"Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему": Выставка "Новое искусство нового государства".
« Назад"Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему".
(А. Родченко)
Выставка «Новое искусство нового государства» обозначает перед зрителем вопрос: так что же такое Великая Октябрьская революция для русского искусства? Что она породила? Что привнесла и открыла, а что безвозвратно разрушила и отняла?
Эта тема оказалась настолько глубокой, что раскрыть её в рамках одного проекта вряд ли представляется возможным, но авторы попытались.
Время проведения: с 30 марта по 29 мая.
Место проведения: галерея "ЭРИТАЖ", ул. Петровка, 20/1, п. 2.
Идея состояла в том, чтобы дать возможность зрителю соприкоснуться с удивительными открытиями в русском искусстве, что происходили благодаря появлению нового государства, оценить творческие замыслы и по-настоящему революционные произведения художников и архитекторов, всерьез верящих в построение нового, идеального, свободного и прекрасного мира.
Сегодня, спустя 100 лет, мы можем, отбросив всё лишнее, уже в новом ракурсе увидеть и вновь оценить тот уникальный масштаб русского искусства 1920-х – 1930-х гг., которое пережило все последствия главной Революции ХХ века, вышло далеко за пределы России и Советского Союза и на сегодняшний день стало уже частью мировой истории культуры.
Выставка охватывает первые два десятилетия после революционных событий, открывая зрителю супрематические и кубистические эксперименты в области живописи и графики таких художников, как А. Древин, Н. Удальцова, В. Степанова, А. Родченко, А. Лентулов, Д. Штеренберг, Ю. Анненков, фотографии А. Родченко и Г. Петрусова, а также уникальные произведения ведущих художников в агитационном поле, затрагивающем архитектуру, скульптуру, дизайн, агитационный плакат, декоративно-прикладное искусство (агит-кость, агит-фарфор, агит-лак, агитационный текстиль).
Представлены работы крупнейших мастеров Палеха, редкие агитационные плакаты, уникальные предметы фарфора 1920-х авторства С. Чехонина, редчайшие предметы мебели 1920-х гг. из Дома на Набережной авторства Б. Иофана, уникальный пример агитационного дизайна – Мемориальный кабинет НКО «Ворошиловский уголок», архитектурные проекты А. Щусева, П. Шадрикова, К. Алабяна, Д. Чечулина, В. Щуко и В. Гельфрейха и др.
Куратор выставки: Кристина Краснянская
Дизайн и сценография: Ада Карбатова
Менеджеры проекта: Анастасия Докучаева и Анна Ким
Участник проекта: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Соорганизатор выставки: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Также можно будет увидеть предметы агитационного дизайна – мебель в стиле советского ар-деко Ивановского Интернационального детского дома для испанских детей №5, а также мебель детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно», выполненной по проекту архитектора А. Дмитриева, учителя М. Гинзбурга.
Дизайн в культуре авангарда – это системное явление, проявляющееся прежде всего в концептуальном подходе к быту и окружающему миру.
В сфере дизайна и архитектуры художники активно проектировали и выстраивали «модели желаемого будущего».
Программным произведением в экспозиции стал занавес Большого театра по эскизу Ф. Федоровского, который первым в истории Большого театра являлся раздвижным.
Будучи главным художником Большого, Ф. Федоровский в начале 1930-х работал над эскизами нового занавеса на тему годовщины революции в духе агитационного искусства того времени с многократным использованием советской символики: серпа и молота, колосьев, деталей механизмов.
На нем также были вытканы даты: 1871 – год Парижской коммуны, 1905 – год первой русской революции и 1917 – год Великой Октябрьской революции, а также лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках.
Занавес был установлен в 1937 году. В концепции выставки отдельной темой выделена работа художников с театром.
Представлены эскизы костюмов и декораций к главным постановкам в ведущих театрах – Ф. Федоровского, В. Стенберга, А. Веснина.
Это как раз та сфера, где очень ярко воплощались смелые авангардные идеи, где искусство переживало совершенно новый виток развития, где агитационные задачи решались посредством новаторских авангардных идей.
1920-е годы – это то время, когда русское изобразительное искусство переживало период своего расцвета.
Революция и связанные с ней потрясения, которые должны были снизить художественную активность, в действительности дали искусству новый импульс.
Комментарии
Комментариев пока нет