранные, как он сам) и Высоцкий оказался рядом с ним. Базиль сидел на краю прохода, в котором и остановился Владимир Высоцкий с гитарой, а рядом с ним – Борис Хмельницкий с аккордеоном. Так они постояли немного, потом стали играть и через зрительный зал направились к сцене. Начался спектакль «Десять дней, что потрясли мир».
Разве кот что-то наврал Раймонду? Ведь нет! Он действительно короткое время находился рядом с актёром, в котором был очень уверен. Ведь только он, Базиль, и ещё немногие тогда, в декабре 1965-го года, с дрожью и трепетом в душе осознавали, что этот Высоцкий – гений и однажды покорит своим творчеством не только огромный СССР, но и намного дальше пойдёт его слава.
Это будет уму непостижимо и невероятно, что его женой станет француженка, что они свободно будут ездить по всему миру и везде будет звучать голос и гитара русского гения! Никто не поверил бы в такое чудо и предсказание, если бы в конце 1965-го года его громко произнёс рождённый в Риге кот по имени Базиль. Барышников тоже родился в Риге, и Годунов, и многие другие знаменитости, но ни у кого из них не было такой способности предсказывать, как у кота.
Разве в рижском баре «Шкаф» стоит говорить, что через 10 дней в московском ресторане «Северный» будет играть «Битлз»? Это значило бы то же самое, что сказать « Высоцкий будет свободно ездить и петь по всему миру».
Про «Битлз» есть особая история, и эти музыканты однажды сильно отгребут от кота Базиля его сильной лапой. Дело в том, что однажды «Битлы» задолжают коту и его предкам большие деньги. Пусть продолжают раздражать мир и, конечно, весь СССР, как это когда-то сделает Высоцкий.
И Базиль очнулся, поняв, что надо продолжить разговор.
– Этот Высоцкий однажды станет очень известным. Очень известным! Да-да, и ты, Раймонд, – тоже! Только не бросай начатого, продолжай сочинять музыку. Однажды твои песни станут петь по всему СССР, так же как и песни Высоцкого. Твоя музыка будет звучать почти из каждого окна. Так будет, ты увидишь, поэтому слушай Базиля и поезжай с ним в Москву.
– Когда ты собираешься в Москву? – как будто иронично спросил талантливый пианист, который, как и многие другие, был увлечён празднованием Нового года.
– Не я, а мы оба вместе поедем в Москву. Оба!
– Ну, вместе, так вместе. Тогда встаём и идём на вокзал! – После этих слов Раймонд поднялся и вышел из бара со словами: «Идём, кот! Слушай меня и поезжай со мной в Москву!»
Базиль испугался. Он уже встречался с такими шутками, когда этот парень, который уже сочиняет свои первые песни, вдруг берёт и покидает компанию.
Базиль поспешил следом и в фойе облегчённо выдохнул, когда увидел будущего знаменитого композитора у телефона-автомата, закидывающего туда две копейки и набирающего нужный номер. На всякий случай кот остановился поблизости и наблюдал, слушал, как Раймонд просит позвать к телефону какого-то Френка, а потом, так и не дождавшись, вешает трубку.
– Ну, поедешь со мной вместе в Москву, кот? – позвал Раймонд и впрямь пошёл к выходу.
Действительно? Но на барной стойке ведь остались почти полные стаканы с водкой и томатным соком, сигареты и какие-то там закуски к привычной выпивке!
И всё же это была лишь шутка и характерное для будущей знаменитости дурачество. И через мгновение они опять сидели у барной стойки и пили то, что пьянит людей, животных и птиц, заставляя временами вести себя нехарактерно, о чём позже приходится жалеть и знакомиться с так называемым «моральным похмельем».
У кота глаза расширились широко-широко, когда на его невероятное предложение – сыграть вместе с «Битлз» – Раймонд спокойно ответил:
– Почему бы и нет? Из них может что-то хорошее получиться, если они будут так продолжать.
Как будто Раймонду только что предлагали сыграть с соседом Янкой. Кот даже как-то нахохлился, потому что это было очень неожиданно. Ведь Раймонд даже не спросил, как это возможно, что «Битлы» будут играть в московском ресторане! Хотя, если так подумать, что там такого особенного? Русские же всегда стремились чем-то выделиться, быть первыми.
Так это было с космосом: и Гагарин там побывал, и Терешкова, и всегда – первые. И во всех других сферах – то же самое. Почему бы КГБ и вся высшая власть СССР не захотела, чтобы к ним приехал потрясший весь мир ансамбль «Битлз»?
Почему бы этому не случиться? Чем же эти гамбургские клубы лучше, например, московского ресторана «Северный»? Ничем не лучше, и поэтому «Битлам» надо приехать в Москву, хотя об этом мало кто узнает.
Наши дни. Крыса по имени Старая Крыса потревожила это красивое воспоминание – подёргала кота Базиля за лапу, ведь на серебряном подносе она принесла кофе. В соседнем кресле тихо зевал грач по имени Саврасов, но это не мешало, поэтому можно было бы и продолжить предаваться воспоминаниям.
Но крыса, названная Старой Крысой, вдруг вспомнила, что давно не пили кофе. Они втроём сидели на даче у Базиля в Юрмале, которая находилась недалеко от концертного зала «Дзинтари», где скоро начнётся сенсационный конкурс «Новая волна», который соберёт всю эстрадную элиту мира. Но за мгновение, ещё перед этим путешествием мечты в далёкий январь 1966-го года, здесь ковали планы, как в свою пользу повернуть Чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России.
Один важный бой в связи с этим чемпионатом Базиль тяжело проиграл – его талисманом был утверждён Волк Забивака. Подумайте только! Волк! А там должен был быть крестник кота – Вася. Кот Забивака – такой надо было быть фигуре талисмана чемпионата. Талантливый кот Вася с мячом – и никакой там не волк! Два года длилась эта острая борьба, в которой кот Базиль применил все возможные и невозможные приёмы, чтобы заполучить победу, но всё же проиграл, несмотря на то, что два раза встречался с Путиным по этому вопросу.
Ещё сегодня Базиль думает так: если бы Путин загорелся его идеей, то кот стал бы талисманом чемпионата, а не волк. Если бы Путин сказал строго: «Кот, и только кот!» – так бы и случилось. Путин вроде как поддерживал все кандидатуры, но выбирать было предложено народу. Нет, так не надо было делать. Надо было выразить строгую позицию в пользу Кота Забиваки.
Но кот Базиль – не дурак и очень хорошо понимает, почему Путин не встал стопроцентно на его сторону. И этот небольшой нюанс связан с 12 января 1966-го года, когда в московском ресторане «Северный» играл ансамбль «Битлз».
Базиль с Президентом Российской Федерации В. Путиным знаком очень давно, еще с 1959-го года, когда оба принимали участие в кинопробах Андрея Тарковского для фильма «Иваново детство». Кот тогда не претендовал ни на какую роль, так как уже открылись его великолепные способности организовывать процесс, и он, скорее всего, для Тарковского был советником с феноменальным чутьём.
Базиль понял, что маленький мальчик Володя Путин выиграет в конкурсе и получит главную роль, но для него стало неожиданностью, что этот же самый мальчик, Володя Путин, вдруг откажется от роли, сказав, что ему в жизни предназначен другой путь. И роль Ивана получил Коля Бурляев. Тогда, оправившись от первой неожиданности, Базиль понял, что этот Володя – действительно особенный и пойдёт длинной дорогой.
В то время кот ещё особо не верил, что развалится СССР, и думал, что Путин будет на верхушке именно этой структуры – СССР, но видите, всё оказалось намного неожиданнее.
Да и вообще, в жизни происходят самые невероятные и непредсказуемые вещи, и чего же тогда удивляться тому, что в январе 1966-го года в Москве играл «Битлз»!
Да, тогда всё случилось именно так, как и планировал Базиль. Они с молодым Раймондом Паулсом вечером 11 января 1966-го года сели в поезд на Москву и 12 января вечером уже сидели в московском ресторане «Северный», где кот познакомил Паулса с «Битлами» и Владимиром Высоцким, а позже к компании присоединился Андрей Тарковский.
Конечно, это простое совпадение, что ливерпульская четверка играла в Москве именно 12 января, на тридцатилетие Паулса. Это особенное совпадение, и оно останется в памяти на века.
Кот к этому юбилею присоединил ещё одно событие: ведь в январе же – 28-й день рождения Высоцкого! Итак, два виновника торжества за одним столом, на котором – изобилие сладкого и горького.
Но, как упоминалась ранее, с «Битлами» у кота свои особые счёты, и их он хотел предъявить прямо здесь, в московском ресторане «Северный».
Только не подумайте, что у Базиля какие-то злые и неприемлемые намерения, вовсе нет. Хотя ему стоит только махнуть лапой – и сразу к его столику подойдёт один из московских криминальных авторитетов и спросит: «В чём проблема, кот? Нужна помощь? Нужно кому-то что-то сказать?..»
И сказали бы, и эти английские парни очень хорошо бы поняли, куда приехали и как здесь надо себя вести. Но нет, кот ведь – провидец и дипломат высшего уровня, поэтому он предпочитает говорить ясно и открывать тайные карты сам.
Дело в том, что отец Базиля, тоже Вася, ещё в январе 1953-го года в Ливерпуле основал ансамбль: три талантливых кота играли на гитарах, и такая же талантливая собака сидела за барабанами. Три гитары и барабаны! Вот сенсация! В марте 1953-го года, когда в необъятном СССР горевали по смерти Сталина, эти талантливые живчики дали первый концерт в ливерпульском клубе «Ниже».
Позже этот клуб стал для них репетиционной площадкой, на которой всё чаще стали появляться совсем молодые парни Пол и Джон, позже всему миру известные как Пол Маккартни и Джон Леннон. Молодым парням так понравилась эта игра гитар, этот состав и собака на возвышении с барабанами, что они сами стали пробовать что-то похожее и вскоре всё это назвали ансамблем «Битлз». Но, милые, а где авторские права и где, в конце концов, справедливость, вы даже использовали их репертуар!
И вот уже в рижском баре «Шкаф» Базиль сказал молодому пианисту по имени Раймонд и по фамилии Паулс, что вместе с «Битлз» ему нужно будет сыграть «Dizzy Mizz Lizzy».
– Ты просто уверенно будешь стоять за фортепиано и стучать по клавишам. Ничего не придумывай, не фантазируй ничего, просто и жёстко стучи по клавишам по квадрату! Думаю, они будут играть в ре-мажоре, но это неважно и тебе всё равно, в какой тональности они будут это делать.
Ты, главное, стучи своё. И всё. Песня простая и жёсткая, но сложная. Можно подумать, что гитара там пилит одно и то же, но там есть чему учиться, не каждый так пропилит, как это делал мой отец и как это сейчас старается сделать Леннон.
Видишь, делай так… – И кот, напевая мелодию, так громко застучал лапами по барной стойке, что Валли повернулась и попросила вести себя тише.
Базиль Кот огрызнулся, что через несколько дней им играть вместе с «Битлами» и репетиция нужна.
– Ты, Базиль, больше не пей, иначе «Битлз» у тебя будет ходить по барной стойке, – в свою очередь ответила Валли.
Ну, видите, разве кто-то поверил бы, что «Битлы» были в Москве, что Раймонд Паулс с ними играл, что Высоцкий во время исполнения песни «Dizzy Mizz Lizzy» выбежал на сцену и спел один куплет со своими шокирующими словами.
А Тарковский, сидя за столиком, нервно грызя ногти, смотрел на это всё и вдруг осознал, что от него ускользнуло что-то, ушло в небытие. Он ясно вспомнил тот костюм, что был на Высоцком, вспомнил тот грим, когда бард показался на кинопробах «Андрея Рублёва».
Но почему он все-таки не снялся? Потому что один гений другому гению сказал «нет»?.. Вот о чём думал Андрей Тарковский, грызя ногти и глядя на эту невероятную картину, где на сцене ресторана так много одаренных Богом людей.
Но что там было, что случилось в ресторане, который тогда был окружён, чтобы ни один смертный туда не попал! Ого! Это надо было видеть! Это так же незабываемо, как и описанная уже картинка на сцене. Кроме криминальных авторитетов в зале ресторана за столиками сидели и представители наивысшей партийной власти и Комитета безопасности.
Да-да, те самые, которые разрешили всему этому здесь случиться, которые позже разрешат Высоцкому жениться на французской актрисе и странствовать по всему миру, пить водку и вводить в вену одурманивающий вкус жизни. И никто не будет судим за то, что этот сладкий яд поставляют гениальному Высоцкому.
Также многие влиятельные коты, собаки, птицы и другие живые существа находились в ту ночь в зале этого ресторана, стены которого ещё не видели таких чудес, хотя в своё время здесь метались и Есенин, и Маяковский, и Троцкий, и Бунин.
И вот ещё какая значимая встреча случилась в зале «Северного».
В тот момент, когда «Битлз» и Раймонд Паулс выходили на сцену, чтобы исполнить «Dizzy Mizz Lizzy», за столиком остались Андрей Тарковский и Владимир Высоцкий – два гения. К ним подошли и довольно бестактно подсели двое, которые, видно, тоже причисляли себя к вышеупомянутым гениям.
Это были два больших подвыпивших пса: один – чёрный, непонятной породы, а другой – белый пудель. Чёрный приказал себя звать Собакой, а его друга – Фомой. И этот большой белый пудель по имени Фома, между прочим, очень был похож на того Фому, которого в 1974-го году в Ленинграде оставил Михаил Барышников, когда сам сбежал на Запад.
Кто знает, может, это тот самый Фома? Почему бы и нет? Хмельные собаки мало внимания уделяли Высоцкому, но скандировали песни славы фильмам Тарковского, говоря, что нет ничего в мире выше этих киношедевров и что для собак была бы большая честь участвовать в каком-нибудь следующем фильме Тарковского. Гений кино почувствовал себя потревоженным и ещё более нервно стал грызть ногти. Но возможно, именно это нахальное собачье поведение побудило Высоцкого выбежать на сцену и присоединиться к выступающим со своим, только что сочинённым гениальным куплетом на русском языке.
Но не пройдёт и 10 лет, как мир увидит «Сталкер» Андрея Тарковского, в котором роль получит одна большая чёрная собака. Да-да, это та самая чёрная подвыпившая собака из одной незабываемой ночи в московском ресторане «Северный».
Кот Базиль во время исполнения Dizzy Mizz Lizzy нервно потирал лапы. Он решил, что по окончании песни поднимется на сцену и громко скажет, выкрикнет всем в микрофон правду, что «Битлы» свой стиль, все манеры и песни украли у группы его отца, которая сейчас забыта, смыта в прошлое, а на созданном его отцом колесе славы едут совсем другие парни, которые теперь на трёх котов-гитаристов и собаку-барабанщика смотрят с такой высоты, как будто настоящих авторов и не видят.
Да, так происходило и раньше: многие гении обворованы и уничтожены. Но почему именно теперь один такой случай не разоблачить и не сказать правду?
Но после песни разразились грандиозные овации, особенно после куплета Высоцкого. Аплодировали очень громко, стучали ногами, руками, лапами, крыльями… И во время этих оваций Паулс начал играть джазовую импровизацию на тему прозвучавшей песни, хотя Базиль и запретил ему это. Кот же говорил Раймонду предварительно:
– Ты постучи по квадрату – и замолчи. Всё. Сядь на стул и молчи.
Ну ты только посмотри на него! Он начал импровизировать и этим вызвал симпатию не только у зрителей, но и у ливерпульской четвёрки, которая смотрела на Паулса с изумлением: Ого! С кем мы имеем дело!
Песню пришлось исполнить ещё и ещё… И при каждом повторении у Высоцкого рождался новый гениальный куплет, пока, наконец, Dizzy Mizz Lizzy не превратилась в настоящую русскую песню, между повтором которой импровизировал один молодой пианист из Риги.
Это ещё ничего! В какой-то момент опьяневший от алкоголя и бурных аплодисментов парень по имени Пол Маккартни стал кричать: «На Красную площадь! На Красную площадь!»
И остальные трое английских парней – Джордж, Ринго и Джон присоединились к своему бас-гитаристу, особо не зная, что это за Красная площадь и что они там будут делать. Но Маккартни дал разъяснения в микрофон, сказав, что недавно создал гениальную песню «Back in the USSR» и хотел бы её исполнить именно у Кремлёвской стены.
Те, кто особо не понял ситуацию, пришли в восторг от этой идеи и уже вскочили на ноги, чтобы отправиться вместе с «Битлами» в самое сердце Москвы. Но вспомним, что в просторном зале ресторана в основном была верхушка партии и КГБ, которую эта неожиданная инициатива Маккартни ввела в ступор.
Этот короткий всплеск «Битлз» в СССР был нужен лишь для того, чтобы сказать: «Мы это можем, и мы были первые!», – а не для создания лишнего ажиотажа и, не дай бог, народных волнений: как же так, почему только для господ?!
Почему концерты не происходят для народа и на больших стадионах?! Нет, это совсем не полёт в космос, о котором нужно было узнать всему миру. Но много и таких случаев, которые нужны лишь для собственного знания: мы – первые!
Для примера возьмём известную аварийную посадку самолёта на реку Гудзон в центре Нью-Йорка. Сенсация! В Голливуде сразу снимают об этом фильм, и так далее…
Но, милые друзья! Еще 50 лет назад такое же удачно проделали русские, когда в 1963-м году самолёт сел на реку Неву в самом центре Ленинграда и ни у одного пассажира не было ни царапины, не говоря уже о каких-то серьёзных травмах. Так вот – мы снова первые!
Тот факт, что в январе 1966-го года в московском ресторане «Северный» Паулс с Высоцким праздновали свои дни рождения и играл «Битлз», не должен был выйти за пределы ресторана.
Поэтому с помощью Володи Высоцкого Маккартни и его компания были приглашены в зал ресторана, чтобы, типа, познакомиться с высшей властью. И знакомство начали с генерального секретаря Леонида Брежнева, который первым стал утешать Маккартни, обещая, что в другой раз он обязательно сможет спеть эту песню у Кремлёвской стены, а сейчас нужно выпить за дружбу народов.
И потекли реки напитков и речей, пока Маккартни со своими парнями не успокоились, получив стопроцентное заверение, что песня Back in the USSR прозвучит у Кремлёвской стены.
Так и случилось. Не прошло и сорока лет, как в мае 2003-го года Маккартни у Кремлёвской стены спел эту песню дважды: первый раз для народа, второй – специально для президента Владимира Путина.
И всё же, почему Путин так до конца и не поддержал идею кота-батюшки Базиля, что талисманом Чемпионата мира по футболу 2018-го года должен стать Кот Забивака, а не волк?
Что правда, то правда, Путин никогда не старался лоббировать своих любимых собак, это Базиль понял, когда перед решающими разговорами лично встречался и беседовал с каждой из собак Путина. Они даже поддерживали кандидатуру кота: почему бы и нет, разве волк сильнее всех остальных?
Мы опять возвращаемся к уже известному нам ресторану «Северный», где играли «Битлы» и ходили слухи, что после они будут играть в ресторанах Магадана. И возвращаемся к уже упомянутой встрече Базиля и Путина на кинопробах «Иванова детства», о которых вы можете прочесть в рассказе Мариса Друвы «Путин и Тарковский».
Итак, не хватило всего нескольких минут, чтобы 12 января 1966-го года в «Северном» встретились Базиль, Тарковский и на этот раз еще 13-летний дзюдоист Володя Путин. Дело в том, что большинство ленинградских тренеров по дзюдо очень впечатляла музыка «Битлз», которая пришла в Ленинград прямо из Финляндии, почти сразу же, как появилась на свет.
У одного из этих тренеров, Фёдора Семёновича, брат работал в руководстве московского КГБ и был одним из главных организаторов приезда «Битлз» в Москву. И именно 12 января у молодых ленинградских дзюдоистов были соревнования в Москве. Тренер Фёдор Семёнович договорился с братом о возможности встретиться с известными ливерпульцами, поговорить, сфотографироваться и получить автографы.
В шесть вечера, как было договорено, к ресторану «Северный» подошли три тренера, среди которых главным, естественно, был Фёдор Семёнович, и семеро молодых дзюдоистов. У входных дверей их встретили два администратора ресторана и кот Базиль, у которого, конечно же, была огромная роль в этом сенсационном событии.
И хотя прошли годы и Володя Путин хорошо подрос, Базиль сразу его узнал, подошёл и подал лапу:
– Ей-богу, не надеялся тебя здесь встретить!
Володя тоже узнал Базиля и тоже был удивлён:
– Но что ты тут делаешь? Ты вместе с «Битлз», что ли?
– У меня тут свои дела, и сейчас ты встретишь ещё одну уважаемую персону с тех киновремён. И мне интересно, узнает ли он тебя.
– Значит, встречу самого режиссёра Тарковского? – удивился Володя.
– Да, он сейчас придёт.
Было запланировано, что тренеров с их учениками, из которых некоторые тоже были очень увлечены творчеством ливерпульской четвёрки, на очень короткое время пустят в фойе ресторана, где произойдут встреча, фотографирование и так далее.
Но из дверей ресторана вдруг вышли четыре внушительные вооружённые собаки и сказали, чтобы все отошли назад, и ещё назад, и ещё… Молодые дзюдоисты были послушны, а тренеры очень обиделись и попытались воспротивиться.
– Вы знаете, кто мой брат?! Мы здесь находимся по его личному приглашению! Мой брат тут всё организует и определяет! – Раскрасневшись, кричал Фёдор Семёнович. Но из дверей вышли ещё четыре такие же внушительные собаки и приказали всем замолчать и исчезнуть.
Базиль не понял, что тут происходит, и чувствовал себя неловко. Он всё-таки набрался храбрости, посмотрел на Володю и стеснительно помахал лапой. Но тот даже не ответил. Поэтому Базиль повернулся и ушёл в ресторан.
В следующий раз они встретились только в 2001-м году, в декабре, когда Базиль из Нью-Йорка переселился в Москву. Трагедия 11 сентября стала личной драмой Базиля. Он же всех предупреждал, и Старая крыса это делала, и грач Саврасов.
Но никто не послушал лютеранского священника Базиля и его команду, в Нью-Йорке их посчитали сумасшедшими. Трагедия все же случилась. А непонятые переселились в Москву, где кот сменил конфессию, и в конце 2001-го года в Кремле встретились уже православный священник – батюшка Базиль и Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Разговор был длинным. Оба вспомнили и кинопробы у Андрея Тарковского, но не упоминали гастроли «Битлз» в Москве и случай у входа в ресторан «Северный», хотя в последующие годы встречаться приходилось довольно часто, так как с 2002-го года кот-батюшка Базиль стал советником Путина в чрезвычайных ситуациях.
В этот же раз из старых, далёких дней батюшку Базиля вернуло прикосновение крыла грача Саврасова:
– Ты готов?! – прокричал грач.
– Дождёмся Паулса – и решим, – ответил Базиль.
– И что Паулс?! Он сыграет песенку – и всё, а тебе надо многое рассказать и один раз уже поставить точку во всём этом. Тебе нужно это сделать, Базиль! – как всегда после долгой речи, грач щёлкнул клювом.
– Да, да, тебе надо это сделать, Базиль! – вскрикнула крыса.
– Я устал от всего этого, я устал, – тихо пропел Базиль и продолжил нараспев:
– Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Тогда, 12 января 1966-го года, когда «Битлз» уже увезли и в ресторане правила будничная атмосфера, когда Высоцкий на сцене пел и играл вместе с ресторанными музыкантами, после полуночи (может, в два, а может, раньше или позже), наступила двухминутная пауза, во время которой Базиль прочитал талантливому латвийскому пианисту строки Есенина.
Это вышло шепеляво, но очень эмоционально, и на последних строках: «Не такой уж горький я пропойца, чтоб, тебя не видя, умереть», – кот прослезился и ещё долго плакал, вытирая слёзы лапами. Тогда он ещё не понимал, что с этими есенинскими строками он высек в граните другие слова, которые навсегда останутся у входа в московский ресторан «Северный».
Базиль их произнес, а какой-то крутой бизнесмен в начале 90-х установит гранитную табличку с этими словами туда, где они находятся и сейчас: «В этом ресторане Раймонд Паулс в 1966 году, в ночь с 12 на 13 января, в последний раз пил водку».
Как можно догадаться, Базилю не удалось тогда сказать решающую речь и обличить «Битлз» в плагиате. Не удалось это сделать и много раз после этого. Потом одного из этих парней застрелили в Нью-Йорке, другой умер, и оставшихся двух теперь редко можно встретить вместе, да и сейчас это больше не нужно.
Все стрелы сейчас направлены только на Пола Маккартни, пусть он и несёт ответственность за всех. Суду кота не помешает, что они теперь с Полом Маккартни – хорошие друзья, часто встречаются и вместе выпивают по стаканчику.
Есть правда в словах грача Саврасова и Старой Крысы – работу надо сделать, и лучшей возможности не будет.
Наконец-то Пол Маккартни приехал в Юрмалу и будет играть на «Новой волне». Базиль организовал великолепный состав для исполнения «Dizzy Mizz Lizzy»: Владимир Кузьмин – соло-гитара; Александр Малинин – ритм-гитара и голос; Григорий Лепс – ударные и голос; Раймонд Паулс – фортепиано; и конечно, бас-гитара и голос – Пол Маккартни.
Пускай они сначала сыграют, а затем на сцену переполненного зала «Дзинтари» поднимется кот-батюшка Базиль, чтобы сказать всю правду про «Битлз».
Они были уже близко к сцене, когда Базиль остановил Паулса и сказал:
– Ты только грубо стучи по квадрату. Встань на ноги и стучи эти аккорды. После сядь и не играй больше, чтобы не вышло, как в тот раз.
Тот раз …
Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был ты так смиренен…
(Перевела с латышского Карина Лучинина)