На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Игра в школу: Московские учителя придумали новую методику подготовки детсадовцев к 1 классу.

« Назад

27.03.2016 15:02

Текст: Наталия Лескова

Фото: Андрей Афанасьев, архив Школы № 827

 

Недавно зашла в школу № 827 (СЗАО) к дочке, которая заканчивает четвёртый класс.

Присели с учительницей Тамарой Анатольевной Щукиной на диванчик в холле, чтобы побеседовать о своём, наболевшем. Как вдруг её со всех сторон облепили малыши дошкольного возраста, целая стайка – рты до ушей, бантики торчат, на платьях и рубашках – бейджики с фамилиями и именами.

Кто такие? Откуда знают нашего преподавателя? И вообще – что делают в школе?

 

140527_121641_034-N-composite_UnsharpDistortCU

 

Оказалось, это будущие ученики Тамары Анатольевны, которые придут к ней 1 сентября, когда моя дочь с одноклассниками уже перейдёт в среднюю школу.

С этими малышами наша учительница занимается весь год: после уроков находит время то в детский сад к ним заглянуть, то, наоборот, принять их у себя в кабинете. Они успели друг друга хорошо узнать и, как видно по обоюдной реакции, полюбить.

Сердце радуется, когда смотришь на их искренние объятия.

Задуманное Тамарой Анатольевной  - а автор и руководитель проекта именно она, заслуженный учитель России, отличник образования, педагог высшей категории – это, конечно, просто здорово!

 

10pdd4

Воспитанникам дошкольного отделения "Московский дворик", как и другим малышам, занимающимся при школе № 827 повезло: расширением их кругозора и улучшением навыков восприятия информации занимаются по новой специальной методике, чья результативность радует и педагогов, и родителей.

 

Где тут школа, где тут сад?

 

Стартовавший три года назад в ГБОУ Школе № 827 проект «Преемственность дошкольных и школьных образовательных учреждений» уже дал первые результаты.

Итоги налицо, говорит Тамара Щукина.

Тамара Анатольевна работает учителем младших классов уже 35 лет, и не раз ей приходилось задумываться о судьбе будущих первоклассников.

Для вчерашних дошколят, поступление в школу – это огромный стресс, как и для переживающих за них родителей, и очень важно, чтобы переход из одного статуса в другой был как можно мягче и безболезненнее.

К сожалению, так получается далеко не всегда.

В садике дети в основном играют, а все образовательные функции нередко сводятся к тому, чтобы научить их читать и считать до десяти. Всё остальное, по мнению большинства воспитателей, забота школы.

Поэтому 1 сентября первоклашки нередко приходят неготовыми к школе не только психологически.

Да, они могут складывать буквы в слова, но часто не умеют грамотно выстроить речь, рассказать об окружающем их мире, о своей семье, а новые знания, которые вдруг сваливаются на них в школе, как снег на голову, становятся полной неожиданностью.

Возникает когнитивный диссонанс – неготовность воспринимать ту или иную информацию. Дети теряются, пугаются, испытывают еще больший стресс, и в результате не могут эффективно усваивать школьные знания. Как же быть?

Тамара Анатольевна с коллегами – другими учителями младших классов – разработала методику интеграции дошкольного и школьного образования.

Три года назад был проведён первый совместный семинар с «подшефными» детскими садами (сейчас в результате объединения к школе «приписаны» пять садов), а затем такие семинары, открытые уроки и дни открытых дверей стали проходить уже на постоянной основе.

 

147241

 

Буквы разные писать

 

Первой темой, поднятой на этих занятиях, стала культура речи.

Учителя после уроков в школе начали по очереди ходить в детские сады, где в старших и подготовительных группах в игровой форме проводили с ребятами занятия по риторике - умению внятно, образно и логично излагать свои мысли.

Заодно проходили с ними материал, который вот-вот предстояло осваивать в школе: допустим, что такое буква и чем она отличается от звука, какие звуки бывают и в чем заключается разница между тем, что мы слышим и что пишем.

Следующая тема - математика. Чем отличаются цифра и число, какие бывают числа и зачем эта дисциплина вообще нужна?

«Не столь важно умение механически складывать числа, этому можно обучить и собаку, куда важнее понять, зачем нам это необходимо», -подчёркивает Тамара Анатольевна.

 

160227_194307_381

Тамара Анатольевна Щукина (справа) и Елена Рафаиловна Сохацкая, авторы методики интеграции школьного и дошкольного образования, успешно применяемой при московской Школе № 827.

 

Чуть позднее начались совместные научно-познавательные проекты. Один из последних – биологический, тема: «Органы чувств».

Его автор, учитель начальных классов Елена Сохацкая, рассказывает, как весело и интересно проходят такие занятия с малышами в детских садах.

Например, есть своего рода тест на обоняние: детям завязывают глаза и дают понюхать лук, чеснок и апельсин. Они должны не только правильно распознать запахи, но и затем указать в специальных тетрадях, с помощью какого органа чувств сумели это сделать.

А потом ребята придут в школу и будут сами на основе своей же работы писать мини-доклады – каждый о каком-нибудь из органов, позволяющем нам воспринимать мир, в котором мы живём.

Для дошколят это очень важный и ответственный этап.

Всё это делает их жизнь более насыщенной в познавательном плане, и в школу такие малыши приходят значительно лучше подготовленными к восприятию новых знаний, чем их сверстники, не имевшие подобного опыта.

«Мы уже можем сравнивать детей, которые приходили учиться два-три года назад, и тех, что приходят сейчас. Разница очень заметна. Ребятам, которые начали обучение по нашим программам в детском саду, в школе значительно легче и интереснее» - говорит Тамара Анатольевна.

При этом, подчёркивает учитель, ничего сверх программы ребятам не дают, никто их «детства не лишает».

 

10pdd1

 

«Поставьте мне пятёрку!» 

 

Всё это - не единственный плюс новой методики.

Дети, которые в течение года занимаются с учителями, успевают хорошо их узнать, привыкнуть к ним, и когда они приходят в первый класс, то уже попадают не к «чужой тёте» в незнакомую, кажущуюся враждебной, обстановку – а к тем, кого совсем не боятся, более того, к кому испытывают симпатию.

Совместные праздники, спектакли, походы, чаепития – всё это сближает и делает переход из сада в школу почти незаметным.

На Новый год в школе прошла эстафета «В гости к дедушке Морозу», в которой участвовали воспитанники детских садов и первоклассники; в марте – игровая программа-квест «Встречаем весну».

Малышам так нравится «играть в школу», что порой они не хотят отсюда уходить, тянут к Тамаре Анатольевне ладошки и кричат: «Мы хорошо поработали? Поставьте нам «пятёрку»!»

Таким образом, мотивация к успешной учёбе появляется уже в детском саду.  

«Нельзя сказать, что в детских садах нашу идею сразу восприняли на ура. Были и те, кто считал, что ни детям, ни воспитателям это совсем не нужно.

Некоторые воспитатели вообще не понимали, чего от них хотят. Но постепенно, видя результат, они согласились с тем, что это правильно, и теперь мы союзники. Они учатся у нас, а мы многому учимся у них» - признаётся Тамара Анатольевна.

По словам директора школы № 827 Натальи Огородниковой, методика, разработанная Тамарой Щукиной, может быть полезным опытом и для других образовательных учреждений.

Особенно это актуально сейчас, когда произошло объединение с детскими садами, и каждая школа несёт прямую ответственность за «своих» дошколят.

Во многом именно от учителей зависит, придут ли дети в школу готовыми получать новые знания, а главное – уйдут ли из неё счастливыми, состоявшимися людьми, считает Наталья Владимировна.

 

i4NronhfdPQ

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: