Как рекламист Иван Богданов прислушался к молоточкам мироздания и окончательно художником стал.
« НазадТекст: Екатерина Дубровина
Фото: Рустем Шарипов
Недавно на уважаемой творческой площадке "Винзавод" прошла интересная экспозиция графических работ известного в рекламных кругах столичного креативщика Ивана Богданова. Она носила необычное название: "Женщина как момент".
В интервью для "Окно в Москву" Иван рассказал не только о женщинах, искусстве и рекламе, но и о том, что никогда не поздно, не взирая ни на что, заняться тем, что действительно интересно, и как важно присматриваться к знакам судьбы и прислушиваться к молоточкам мироздания.
- Иван, как вы поняли, чем хотите заниматься в жизни?
- Когда-то я учился на физфаке, потом в Академии имени Плеханова, потом в Академии печати… Искал себя. В итоге нашел себя в рекламе, и на довольно длительный срок.
А сейчас мне надоело врать самому себе, поэтому и решил начать рисовать. Точнее, я занимался этим всегда, но серьёзно к этому не относился. Мне говорили, что искусство - не работа. Но сейчас у многих, даже у моих родителей немного другое мнение…
Технический ВУЗ тоже расширял мой кругозор. Лишней информации не бывает. Это только казалось, что это потеря времени. Но если относиться ко всей своей жизни, как к единому целому, а не к фрагментам, не так, что "вот я сейчас это сделаю и буду счастлив", а иметь комплексное мировоззрение - начинаешь мыслить совершенно иначе.
Главное - радоваться жизни.
Творчество как раз и приходит из того, что было накоплено в жизни, из "мусора" тоже. Всё равно это как-нибудь и во что-нибудь переработается.
Когда я работал в рекламе, мы были загружены до такой степени, что в какой-то момент переставал понимать, где же здесь счастье.
В таком состоянии человек превращается в клячу, которая прёт с дикой силой, не успевая ничему радоваться. Просто становишься женат на своей работе и ничего не замечаешь...
То есть какие-то всплески радости все же случаются, например, когда клиент с одобрением принимает работу, но все равно это не то...
- Как вы решаете что-то нарисовать? Есть ли какой-то ритуал?
- Ну, как можно решить что-то нарисовать? Я не могу не рисовать. На встречах, для работы… Иначе у меня просто не получается.
Оно же всё время из меня прёт. Не только рисуется, но ещё и клеится, лепится, гнётся…
Вот сейчас, на "Винзаводе" я графику решил показать. Это ведь всего лишь один проект – "Женщина как момент".
- А вдохновение в чем черпаете?
- Ни в чем. Изнутри. Сложно говорить о собственных работах. Это только Дали мог открыто и без стеснения рассказывать о своих "выделениях".
Вдохновение - это же какая-то совершенно естественная вещь.
То есть не было такого, чтобы я сел специально, придумал…
Ощущение, как будто во мне кто-то живет.
Поскольку у меня всегда была какая-то работа, это "существо" внутри меня начинало творить при малейшей возможности, как только у него появлялось свободное время. Исподтишка.
Да, иногда не хватает какого-то графика в жизни, все происходит немного хаотично…
Сейчас, допустим, я нахожусь в некотором замешательстве: после открытия выставки такое ощущение, будто бы тобой выстрелили из пушки и ты куда-то летишь. И пока не знаешь, куда тебя занесет.
Этакий "прыжок веры" получился, понимаете?
Но я хочу этим заниматься. Хочу всерьез. А не просто сейчас "одну выставочку выдавил из себя".
- Какая у вас была мотивация? На одном из ваших сайтов я наткнулась на такую цитату: "Мотивация — херня. Хочешь — делаешь, не делаешь — не хочешь".
- Мотивация - действительно, херня. Единственное, что есть – это знаки судьбы.
Кто-то сказал, что если ты не слушаешь мироздание, оно берет молоток побольше.
Вот, например, ты упускаешь какой-то момент, чтобы изменить свою жизнь, и мироздание по тебе молоточком так ба-бах, как шарахнет! Смотри, мол, следующий поезд-то не упускай!
И вот, когда мне на день рождения подарили возможность устроить выставку, я понял, что это тот самый "подгон" от Вселенной.
С другой стороны, просто хотелось показать людям мои работы. Но мне всегда казалось при этом, что это какая-то очень кулуарная вещь должна быть, домашняя… А потом вдруг понял, что многие интересуются.
Признаюсь, я часто бывал на своей выставке, "инкогнито". Хотелось увидеть реакцию посетителей.
А реакции бывали весьма интересными: люди могли даже не говорить ничего, но по лицам все эмоции угадывались.
Отторжения, неприятия какого-то я не заметил. Да и в работах этих, в общем-то, нет ничего провокационного.
- А вы ассоциируете себя с какой-то школой, течением?
- Нет, конечно! Ну, какая там школа… Я и так-то не понимаю, что делать с этим "современным искусством"! Сегодня везде какой-то безумный маркетинг, а еще - идеи, часто совершенно не похожие на изобразительное искусство в принципе.
А я же так, в основном, картинки рисую... Но, безусловно, между названием и самой картинкой есть какой-то третий смысл.
Про течение тоже не знаю, я как-то совсем не думал об этом.
Как мне однажды рассказали студенты литинститута, если у них кто-то вдруг говорил фразу "моё искусство", к нему сразу же подбегали и спрашивали: "А вы не подскажете свои годы жизни?".
Пафос мгновенно рассеивался.
- Хорошо, а что считаете своими ориентирами в творчестве? Есть ли те, кого называете наставниками?
- Да. Есть в жизни учителя, которые вызывают уважение. Это художники, причём - в широком смысле слова. Чтобы быть художником, вовсе не обязательно сидеть с мольбертом.
Это люди, у которых в голове есть какая-то глобальная картинка, которую они непременно хотят донести до других. Даже не просто хотят, у них "свербит", им просто жизненно необходимо ею с кем-то поделиться.
Художником, на мой взгляд, вполне можно назвать человека, который снимает кино или пишет музыку…
К примеру, на выставку заходил мой учитель, Евгений Максович Добровинский, посмотрел, вроде одобрил.
Он как раз из тех, кто меня вдохновлял и чему-то учил. Он всегда верен себе, не прогибается под "изменчивый мир" и, мне кажется, поэтому Евгений Максович счастливый человек.
Вот если ты под коньюктуру прогибаешься, она меняется, тебе опять надо что-то в себе перекраивать, а люди поднимают старые газеты и видят, что ты говорил диаметрально противоположные вещи. И тебе становится стыдно.
А если человек всегда себе верен, то, мне кажется, он по определению, потенциально более счастлив.
- У вас очень интересная подпись, с котиком.
- Да, я с большим усилием не расписался им в новом паспорте! Пришлось себя останавливать.
- А кредо у вас есть?
- Не могу сказать про кредо, но хочу призвать к экологии! К экологичному мышлению, образу жизни...
Не в плане не выкидывать мусор, но выносить мусор "из себя": "не генерить" его, не копить и другим не подсовывать.
- Намерены ли вы как-либо использовать в своих художественных работах то, что делали, когда занимались рекламой?
- Нет, не имеет смысла. Это законченный этап. То, что ты делал в рекламе, ты делал для клиента. Все образы как "выпархивали" из "канала", так и ныряли обратно.
Мне часто говорили, Богданов, какие хорошие идеи, а я отвечал: это не я, это просто "канал" работает. Они были хороши тем, что были своевременными.
Даже, случалось, пытался продать свою идею, отвергнутую заказчиком, кому-то еще, потому что идея-то была хороша! Но в целом идеи же просто устаревают, перестают быть такими "замечательными"...
Есть, конечно, и долгоживущие вещи, из "основных правд" каких-то, вроде: "Мыло Dove на 75 % состоит из увлажняющего крема".
Или слоган, который я написал для Fanta: "Вливайся". Так он же 12 лет у них проcуществовал!
Так что пусть всё в том времени и остается. Оно лежит где-то там, оно прекрасно, зачем его вообще трогать? И никакого постмодернизма из этого устраивать не хочется.
Конечно, у меня возникала мысль создать нечто из смеси рекламы и искусства, одно в другом. Но потом я понял, что это дико неоригинально, это уже все делали и потому от этого отказался.
Я как-то сам в это не поверил, а делать что-то, во что ты не веришь...
Тогда это получается с душком. То есть оно и на работе с душком, и потом и тут с душком, и в конце концов получается вещь, сделанная от злости.
Хотя, можно и в это играть, почему нет? Придумать себе воображаемого клиента, писать для него воображаемую рекламу и выставлять ее как искусство.
Но это для больших мастеров. Я же сижу, никого не трогаю, просто ручкой рисую...
- То есть вы себя мастером не считаете?
- Еще пока нет. И потом, это, по-моему, другие люди должны говорить.
Нет, я не скромный, просто реалист. На самом деле, я ленивый и ничего такого еще не сделал. Даже и не начинал.
Это известный закон – сколько времени в дело вольешь, через такое же время получишь популярность.
Опять-таки, желание показать свои вещи большому количеству людей требует организации условий для местонахождения этих людей где-то.
Существует множество слагаемых... Соответственно, будем работать, будем искать...
- Поддерживают ли вас близкие люди? Ваша бывшая супруга Света Богданова, насколько я знаю, тоже организатор выставки?
- Все мои дамы меня поддержали: Светлана (действительно, моя бывшая жена, но у нас сохранились теплые отношения), и две моих дочери.
Света, мама моих дочерей – человек активный во всех отношениях. Она очень хороший писатель, и у нее свой бизнес — антиквариат. И, кстати, она как раз и является большим спецом по пиару, помогает мне. А еще, она сейчас этакая женщина в кубе, активно занимается воспитанием внучки.
Старшая дочь - вся в меня, немного сумасшедшая, в хорошем смысле. Работала айтишником, сейчас воспитывает дочь. Тоже рисует, правда, выражает всё иначе, по-своему. К слову, на картинах дочь тоже есть.
Младшая дочь явно хорошо прихватила художественные гены нашего семейства. Получает классическое образование. Закончила художественную школу и дизайнерский колледж. Сейчас решает, как быть дальше.
У меня же бабушка была художницей, мультфильмы советские рисовала, например, "Заколдованный мальчик" ("Нильс и гуси"), "Баранкин, будь человеком!", "Мифы и легенды Древней Греции", всякие Коньки-Горбунки - ее рук дело.
Увы, она занималась мультипликацией еще до "Союзмультфильма" и сейчас множество ее замечательных работ утеряно.
Так что у нас все четко передается по наследству. Моя мама тоже очень хорошо рисует, но в качестве жизненного пути избрала совсем другое направление – науку.
- Внучка тоже уже рисует?
- Не знаю, кажется, еще замечена не была. Но вообще она активно взаимодействует с миром.
Боюсь, что если дать ей возможность рисовать, она будет рисовать на всем. Но это тоже часть детства.
- Я вижу, вы буквально окружены женщинами. Поэтому ваша выставка посвящена им?
- Да нет, просто я решил показать небольшой кусочек того, что у меня накопилось.
Дело в том, что площадку, на которой была представлена выставка "Женщина как момент", курирует благороднейший фонд "Дети детям".
И в этой связи женская тема мне показалась самой подходящей. Женщина с ребёнком – это ведь всегда Мадонна.
Как только мать берет на руки своего малыша, она подключается к какому-то высшему каналу. Это совершенно удивительный момент.
Можно было бы даже отдельную выставку сделать об этом...
Но не знаю, чтобы мне на все это сказали наши официальные "регулирующие духовность" организации, так что решил не дергать тигра за усы.
Это первое. А во-вторых, меня вообще интересует движение, даже если это статическая картина.
Я и в фотографии тоже стараюсь показать действие. Надеюсь, это тоже когда-нибудь смогу показать широкому кругу зрителей.
- Можно ли сказать, что вы через свое творчество поклоняетесь женщине? Словно такой средневековый рыцарь...
- Поклонение - это хорошее слово. Я вообще люблю женщин.
Считаю, что они удивительные создания. И, полагаю, я к женщинам отношусь менее утилитарно, чем многие мужчины.
На выставке была показана лишь часть моих "женщин".
Я думаю, мы еще покажем где-нибудь всех остальных, потому что у меня есть множество работ, посвященных этой теме.
Но тут же дети бегают, а те мои работы несколько… Контроверсивны, если вы понимаете о чём я.
- А согласны ли вы с утверждением, что "мужчина - голова, женщина – шея"?
- Я согласен с тем, что мы с разных планет. Понять женщину невозможно. Сколько я их знаю, совершенно не могу понять!
- То есть, по-вашему, женской логики не существует?
- Конечно, она есть. Просто нам, мужчинам, недоступна.
Более того: хотел бы заметить, что отсутствием логики страдает как раз большое количество мужчин.
Тут не в этом дело, а в том, что вся организация сознания у женщины совершенно другая. И это хорошо, а то бы было скучно.
И, мне кажется, это здорово, что мы можем взаимодействовать, несмотря на то, что мы такие разные.
Почти на одном языке говорим, хотя неизвестно еще, что именно вкладываем в свои слова, какой смысл.
А вот интуиция существует и у мужчин, и у женщин. Другое дело, что мы к ее голосу не всегда прислушиваемся. Вот это беда.
Помните про молоточки? Самый первый молоточек всегда слабенький, можно сказать, нежный.
Да даже жена тебе что-нибудь такое сказала, а ты на это не обратил внимания. А потом, позже, ясно видишь определенную картину и понимаешь, где был тот самый, но уже упущенный момент.
Это же все на уровне "иди туда, а не туда". А ты упорно прешь по совершенно другому пути. И тут понимаешь, что тебе надо было сворачивать в ту самую сторону, потому что теперь сильно в обход надо брать.
- Зигмунд Фрейд писал: "Самый большой вопрос, на который я так и не нашел ответ за 35 лет своих исследований человеческих душ, это "Чего же женщина хочет?". А вы смогли понять?
- Есть такая притча про жука, который жил себе и вокруг него были его проблемы, в них он упирался, и тыкался, тыкался… И проклинал свою жизнь.
А на самом деле, он жил в прекраснейшем персидском ковре. И все его проблемы были ворсинками этого ковра.
И если бы он с высоты взглянул на него, то мог бы увидеть всю картину целиком.
И вот если бы мы, как этот жук, могли бы подняться над ковром и увидеть всю картину своей жизни, мы смогли бы понять много всего, в том числе, чего хочет женщина. А так - мы находимся лишь в моменте, и потому всегда спрашиваем: "Чего же ты хочешь?".
Вспомнил еще в тему известный фильм, "Сияние", там замученная и испуганная жена Николсона, рыдает: "Ты со мной совсем не разговариваешь!».
На что он оборачивается: "Ну, и о чем мы с тобой сейчас поговорим?". И тут же она в ужасе убегает, потому что и сама ещё не решила, о чём же именно она хочет с ним поговорить. Так что этот вопрос всегда можно "вернуть": "А ты сама-то знаешь, чего хочешь?".
Кстати, это прекрасный пример из мира рекламы.
Клиент устраивает тендер и в двух словах говорит примерно следующее: "Мы что-то хотим, но что именно, мы вам сейчас не скажем. Кто лучше угадает, тот тендер и выиграет".
Это извечная проблема коммуникации. И с женщинами так же.
До сих пор я не могу разгадать – может, она чего-то хочет, но просто не может сказать? Или не хочет говорить? Повсюду эта "З" – загадочность!
- А кто должен быть хозяином в доме?
- Ой, нет. Нет, нет, нет! Для начала, так: кто должен быть домом?
Это даже не философский вопрос. Это вопрос определенного социального договора. Потому что - кому-то хорошо так, а кому-то - по-другому.
Я считаю, что никто никому ничего не должен. Хозяин тот, кому удобно быть хозяином.
И, как правило, некоторое количество времени и экспериментов приводят к некой гармонии, если она вообще возможна.
Нет никакой идеальной ситуации. Думаю, если людям надо быть вместе, они всегда придумают, как договориться.
- Расскажите, что с рекламой, собираетесь дальше в ней работать?
- Есть у человека такие отрезвляющие кризисы, как в экономике. Когда у тебя все начинает ломаться.
На моих глазах разрушилась наша рекламная индустрия. Она сейчас "пересобирается", но мне в нее, откровенно говоря, уже не хочется.
За это время я успел подумать и понял, что меня туда больше не тянет.
Потому что меня абсолютно не устраивают те законы, по которым она работает сегодня, не устраивает качество того, что делается. Бежать за этим поездом нет ни малейшего желания.
Хочется делать то, к чему лежит душа. Выставка, конечно, стала пробным камнем, но хотелось бы, чтобы все стало в этой области получаться.
- А на продажу писать будете?
- Все уже продается, и пока еще недорого. Я же начинающий художник.
Я продавал чужие вещи для чужих людей. Я не занимался строительством собственного бренда.
Хорошо помню молодого Тему Лебедева, который уже тогда, давно, работал на свое имя.
Его можно за что-то ругать, за что-то хвалить, но бренд он в итоге создал. И таких людей много.
Но считаю, что никогда не поздно начать заниматься тем, что интересно.
Кстати, до меня тут недавно дошло, что я - отставший человек.
У меня нет полноценного сайта, на котором бы мои работы "висели". Так что я сейчас намерен развивать это направление.
Не все везде покажешь. Здесь, на "Винзаводе", получилось представить довольно нежную историю. Но у меня есть вещи, которые правильно выставлять в галереях 16+.
- Есть ли уже какие-то конкретные затеи - что планируете предпринимать в художественном русле дальше?
- Вы знаете, не могу сказать, что у меня столько опыта, чтобы четко понимать, как и что следует делать, но у меня есть хорошие друзья, которые всегда помогут, подскажут, объяснят...
А вообще, у меня, как уже сказал, есть много чего, чтобы представить. И, самое главное - я очень хочу это представлять!
Комментарии
Комментариев пока нет