На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

«Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос»: Уникальная выставка пяти художников в Музее актуального искусства АРТ4.

« Назад

15.02.2016 16:53

Затуловская, Комар, Меламид, Турецкий и Пурыгин. Эти фамилии должен знать каждый, кто интересуется творчеством современников и самыми значимыми явлениями в русском искусстве последних 60-70 лет.

Музей актуального искусства АРТ4 представляет 4 уникальные выставки, которые откроются в один день: больше 30 работ Ирины Затуловской, живопись классиков соцарта Виталия Комара и Александра Меламида, складни, живопись и скульптура примитивиста Леонида Пурыгина и графику нонконформиста Бориса Турецкого.

Адрес: Хлыновский тупик, 4.

Экспозиции открыты с 18 по 25 февраля 2016, ежедневно с 12:00 до 20:00.

 

zatulovskaya_44 12

Ирина Затуловская, «Умер Рогинский». Железо, масло, 2005 г.

 

Первая экспозиция — работы Ирины Затуловской, созданные за последние 20 лет.

В произведениях художника сильны исторические аллюзии: отсылки к традициям иконописи и народного искусства, а также к творчеству Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой периода «инфантильного примитивизма».

В то же время, «радикальная простота» Ирины Затуловской соотносится с произведениями также представленного в АРТ4 нонконформиста Бориса Турецкого.

Материал выставленных работ Ирины Затуловской — не традиционный холст, а дерево или кровельное железо: художник исследует возможности превращения живописи в объект, а также выразительные возможности фактур и материалов.

Таким образом, техническая основа — фон — фактически становится одним из главных героев произведений и создает полноценный уровень репрезентации.

Она входит в диалог с самим живописным слоем и текстами — цитатами или воспоминаниями, которые автор включает в работы. Часто ироничные или наивные, они отсылают к событиям из жизни художника и, по словам Ирины Затуловской, представляют собой «дневник жизни».

 

1 3

Виталий Комар и Александр Меламид: «Каин и Авель», 1985 г; «Шаги на лестнице»

из серии «Анархический принцип», 1985-86 гг.

 

Вторая выставка отведена под работы Виталия Комара и Александра Меламида. Основатели соцарта переосмысляют всевозможные узнаваемые символы: начав в советское время с критики идеологии и образов власти, после 1991 художники переключились на иронизирование над демократией и обществом потребления.

Авторы мастерски сопоставляют в своей живописи элементы, взятые, казалось бы, из разных миров и используют их в игровой, часто эпатирующей форме: например, в представленном произведении «Happy Mother's Day» 1985 года соседствуют тоталитарные символы — подобия свастик из цветов, крыс или канцелярских таблиц, — классический натюрморт и портрет в стилистике художника Владимира Вейсберга, а в работе «Мы» соединены советская красная звезда и коронованный младенец — экспонат кунсткамеры.

 

2

Виталий Комар и Александр Меламид, «Мы».

 

Создание работребусов и сталкивание в них казалось бы несовместимых образов становится способом их развенчивания и лишения символических смыслов, а для зрителей — опытом освобождения от идеологических стереотипов.

 

8

 

Борис Турецкий. «Без названия», 1960-е гг.

 

Третья выставка — графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества.

В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950х годов и работы цикла «Застолья» 1960х 1970х.

Первый нефигуративный период — это монохромные абстракции из простейших геометрических фигур, в которых автор исследовал художественный язык и разрабатывал проблемы ритмического построения, структуры и пространства.

Также в это время Борис Турецкий создавал монохромные закрашенные гуашью листы бумаги: автор наносил однотонные слои краски слой за слоем, чтобы они создавали на листе рельефную поверхность.

Созданное таким образом произведение переставало быть двумерным и обретало вещественность. В автобиографии, написанной от 3го лица, художник так описывает свое творчество: «Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, ее отрицательную сторону.

В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетенность. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности...».

 

11

Борис Турецкий. Из серии «Застолья», 1960-70 гг.

 

Так, несовершенный мир, о котором говрит автор, распадается до абстракции в серии «Застолья», куда вошло около 1000 листов, которые объединялись в циклы по 1030 работ. Каждый цикл начинался с фигуративного изображения комнаты со столом в центре и вокруг него.

Постепенно из листа в лист происходит разложение этого сюжета на составные части: фрагменты теряют свою предметную изобразительность, превращаясь в геометрические фигуры, которые листа к листу дробятся и заштриховываются.

 

10

Борис Турецкий. Из серии «Структура + пространство», 1957-59 гг.

 

Представленные на выставке монохромные натюрморты, также созданные Борисом Турецким в 1960е годы, составляют наиболее трагическую серию художника, возможно, отражающую его болезнь.

Эти произведения становятся способом изображения борьбы света и тьмы: белое в них постепенно исчезает под яростными штриховками, сплошь заполняющими пространство листа до полной черноты.

 

7

Леонид Пурыгин. «Без названия», 1970 г.

 

Четвертая выставка в АРТ4 — деревянные складни, скульптура и живопись художникасамоучки и представителя арбрют Леонида Пурыгина /продление выставки, открывшейся 9 декабря/.

Несмотря на отсутствие профессионального образования, в творчестве Пурыгина видны отсылки не только к русскому лубку и народному искусству, но и к иконописи, к готическому искусству и и произведениями художников Северного возрождения: Ван Эйка, Мемлинга и особенно Босха.

 

5

Леонид Пурыгин, «Космос», 1978 г.

 

Работы Пурыгина — это мир индивидуальной космологии, а его центральная фигура — демиург «Леня Пурыгин из Нары. Гениальный».

Альтерэго художника окружают кочующие из работы в работу персонажи: Голубая женщинаангел, регулярно спасающей героя из ада, и ее антипод «Пипа Пурыгинская».

С героями соседствуют фантастические растения, животные, птицы и ангелы которые покрывают большую часть работ.

 

4

Леонид Пурыгин. «Рождение Венеры», 1992 г.

 

Визуальные образы дополняют пересказы снов или строкигимны, часто с грамматическими ошибками и ненормативной лексикой: они дополняют сотворенную Леонидом Пурыгиным живописную вселенную, полную любви и красоты.

Как написал художник на одном из своих складней: «Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос».

 

6

Леонид Пурыгин, «Мир да любовь».

 

Что такое Музей АРТ4?

 

Первый в России частный музей современного искусства АРТ4 открылся в 2007 году, активно работал до 2009го, а потом несколько лет открывался только по заявкам.

В декабре 2015 года АРТ4 перезапустился и теперь каждые полтора месяца будет открывать по четыре выставки за раз: показывать главных героев российского современного искусства и молодых художников.

В коллекции музея — работы основных российских художников последних 70ти лет: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Дмтрия Пригова, Комара и Меламида, Владислава Мамышева Монро, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского и еще 141 автора.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: