На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

«Обитаемые пейзажи» Гарифа Басырова: Выставка о второй половине XX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

« Назад

12.07.2017 11:08

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина до 17 сентября проходит выставка художника Гарифа Басырова (1944 — 2004).

Проект включает работы из серии «Обитаемые пейзажи», а также серию офортов «Архаика» и скульптурные объекты «Инкубусы».

Адрес: ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, д.10.

Часы работы: Вт., ср., сб., вс. с 12.00 до 20.00. Чт., птн. с 12.00 до 21.00

Вход: 200 руб. (льготный – 100 руб.; дети до 16 лет – бесплатно).

 

22077_mainfoto1_03

 

Гариф Басыров родился в АЛЖИРе в 1944 году (не стоит путать Акмолинский лагерь жен изменников родины с африканским государством). Учился в художественной школе при Суриковском институте, позднее во ВГИКе.

Басырова называют «тихим художником». «Одиночество и замкнутость» или «одиночество вдвоем», ирония, гротеск – нередкие определения его искусства.

Басыров  соглашался почти со всеми из них, добавляя, что «надеется, что в следующих сериях критики ничего этого не найдут».

 

basyrov_photo_books_small_2

 

Уклоняясь от серьезных разговоров, через иронию он выходил к разговору о всеобщем: «Мне бы хотелось, чтобы в моих работах все происходило не только на окраинах Москвы, но еще и на этой планете.

Мои персонажи, действительно, хотят прикоснуться к тайне. И усилия свои не оставляют даже в очереди за пивом. Ведь они никогда не попадут в Гималаи, поэтому слушают Космос здесь, среди чахлых кустов и клумб. Несмотря на иронию, я испытываю к своим героям любовь и уважение».

 

unnamed1212

 

Басыров – один из немногих художников, создавших подлинный образ второй половины ХХ века. Через гротеск, фантастичность, непременную иронию, он безошибочно воспроизвел портрет времени, о котором все еще трудно сказать «прошедшее».

Правда, сегодня очевидным становится и то, что для зрителей, не заставших или даже никогда не знавших басыровских реалий, его искусство оказывается столь же понятным. Оно пронзительно повествует о том, что выходит за временные или топографические рамки.

 

unnamed21212111

 

Серия «Обитаемые пейзажи», давшая название всему проекту, по времени создания растянулась больше чем на десятилетие, вырастая из ранних графических циклов, постепенно увеличивая фигуры персонажей, панораму местности и обозначенную художником задачу.

Работы Басырова оказываются трудными для тех, кто склонен к точному определению жанра. Его переход от рисования пером и цветными карандашами к большим беспредметным сериям и скульптуре лишает смысла часто применяемое к художнику навязчивое определение «график», как и все разговоры о принадлежности к стилю.

 

unnamed21212

 

Помимо «Обитаемых пейзажей» в экспозицию вошли работы из серии «Архаика» и скульптура, к которой художник неожиданно пришел в 1995 году, создав фигуративный и абстрактный циклы под названием «Инкубусы».

Эти фигурки – то ли куколки, то ли архаические божки, собранные из мусора чердаков и окрестных свалок.

Как говорил об этой серии сам автор, – «похоже, все это было найдено неведомой археологической экспедицией. Место и время раскопок установить не удалось, как, впрочем, и атрибутировать сами находки».

 

22077_foto_1_03

 

«Обитаемые пейзажи» – один из последних публичных проектов в пространстве Отдела личных коллекций, который скоро станет хранилищем Музея, вплоть до окончания реконструкции в 2019 году.

 

Кураторы проекта: Алексей Савинов, Мария Гадас.

 

unnamed2121212

 

Юрий Норштейн:

 

«Вспоминаю знакомство с работами Гарика: было ощущение, будто я возвратился в собственный двор. Это качество большого художественного произведения, будто все это уже произошло и произошло лично с тобой.

Воздух, который я увидел у Басырова – это мой воздух, воздух моего двора. Это летящий в небе воздушный змей, те же самые мальчики в шароварах и кепке-шестиклинке».

 

basyrov3

22077_foto_2_03 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: