На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Время "недоинженеров".

« Назад

15.04.2018 17:39

Текст: Александр Березин

 

Стремление во многом подражать «цивилизованной» Европе побудило Россию в 2003-м году присоединиться к  Болонской системе высшей школы, что, на мой взгляд, нанесло ощутимый вред нашему отличному традиционному инженерному образованию.

 

KMO_085979_06371_1_t218_163557

Фото c cайта ria.ru

 

В СССР абитуриент, поступивший в техническое высшее учебное заведение, с первого до последнего дня, в течение пяти лет, изучал технические дисциплины.

В результате из стен вуза выходил грамотный инженер, который без особых затруднений мог встроиться в структуру производства.

Теперь же, при разделении программы обучения на бакалавриат и магистратуру, мы имеем совсем другую картину, которая, к огромному сожалению, не способна сформировать хорошего инженера.

 

851e3bb909a773daf237d0de1bc954b4

Инженеры автомобильного завода "Камаз". Фото с сайта kacu.ru

 

По системе бакалавриата во многих институтах студент три года из четырёх изучает всякие сопутствующие дисциплины – экономику, менеджмент, рекламу и тому подобное, и только в последний, четвертый год, приступает к постижению инженерных знаний.

В результате мы получаем «недоинженера».

Студент, решивший продолжить обучение и окончивший магистратуру – это «уже не инженер», так как программа магистратуры ориентирована на научную работу. 

Магистр – первая ступень к получению учёной степени. Магистр не будет идти на производство, он готовится к аспирантуре, а в дальнейшем - к научной или преподавательской деятельности.

А вот 50 лет назад  - всё было по-другому.  Покажу на своём примере.

 

image002 МПИ

Мой любимый заслуженный квалификационный знак, такие раньше выдавали всем выпускникам технических вузов; Московский Полиграфический институт, - стены, ставшие родными навсегда.

 

В 1971-м году я окончил технологический (химико-технологический) факультет Московского Полиграфического института (до 2015 года -  Московский Государственный Университет печати).

Московский Полиграфический институт, несмотря на, вроде бы, «несерьёзное» название, в советское время гарантировал исключительно фундаментальные  знания.

Достаточно сказать, что мой технологический факультет явился первоосновой Национального ядерного университета МИФИ!

Перед Великой Отечественной войной  от  технологического факультета «отпочковался»   механический,   часть  которого  в  1942-м  году получила название  Московский  Механический  институт Боеприпасов - ММиБ,  в дальнейшем - МИФИ.

 

14502473259460

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

 

С одной стороны, технологический факультет обеспечивал образование по программе химического вуза - неорганическая химия, органическая химия, физическая и коллоидная химия, аналитическая химия, гальванотехника.

С другой стороны - изучались также механико-машиностроительные дисциплины в полном объёме: машиностроительное черчение, начертательная геометрия, теория механизмов и машин, детали машин, теоретическая механика, сопротивление материалов, технология чёрных и цветных металлов, металловедение.

Естественно, был и полный курс общетехнических дисциплин - высшая математика (дифференциальное и интегральное исчисление), теория вероятностей, математические машины и программирование, а также физика, электротехника, теплотехника, автоматика,  промышленная электроника.

Параллельно давались фундаментальные знания по профилю - полиграфические процессы всех технологических направлений: наборные, стереотипные процессы, печатные процессы  (высокая, офсетная, глубокая печать, флексография, электрография), а также теория фотопроцессов и цветоведение.  

Изучались и полиграфические машины всех видов (конструкция и функционирование).

Серьёзное внимание уделялось  полиграфическому материаловедению, в том числе пигментам, красителям, лакам, краскам (химические свойства, производство и применение).

Разумеется, были и экономика, и организация и планирование предприятий, и проектирование предприятий,  и художественное конструирование,  и иностранный язык.

Такой широкий и по-настоящему «университетский» набор предметов, а также очень глубокое их изучение (в среднем - по году каждый предмет), давали студентам возможность впоследствии свободно ориентироваться  в любой области знаний технического характера, что не могло не отразиться и на моей трудовой биографии.

Первоначально занимался исследованием прикладных свойств полупроводников во Всесоюзном НИИ, потом в научно-исследовательском отделе Комитета по печати СССР участвовал в разработке автоматизированной системы обработки информации, параллельно несколько лет был референтом журнала АН СССР по информатике.

Потом пришлось поработать на производстве технологом, затем 20 лет заведовал производственно-издательским отделом и отделом технической документации в системе Мингазпрома (теперь - Газпром).  

В последние перед пенсией годы – работал там же, но в качестве ведущего инженера Отдела вычислительной техники и телекоммуникаций.

Да здравствует старое доброе отечественное образование!

 

mashinstroy

Советский винтажный плакат на тему инженерного проектирования. Инженеры в белых халатах рассматривают чертёж деталей и электрических цепей и обсуждают работу проектируемого устройства (машины, станка). На столе лежит логарифмическая линейка и карандаши. Плакат создан в 1982 г. по эскизу художника В .Е. Орлова. Фото с сайта rarita.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: