«Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос»: Уникальная выставка пяти художников в Музее актуального искусства АРТ4.
« Назад
Затуловская, Комар, Меламид, Турецкий и Пурыгин. Эти фамилии должен знать каждый, кто интересуется творчеством современников и самыми значимыми явлениями в русском искусстве последних 60-70 лет.
Музей актуального искусства АРТ4 представляет 4 уникальные выставки, которые откроются в один день: больше 30 работ Ирины Затуловской, живопись классиков соцарта Виталия Комара и Александра Меламида, складни, живопись и скульптура примитивиста Леонида Пурыгина и графику нонконформиста Бориса Турецкого.
Адрес: Хлыновский тупик, 4.
Экспозиции открыты с 18 по 25 февраля 2016, ежедневно с 12:00 до 20:00.
Ирина Затуловская, «Умер Рогинский». Железо, масло, 2005 г.
Первая экспозиция — работы Ирины Затуловской, созданные за последние 20 лет.
В произведениях художника сильны исторические аллюзии: отсылки к традициям иконописи и народного искусства, а также к творчеству Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой периода «инфантильного примитивизма».
В то же время, «радикальная простота» Ирины Затуловской соотносится с произведениями также представленного в АРТ4 нонконформиста Бориса Турецкого.
Материал выставленных работ Ирины Затуловской — не традиционный холст, а дерево или кровельное железо: художник исследует возможности превращения живописи в объект, а также выразительные возможности фактур и материалов.
Таким образом, техническая основа — фон — фактически становится одним из главных героев произведений и создает полноценный уровень репрезентации.
Она входит в диалог с самим живописным слоем и текстами — цитатами или воспоминаниями, которые автор включает в работы. Часто ироничные или наивные, они отсылают к событиям из жизни художника и, по словам Ирины Затуловской, представляют собой «дневник жизни».
Виталий Комар и Александр Меламид: «Каин и Авель», 1985 г; «Шаги на лестнице»
из серии «Анархический принцип», 1985-86 гг.
Вторая выставка отведена под работы Виталия Комара и Александра Меламида. Основатели соцарта переосмысляют всевозможные узнаваемые символы: начав в советское время с критики идеологии и образов власти, после 1991 художники переключились на иронизирование над демократией и обществом потребления.
Авторы мастерски сопоставляют в своей живописи элементы, взятые, казалось бы, из разных миров и используют их в игровой, часто эпатирующей форме: например, в представленном произведении «Happy Mother's Day» 1985 года соседствуют тоталитарные символы — подобия свастик из цветов, крыс или канцелярских таблиц, — классический натюрморт и портрет в стилистике художника Владимира Вейсберга, а в работе «Мы» соединены советская красная звезда и коронованный младенец — экспонат кунсткамеры.
Виталий Комар и Александр Меламид, «Мы».
Создание работребусов и сталкивание в них казалось бы несовместимых образов становится способом их развенчивания и лишения символических смыслов, а для зрителей — опытом освобождения от идеологических стереотипов.
Борис Турецкий. «Без названия», 1960-е гг.
Третья выставка — графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества.
В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950х годов и работы цикла «Застолья» 1960х 1970х.
Первый нефигуративный период — это монохромные абстракции из простейших геометрических фигур, в которых автор исследовал художественный язык и разрабатывал проблемы ритмического построения, структуры и пространства.
Также в это время Борис Турецкий создавал монохромные закрашенные гуашью листы бумаги: автор наносил однотонные слои краски слой за слоем, чтобы они создавали на листе рельефную поверхность.
Созданное таким образом произведение переставало быть двумерным и обретало вещественность. В автобиографии, написанной от 3го лица, художник так описывает свое творчество: «Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, ее отрицательную сторону.
В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетенность. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности...».
Борис Турецкий. Из серии «Застолья», 1960-70 гг.
Так, несовершенный мир, о котором говрит автор, распадается до абстракции в серии «Застолья», куда вошло около 1000 листов, которые объединялись в циклы по 1030 работ. Каждый цикл начинался с фигуративного изображения комнаты со столом в центре и вокруг него.
Постепенно из листа в лист происходит разложение этого сюжета на составные части: фрагменты теряют свою предметную изобразительность, превращаясь в геометрические фигуры, которые листа к листу дробятся и заштриховываются.
Борис Турецкий. Из серии «Структура + пространство», 1957-59 гг.
Представленные на выставке монохромные натюрморты, также созданные Борисом Турецким в 1960е годы, составляют наиболее трагическую серию художника, возможно, отражающую его болезнь.
Эти произведения становятся способом изображения борьбы света и тьмы: белое в них постепенно исчезает под яростными штриховками, сплошь заполняющими пространство листа до полной черноты.
Леонид Пурыгин. «Без названия», 1970 г.
Четвертая выставка в АРТ4 — деревянные складни, скульптура и живопись художникасамоучки и представителя арбрют Леонида Пурыгина /продление выставки, открывшейся 9 декабря/.
Несмотря на отсутствие профессионального образования, в творчестве Пурыгина видны отсылки не только к русскому лубку и народному искусству, но и к иконописи, к готическому искусству и и произведениями художников Северного возрождения: Ван Эйка, Мемлинга и особенно Босха.
Леонид Пурыгин, «Космос», 1978 г.
Работы Пурыгина — это мир индивидуальной космологии, а его центральная фигура — демиург «Леня Пурыгин из Нары. Гениальный».
Альтерэго художника окружают кочующие из работы в работу персонажи: Голубая женщинаангел, регулярно спасающей героя из ада, и ее антипод «Пипа Пурыгинская».
С героями соседствуют фантастические растения, животные, птицы и ангелы которые покрывают большую часть работ.
Леонид Пурыгин. «Рождение Венеры», 1992 г.
Визуальные образы дополняют пересказы снов или строкигимны, часто с грамматическими ошибками и ненормативной лексикой: они дополняют сотворенную Леонидом Пурыгиным живописную вселенную, полную любви и красоты.
Как написал художник на одном из своих складней: «Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос».
Леонид Пурыгин, «Мир да любовь».
Что такое Музей АРТ4?
Первый в России частный музей современного искусства АРТ4 открылся в 2007 году, активно работал до 2009го, а потом несколько лет открывался только по заявкам.
В декабре 2015 года АРТ4 перезапустился и теперь каждые полтора месяца будет открывать по четыре выставки за раз: показывать главных героев российского современного искусства и молодых художников.
В коллекции музея — работы основных российских художников последних 70ти лет: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Дмтрия Пригова, Комара и Меламида, Владислава Мамышева Монро, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского и еще 141 автора.
Комментарии
Комментариев пока нет