Выставка в Новом Манеже "Булгаков. Две биографии": Горят ли рукописи?
« НазадТекст: Екатерина Дубровина
В Новом Манеже до 9 января проходит выставка «Булгаков. Две биографии», посвящённая 125-летию знаменитого писателя.
Масштабная экспозиция названа так вовсе не случайно – одна её часть рассказывает нам о мастере через газетные вырезки и выписки из домовых книг, вторая же повествует о судьбе великого драматурга-мистификатора через его личные вещи.
Адрес: Новый Манеж, Георгиевский переулок, 3/3;
Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей.
На полутора тысячах квадратных метров представлено более 700 уникальных экспонатов, привезённых из Москвы и Санкт-Петербурга.
Здесь есть и письма, и рукописи, и рисунки, и даже документы из ОГПУ.
Первая часть экспозиции отображает начало творческого пути писателя.
Наверное, кураторы рассказали бы нам и о его «предыдущей жизни», и о карьере врача, но об этом найти что-либо практически невозможно.
Сам мастер не раз садился писать автобиографию, но неизменно начинал её с того момента, как сочинил фельетон «Грядущие перспективы», полный мрачных прогнозов о судьбе страны.
Напечатан он был в 1919 году в газете «Грозный». Единственный экземпляр этой газеты представлен здесь же.
«…Тогда страна окровавленная, разрушенная, начнет вставать… Медленно, тяжко вставать.
Те, кто жалуется на «усталость», увы, разочаруются. Ибо им придется «устать» еще больше...».
Нельзя обойти вниманием письмо Булгакова в ОГПУ, с просьбой вернуть его личный дневник и повесть «Собачье сердце», написанное после того, как к писателю нагрянули с обыском и, среди прочего, изъяли их.
Рукопись Михаилу Афанасьевичу тогда вернули - действительно, рукописи не горят, но вот дневник он больше никогда не вёл...
Как-то писатель подсчитал, что на три похвальных отзыва о его произведениях, приходится 238 негативных.
Вообще же, с властью его связывали непростые, странные, даже загадочные отношения, а уже после смерти, как известно, Михаила Афанасьевича открыто стали называть «антисоветским» писателем.
В этой части выставки очень много рассказывается о театрах, пьесы для которых писал Булгаков, и о его борьбе с цензурой за возможность постановки.
Организаторы не обошли вниманием ни одну из них, и для каждой нашёлся свой кусочек зала.
Александр Васильев, известный телеведущий и историк моды, предоставил для этой выставки платье 1916 года от дома моды Paquin из спектакля «Зойкина квартира».
А в уголке «Пиквинского клуба» Диккенса можно узнать интересную деталь – оказывается, Булгаков не только писал пьесы, но и играл сам!
Его фамилию можно найти на афише среди актёров.
Вторая часть выставки удивляет возможностью пройтись по «восстановленной» квартире писателя, утраченной вместе со снесённым в конце 1970-х домом.
После того как получил жилплощадь, Булгаков написал: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку». Но прожил он здесь всего шесть лет.
На полу, белым по чёрному, нарисованы очертания квартиры и находящихся в ней предметов обихода.
Есть здесь и вещи, принадлежавшие самому Михаилу Афанасьевичу.
Например, деревянный секретер, за которым был написан знаменитый роман «Мастер и Маргарита», а также «Александр Пушкин», «Дон Кихот» и неоконченный «Театральный роман».
В этой же квартире увидел своё начало и свой конец «Батум» - роман о юных годах Сталина, на который, впрочем, сам вождь никак не отреагировал.
От пережитых волнений у мастера стало резко ухудшаться зрение, затем начались проблемы с почками…
«Сталин убил Булгакова молчанием» - такой вердикт был вынесен современниками писателя.
Если пройтись чуть дальше, то можно увидеть монокль, которым Булгаков дразнил новую эпоху.
А рядом – рецепт на него и, заодно, пожалуй, самая известная фотография мастера - с этим самым моноклем, которую многие впервые увидели в учебнике по литературе.
Она была сделана перед премьерой «Дней Турбиных», пьесы, после которой неизвестный сочинитель фельетонов проснулся знаменитым.
Булгаков всем своим друзьям и поклонникам дарил именно этот снимок, на что многие реагировали с ужасом. Еще бы, такой значительный элемент предыдущего строя!
В этой части зала, наряду с вещами писателя и его семьи, можно также увидеть эпизоды кинокартин, снятых по его художественным произведениям, и коллекцию книг, переведённых на другие языки.
Также планируется провести ряд тематических дискуссий, встреч с приглашенными искусствоведами, лекции и авторские «виртуальные» экскурсий.
Комментарии
Комментариев пока нет