На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Проект галереи ArtStory к 70-летию Великой Победы: «Война участвует во мне…»

« Назад

17.03.2015 07:03

…Я не участвую в войне –

Война участвует во мне.

(Юрий Левитанский)

 

Новый проект галереи ARTSTORY – «Война участвует во мне…» – посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

С 19 марта по 10 мая в залах галереи развернётся уникальная экспозиция, выстроенная на документальной основе.

Вход свободный - ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Адрес: Старопименовский пер., д. 14, м. «Тверская», «Маяковская».

 

Выставка расскажет о самом тяжёлом для страны историческом периоде исключительно через аутентичные произведения и документы 1941 – 1945 годов.

 

Н.Жуков. Фрагмент письма из Нюрнберга. 1946 год

 

Среди авторов – как классики отечественного искусства, так и ныне забытые художники, ушедшие добровольцами на фронт или работавшие военными корреспондентами центральных газет.

В экспозиции представлено более 300 произведений и артефактов: графика, фотографии, плакаты, марки, открытки, письма и редкие документы военного времени – из 30 частных собраний и семей художников.

 

Евгений Халдей. Флаг победы на Рейхстаге. 2 мая 1945. Фотография, серебряно-желатиновый отпечаток. 30х40 

Макс Альперт. Комбат. 1942. Фотография, желатино-серебряный отпечаток. 47,9х59

 

Повествование обретёт остроту подлинности благодаря уникальным артефактам эпохи – предметам фронтового быта, агитационным плакатам, листовкам, пожелтевшим страницам газет, а главное – личным письмам участников и свидетелей побед и поражений.

 

Борис Пророков. Гитлер.1940-е. Бум.,тушь.20х28.5

Н.Ватолина. Плакат Не болтай! Бум.,гуашь,белила. 1941. 90х60 Николай Жуков, Виктор Климашин. Плакат Есть за что выпить

 

Посетители выставки почувствуют себя участниками тех далеких событий. Зрители окажутся на передовой одного из фронтов Великой Отечественной – где-нибудь в окопе или землянке. Выставочное пространство преобразится и станет интерактивным.

 

Н.Жуков. Сбитый асс. 1940-е гг

Николай Жуков. Дети 1945 года

 

В советском искусстве тема войны нашла специфическое выражение. По-настоящему трагических и правдивых полотен, рассказывающих о суровых испытаниях, на самом деле – считанные единицы.

Поэтому фронтовые зарисовки художников, сделанные для себя и не подвергшиеся цензуре, приобретают особую ценность. Они уникальны в своей искренности и достоверности.

 

Хорошкевич Л.Н. Пуск аэростата. 1944. Х.м. 114х100. Из коллекции Р.Бабичева

 

Среди мастеров, чьи работы включены в экспозицию: Макс Альперт, Макс Бирштейн, Нина Ватолина, Николай Жуков, Борис Зеленский, Григорий Зозуля, Аминадав Каневский, Анатолий Каплан, Николай Карахан, Вениамин Кедрин, Виктор Климашин, Евгений Комаров, Павел Кондратьев, Пётр Кривоногов, Кукрыниксы, Александр Лабас, Виктор Макеев, Григорий Нисский, Александр Пахомов, Владимир Переяславец, Борис Пророков, Евгений Расторгуев, Тамара Рейн, Георгий Рублев, Михаил Рудаков, Александр Русаков, Василий Ситников, Леонид Сойфертис, Николай Сукоян, Надежда Удальцова, Василий Фомичев, Евгений Халдей и другие.  

Каждый из них по-своему выразил трагедию и героику непростого времени.

 

Николай Жуков. Листовка   Твое жизненное пространство Н.Удальцова. У самолета. 1942.бумага.тушь.33х24.Из коллекции С.Александрова

 

Леонид Сойфертис широко известен как карикатурист, но во время войны он стал сотрудником фронтовой газеты «Красный Черноморец», был свидетелем обороны Одессы и Севастополя, дошел до Берлина.

Среди фронтовых работ мастера многие делались не по заказу. Экспрессивные, чистые линии и открытый контраст черного и белого выражают драматизм событий лаконично и строго, на высочайшем художественном уровне.

 

Л.Сойфертис. Военное время. 1940-е гг. Бум.,тушь.49х70

 

Необычно раскрываются в военных работах художники, начавшие свою карьеру еще в 1910–1920-е годы. Рисунки Надежды Удальцовой – одной из «амазонок авангарда» – выполнены во время творческой поездки художника по военным частям Подмосковья в 1942 году.

В эмоциональных, эффектных листах с подкупающей искренностью выражены личные впечатления автора. В спонтанных рисунках кистью и тушью узнается «рука мастера» – экспрессивная манера, острота видения образа в сочетании с условностью, что придает образам еще большую характерность.

 

Н.Удальцова. 1942. Перед вылетом. Бум.,тушь.26х24. Из коллекции Д.Матвеева

 

Александр Лабас – поэт индустриального мира, для которого аэропланы, дирижабли, скоростные поезда были чудом ХХ века. Он – один из учредителей и самых ярких художников группировки ОСТ середины 1920-х годов.

Во время войны Лабас написал цикл «Москва и Подмосковье в дни войны». Его акварели столь же прозрачны и полны воздуха, как и знаменитые живописные полотна.

Художник изображает повседневную жизнь людей во время войны, их трудовые и боевые будни. И в каждой работе, наполненной болью, мы видим жизнь, которая продолжается вопреки трагическим обстоятельствам.

 

А.Лабас.Танки идут на фронт.1941.Бум.,акварель.белила. 42х58.5

 

Экспозиция раскроет различные грани творчества авторов военного времени. Николай Жуков – известный график и плакатист. В 1935 году его плакаты для Интуриста заняли первое место на конкурсе в Лондоне.

С первых дней войны он пошел на фронт, был корреспондентом газеты «Правда». Его фронтовые рисунки – бесценные документальные свидетельства боевых действий.

Художник создал множество образов защитников Родины – эмоционально насыщенных, глубоких. Особенно хорошо известны его зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе.

 

Николай Жуков.  Плакат Мир входящему.(Мы оба родились_)

 

Потрясают работы, посвященные блокадному Ленинграду. Среди них небольшие по размеру пастели Павла Кондратьева – одного из членов объединения «Мастера аналитического искусства», ученика Павла Филонова.

Художник передает трагическое ощущение остановившегося времени в одном из красивейших и некогда полном жизни городов Европы.

 

А.Лабас.Отступление.1942. Бум.,акварель,белила.22х31.5.Из коллекции Ю.Петухова

 

На выставке будут также представлены знаменитая фотография 1942 года «Комбат», сделанная советским фотографом Максом Альпертом, где за несколько секунд до гибели изображен командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке; легендарный плакат «Не болтай!» Нины Ватолиной, агитационные плакаты «Окна ТАСС», которые, как известно делались вручную.

 

Ф.Антонов. Плакат. Окно ТАСС №745. 1942. Бум., см.техн.225х84 Ф.Антонов Ф. Боевой наказ отца. Окно ТАСС № 824. Бум.,см.техн. 225х84. Из коллекции Р.Бабичева Ф.Антонов. Будьте настороже. Окно ТАСС.Из коллекции Р.Бабичева

 

Название проекту дали строки из стихотворения поэта-фронтовика Юрия Левитанского:

 

Ну что с того, что я там был,

В том грозном быть или не быть?

Я это всё почти забыл.

Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне –

Война участвует во мне.

И отблеск Вечного огня

Дрожит на скулах у меня.

 

В.Кедрин.Подвиг. 1940-е. Бум.,гуашь.30.5х44.5

image001

 Е.Расторгуев. Подозрительный. 1944. Бум.,тушь.33х30.5

Владимир Переяславец. Мой парашют. 1943. Бумага, карандаш. 43,5х49


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: