Трудно быть Босхом: Преступление, наказание и бесконечные загадки.
« НазадТекст: Мария Дубинская
Фото: Дмитрий Дубинский
Вздохи, всхлипы, шёпот… Стук шагов. Где-то капает вода и потрескивает пламя факелов.
В кромешной тьме под григорианское пение внезапно вспыхивают яркие картины, затягивая тебя в мир, населённый очень странными существами - вот-вот клацнут клювом возле самого уха или, что ещё хуже, дотронутся какой-нибудь своей культёй прямо до щеки.
Но эти образы, хоть и не вызывают приятных чувств – завораживают: их хочется рассматривать и пытаться понять, что же хотел сообщить нам их создатель.
Выставка "Босх. Ожившие видения" открыта до 31 мая.
Адрес: центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10.
2016 год объявлен в Европе годом Иеронима Босха: в августе исполнится 500 лет со дня смерти великого живописца, которого считают одним из самых загадочных мастеров в истории западного искусства.
Исследователи выдвигали множество гипотез относительно личности этого необыкновенного художника.
В нём видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего своё время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного; психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом; адепта еретической секты спиритуалов, или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения, или же, напротив, неумолимого преследователя порока.
Предполагали, что он знаком с алхимией, астрологией, оккультными науками, владеет секретами применения галлюциногенов, вызывающих невероятные ведения...
Некоторые из этих гипотез устарели, иные, при всей их привлекательности, не подтверждаются фактами. Есть и такие, что действительно дали ключи к пониманию картин, но при этом они часто очень противоречивы и уж точно не всеобъемлющи.
Идиллические райские видения и устрашающие картины ада, населённого то женственно-беспомощными, то чудовищно-уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы – всё это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства.
Полотна мастера проникнуты духом нравоучения и наставления. Это предостережение и своеобразный рассказ о преступлении и наказании, которое непременно последует, или о награде, которая найдёт достойных.
Рассматривая картины Босха, стоит вспомнить толкование, которое давным-давно дал испанский монах Хосе де Сигуенса (1605 г.):
«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, какие они есть изнутри».
Едва ли картины Босха можно назвать романтическими, однако, для влюблённых это не помеха - парочек, которые бурно проявляют свои чувства, на выставке всегда много.
Мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения» - ключевое арт-событие в России, приуроченное к юбилейной дате.
Проходит она в центре дизайна ARTPLAY.
Поскольку двумя годами ранее я уже была здесь на подобной выставке «Ван-Гог. Ожившие полотна» и она мне очень понравилась, вопроса, идти ли на Босха или нет, у меня не возникло.
Тем более, что его творчеством интересуюсь уже много лет.
С тех пор, как однажды, в детстве, мне приснилась очень особенная птичка, а затем, к своему необычайному удивлению, дожидаясь автобуса в школу, я обнаружила её на остановке в витрине книжного магазина - на обложке альбома картин некоего художника по имени Иероним Босх.
Современные мультимедийные технологии, по сути, позволили создать новый жанр искусства, благодаря которому статичное оживает.
Так ли уж необходимо «пробуждать» от «первозданного» сна классические произведения, которые столетиями восхищали людей, пребывая в своём исходном состоянии, это, конечно, вопрос, имеющий право на существование.
Некоторые искусствоведы, да и не только они, считают подобные выставки торжеством кича и дурновкусия.
Но, согласитесь, всё же здорово попасть внутрь картины и рассмотреть её в мельчайших подробностях. А именно это делают возможным такие мультимедийные проекты.
В общем, ожидания мои оправдались: выставка сделана на высоком уровне. Весьма любопытна её концепция – авторы подошли к делу с трепетом, вниманием и выдумкой.
У самого входа расположено несколько тантамаресок по мотивам картин Босха – при желании можно примерить на себя несколько знаменитых образов.
Правда, удовольствие это сомнительное: как ни крути, а персонажи художника, позитивностью и добродушием всё-таки не отличаются. Пусть и сильно злыми их не назовёшь - недаром о картинах Босха искусствоведы отзываются как о "чаще неприятных, чем ужасных"
Но если кому-нибудь вдруг захочется почувствовать себя, допустим, полуразбившимся мутантом, пронзённым собственными костями-ветками, внутри которого, вдобавок, шумит пьяная пирушка – нет проблем.
Сперва зрители попадают в так называемый аванзал. Здесь собрана вся имеющаяся информация о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии.
Благодаря нескольким экранам можно в нюансах разглядеть произведения Босха и прочесть интересные сведения о них, а также сфотографироваться внутри виртуальной картины, составленной из фрагментов полотен художника, в шутку став на несколько мгновений обитателем его фантасмагорического мира.
И с облегчением его покинуть.
Бесспорно, очень удачна и идея хронологической стены «О Босхе и других важных вещах».
Получилась такая краткая история десятилетий и столетий: на ней зафиксированы самые значительные события, произошедшие в мире за то время, что жил и творил Босх, а также те, что имели место уже после него.
Далее зрители видят экраны, на которых мелькают названия пороков и цитаты из великих – например, из Данте, объединённые по смыслу под общим наименованием «Семь смертных грехов и четыре последние вещи».
Как известно, так же названа одна из картин Босха. Кстати, все наименования работ художника были придуманы уже исследователями его творчества. Босх считается автором примерно 30-40 произведений, но подписаны автором лишь семь из них.
В следующем небольшом зале представлены картины и модели одежды, созданные молодыми художниками и дизайнерами, очевидно, вдохновлёнными творчеством Босха.
Любопытная затея: этакое осмысление тем, затронутых средневековым мастером, с точки зрения современного человека.
Полный сюр!
Ну и, наконец, главный зал – мультимедийный, где чудится, что оказываешься в центре оживающей картины.
Очень эффектное зрелище. Самому Босху точно бы понравилось!
«Сад земных наслаждений» и некоторые другие работы раскрывают все свои многочисленные потайные уголки.
Новое для себя обнаружат даже те, кто считал, что хорошо знает его произведения.
Во всех этих скользких гадах, пузатых чудовищах, рыбах с человеческими ногами, людей с бочками вместо животов, паукообразных существах, по словам историка искусства Льва Любимова, «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, тёмных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!».
Впечатления от выставки - сильные. Иногда пробирает до мурашек. Восторг, удивление, порой страх… В общем – это стоит увидеть.
Комментарии
Комментариев пока нет