Галерея "Веллум" представляет: Выставка "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве".
« НазадЛюбите митьков и их творчество? Тогда не пропустите: в центре ArtPlay 2 февраля откроется выставочный проект галереи "Веллум" - "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве".
В экспозиции будут представлены более 200 картин классиков советского нонкомформизма – семьи Шагиных - Владимира Шагина, Натальи Жилиной и Дмитрия Шагина.
Также можно будет увидеть работы членов легендарной группы «Митьки» – Андрея Филиппова, Василия Флоренского, Василия Голубева, Андрея Кузнецова, Татьяны Шагиной и других.
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY / Малый выставочный зал
Адрес: Москва, Нижняя Сыромятническая ул., 10. Часы работы: со 2 до 15 февраля с 11.00 до 21.00 ежедневно. Вход свободный.
Проект показывает творческую жизнь типичной семьи ленинградских интеллигентов, все представители которой были и являются художниками.
Первое поколение семьи – Владимир Шагин и Наталья Жилина – входили в «арефьевский круг», группу ленинградских художников, в послевоенные годы продолжавших традиции русского авангарда; их считают предтечами нонконформистов 1960-х.
Второе поколение – Дмитрий Шагин, «главный митёк» страны; его имя получило движение и группа «Митьки».
Как всякое яркое и талантливое явление, «Митьки» имеют свои истоки, их творческая система выросла из принципов «арефьевского круга» и всей ленинградской школы живописи.
Переосмысливая, добавляя собственные изобразительные средства, художники-митьки с успехом решали не только задачи чистого искусства, но и создали целую мифологию.
Именно они явились отражением существования для целого поколения «дворников и сторожей», идущих вслед за ними интеллектуалов или пытающихся быть интеллектуалами, «несогласных», тех, кому на рубеже 1980 ‒ 1990-х годов было по двадцать, и для которых Гребенщиков в музыке и Шагин в живописи стали, как теперь говорят, «иконами».
Родоначальником семьи стал Владимир Шагин (1932–1999).
Шагин-старший – выдающийся график и живописец, один из главных героев знаменитого «арефьевского круга» – группы ленинградских художников, которые в послевоенное время свободой своего творчества предвосхитили неофициальное искусство 1960-х годов.
Личная и творческая судьба Владимира Шагина повторила все причудливые зигзаги пути, на который обрекла группу «арефьевцев» господствовавшая советская идеология, нетерпимая к любым проявлениям инакомыслия.
В начале 1960-х Шагин, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил 6 лет тюрьмы за антисоветскую деятельность.
После принудительного психиатрического лечения, популярного инструмента репрессий в СССР, Владимир Шагин не отошёл от творчества и плодотворно работал до конца жизни.
Наталья Жилина (1934-2005) была женой Владимира Шагина и также входила в «арефьевский круг».
Однако она постепенно перешла от свойственной группе экспрессионистской манеры к более тихой и сосредоточенной живописи, испытывая влияние философии и богословской литературы.
Наталья иллюстрировала Шекспира, Булгакова, обэриутов и оформляла научные издания. А в 1970-е её произведения выставлялись на квартирных и «газаневских» выставках, за что художницу лишили работы, уволив из Художественного фонда.
Позже Жилина стала супругой Бориса Смелова (1951-1998), легендарной личности, фотохудожника, которого называли одним из столпов ленинградского андерграунда.
Сын Владимира и Натальи, Дмитрий Шагин (р. 1957) успешно продолжил дело отца.
Окончил знаменитую СХШ – Среднюю художественную школу при Академии художеств. Среди своих учителей называет, в первую очередь, своих родителей, затем – лидера ленинградских неформальных художников Александра Арефьева, своего отчима Смелова, с которым, как говорит Шагин, «вдвоём лазали по крышам и фотографировали», наконец, ещё одного известного «арефьевца», Рихарда Васми.
С 1976 года Дмитрий Шагин регулярно участвовал в выставках ленинградского неофициального искусства. Был среди основателей и членов совета группы ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства).
В 1984 году, по словам Шагина-младшего, было изобретено слово «Митьки» – Дмитрий-Митя-Митёк.
В 1985 прошла первая выставка, в названии которой стояло именно это слово. В творчестве «Митьков» сохранились и продолжили развиваться многие черты изобразительного языка «арефьевцев».
Обе группы отличает внимание к городскому фольклору, простодушный и одновременно ироничный взгляд на повседневность и её поэтическая обработка.
В экспозиции также будут представлены фото- и видеоматериалы, на которых запечатлена жизнь двух поколений ленинградских художников.
В рамках выставки состоятся выступления Дмитрия Шагина с собственными музыкальными проектами.
Комментарии
Комментариев пока нет