"Театр Михаила Гутермана": Как прошла юбилейная выставка знаменитого московского фотографа.
« НазадТекст: Театральный музей имени А. А. Бахрушина
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
В Театральной галерее на Малой Ордынке – отделе Театрального музея им. А. А. Бахрушина — состоялся вернисаж выставки театрального фотографа Михаила Гутермана «Театр Михаила Гутермана».
В праздничный вечер в галерее собрались друзья, коллеги, родные Михаила Михайловича, для которого нынешняя выставка стала юбилейной, пятнадцатой.
Со всех сторон раздавались щелчки затворов фотокамер и виднелись яркие огоньки вспышки от сделанных снимков – с таким энтузиазмом и любовью приветствовали Михаила Гутермана коллеги по цеху.
Желающим сказать тёплые слова в адрес фотографа перед микрофоном пришлось стать в очередь – настолько всем не терпелось выразить свою признательность Михаилу Михайловичу.
Открыл выставку генеральный директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
«Люди театра давно знают Михаила Гутермана, доверяют ему и любят, что взаимно, — сказал он. – Не было бы взаимной любви, не было бы работ, которые вы сейчас видите. Михаил Гутерман — профессионал, владеющий целым набором секретов, которыми мудро и умело пользуется. Он знает все точки, ракурсы и законы композиции.
Профессионалов у нас много, но совсем немного людей, которые в области театральной фотографии обладают особым даром – творческой интуицией. Гутерман – из этого редкого ряда. Добрый, внимательный „пригляд“ Михаила Михайловича за современным театром не оставляет нас равнодушными.
Он направляет внимание к очень важным моментам в жизни театра и к его главным героям – актёрам. Для истории Михаил Гутерман – бесценный летописец. Мы искренне рады, что сегодня летопись истории современного российского театра представлена в залах Театральной галереи на Малой Ордынке. Благодарю Михаила Михайловича за доверие к музею и поздравляю всех с открытием выставки».
Дмитрий Родионов вспомнил о выставке Михаила Гутермана «Олег Даль», открытой в 1986 г. в музее-квартире М. Н. Ермоловой, и предоставил её автору слово. «Открывал выставку Михаил Михайлович Козаков, — начал Михаил Гутерман. – Почему я это запомнил? Козаков на открытии сказал: „Миш, сбегай за водкой“. Это была не шутка, у него страшно болела голова. Так открылась выставка „Олег Даль“.
Михаил Гутерман также рассказал гостям, как нелегко было выбрать 130 фотографий из нескольких тысяч снимков. В этом его поддержал коллега и друг, фотограф Анатолий Хрупов: „Одно дело, когда из 200 отбираешь 35, другое, когда из 230 — 130 работ.
Когда Миша начинал снимать театр, было очень тяжело попасть в него на съёмку, к тому же была чёрно-белая плёнка. Поэтому почти каждая фотография, снятая Мишей в те времена, является выставочной. Это большая история“.
Художник Владимир Солдатов, в свою очередь, поделился мыслями о значимости работы Михаила Гутермана: „Театр был всегда, ещё до рождения человечества. И, мне кажется, что всегда в этом театре снимал Михаил Гутерман. Его фотографии не кричат как рекламные. В них заключено большое достоинство. За это я обожаю Михаила Гутермана“.
Режиссёр Андрей Житинкин подошёл к микрофону, когда речь зашла о представленной в экспозиции фотографии его спектакля „Маскарад“ /Малый театр, 2014/ с Борисом Клюевым и Полиной Долинской: „Вся квинтэссенция постановки, её смысл, всё, что можно было в неё вложить; трагедия, страсть, ужас, катастрофа – в одном кадре Михаила Гутермана. Я считаю хорошим знаком, когда Гутерман — театральный домовой — появляется на прогоне, и разрешаю снимать с любой точки“. В ответ фотограф признался, что Андрей Житинкин – единственный режиссёр, который разрешает ему снимать со сцены.
Завлит „ОКОЛО дома Станиславского“ Светлана Новикова рассказала, что в театр приглашает только Михаила Гутермана: „Не хочу обидеть других фотографов, но получается, что только Михаил Михайлович приходит, чтобы вовремя сдать нам работу. И всегда мы ощущаем, что это тонко и очень мастерски“.
Давний друг Михаила Гутермана, актёр Александр Котов вспомнил об их работе в Театре на Малой Бронной у Анатолия Эфроса, о времени, которое летописцы назовут „золотой эпохой“ театра, посвятил другу стихотворение и подарил памятный знак.
Фотограф Михаил Логвинов поделился с гостями вернисажа спецификой театральной съёмки. „Мы не видим того, что происходит в фиксируемый камерой момент. Мы видим только то, что „до“ и „после“. „Есть только миг между прошлым и будущим…“, так что лови этот миг!“ — пожелал коллега по цеху автору выставки.
Театральный обозреватель Елена Артюшенко была поклонницей творчества Михаила Гутермана задолго до их личной встречи, которая случилась на той самой выставке „Олег Даль“ в музее-квартире М. Н. Ермоловой. „Мне приходилось видеть Михаила Михайловича в деле, — сказала Елена. – Когда я увидела, как он работает, то перестала снимать спектакли. Он, как кот в засаде, который ждёт нужного момента. Его не видно и не слышно“.
Завершила церемонию открытия знакомая Михаила Гутермана, учитель математики Елена, признавшаяся в том, что ей неведомо, как он выбирает нужный момент и создаёт снимки: „Мне кажется это невозможным. В этих снимках для меня есть какое-то колдовство“.
На память о вернисаже для всех гостей был подготовлен сюрприз – снимок на фоне пресс-волла музея с киношной „хлопушкой“, на которой было написано „Театр Михаила Гутермана“. Театральная галерея на Малой Ордынке. Директор и камера Гутерман М.».