На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Зашифрованное послание инопланетян: Рецензия на спектакль "Мужья и жёны" Константина Богомолова.

« Назад

03.09.2017 13:15

Интеллигентная, обаятельная комедия на тему семейной жизни, ироничный портрет ссорящейся пары.

Спектакль по пьесе неподражаемого американского комика Вуди Аллена.

В ролях — Софья Райзман, Артём Соколов, Сергей Чонишвили, Мария Карпова, Светлана Колпакова, Игорь Гордин, Дарья Мороз, Игорь Верник

Режиссёр — Константин Богомолов

Ближайший показ: 28 сентября, 19:00; МХТ имени А.П. Чехова.

 

DUB_3468

 

Текст: Слава Шадронов

Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)

 

Решил перед спектаклем освежить в памяти фильм Вуди Аллена - точно помня, что смотрел его, но когда-то давно. Включил и понял, что сравнительно недавно, может, невольно и частично, случайно попав на него по ТВ (а Вуди Аллена время от времени там крутят), уже пересматривал, кажется... - или это был другой его фильм?

Дело в том, что у Вуди Аллена, за отдельными исключениями, фильмы похожи один на другой как две капли. То есть и сюжеты, и даже композиционные структуры могут различаться, ну диалоги, само собой, не повторяются дословно - но если смотреть помногу и не по разу, то возникает ощущение бесконечной жвачки.

Вуди Аллен - наверное, самое огорчительное для меня разочарование в области кино, я был прямо поклонником, потом он меня перестал удивлять, а в последнее время то, что он делает, окончательно мне опротивело.

"Мужья и жены", правда, работа не из числа последних, когда Вуди Аллен уже переквалифицировался в дизайнера туристической рекламы, а такой даже "настоящий" Вуди, "серьезный" Аллен, косящий в сценариях "под Чехова", а в режиссуре "под Бергмана", но в момент, когда эти закосы, вся эта непародийная, неироничная, уныло-самодовольная подражательность становится абсолютно очевидной, увлечение Вуди Алленом сходит на нет.

Между тем Константин Богомолов уже вторую премьеру за минувший сезон (с перерывом в полгода всего!) выпустил по Вуди Аллену.

 

DUB_3304

DUB_3309

DUB_3347

 

Но если "Сентрал Парк" - камерная, рассчитанная на пространство малой сцены постановка театральной пьесы, не имеющей авторской киноверсии, и сопоставлять ее можно только с другими, тоже местными, московскими (а они были) постановками:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3473050.html

- то "Мужья и жены" в первую очередь фильм Вуди Аллена с Вуди Алленом в главной роли: совсем другая история.

Так что пересмотреть картину, пусть и через силу, перед походом на спектакль полезно и очень желательно - хотя бы для понимания, как Богомолов работает с материалом, что в нем находит, что и как использует, что и почему отбрасывает, а что и с какой целью подвергает принципиальному переосмыслению.

 

DUB_3362

DUB_3375

DUB_3414



Может показаться, что с текстом сценария Богомолов почти ничего "такого" не вытворяет, и уж точно ничего особенного - сюжет и диалоги воспроизводятся практически дословно, включая "интервью" с героями (функцию "голоса", озвучивающего "закадровые" вопросы, Богомолов взял на себя; а непосредственное присутствие Богомолова в спектаклях Богомолова, хотя бы и внесценическое, за кулисами с микрофоном, придает постановке особый колорит).

На самом деле особенность творческого метода Богомолова в том, что он по большей части и с любым иным литературным материалом, вплоть до "Братьев Карамазовых" Достоевского, поступает так же бережно и вдумчиво, по крайней мере что касается текста, звучащего непосредственно со сцены в исполнении актеров (титры, видеоинтермедии, синхробуффонада - отдельно): приходите на "Карамазовых" с книжкой и следите построчно!

Утверждать иное способны только старые интеллигенты, которым чрезмерно высокий, от дедов унаследованный уровень культуры не позволяет посещать спектакли Богомолова лично, и они вынуждены ориентироваться на пение Рабиновича, либо истинные знатоки классического искусства, которые сами Достоевского не читали, но точно знают, про что он писал.

В надругательстве над Вуди Алленом режиссера вряд ли станут обвинять (хотя по хронике текущих событий легко решить, что мы уже и до такого дожили), но при том, что киносценарий-первоисточник в основном остается в богомоловской театральной версии неизменным, те не слишком заметные, за исключением нескольких частностей, не бросающиеся в глаза детали, которые режиссер привносит в готовую структуру от себя, тихо, исподволь взрывают ее изнутри.

 

DUB_3449

DUB_3411

DUB_3349

 

Картина Вуди Аллена - "Мужья и жены" в этом смысле весьма характерная для него вещь - состоит из нарочито банальных водевильно-мелодраматических сюжетных поворотов, ее неспешное течение складывается из разговоров персонажей, сплошь фрустрированных интеллектуалов с проблемами, что называется, "в семейной и личной жизни": запланированный комический эффект должен возникать из столкновения "высоких" слов и дум героев с "низкими" поступками, с неизбывными для любого профессора или редактора животными инстинктами, нелепым поведением в состоянии примитивного сексуального возбуждения или элементарного алкогольного опьянения.

 

DUB_3432

DUB_3405 DUB_3427

DUB_3424



Не знаю кому как, может фильмы Вуди Аллена и смешны - но я пересматривал "Мужей и жен" с тоской, наблюдая скорее за безнадежностью его потуг на интеллектуальные остроты, по факту плоские и ничуть не остроумные. Богомолов в спектакле, наоборот, никого не старается "смешить" специально, исполнители не "играют", почти не проявляют эмоций, существуют в режиме, близком к так называемому "постдраматическому театру", но формальные приемы "постдрама" Богомолов использует, как и наработки "психологического реализма", как и примочки из обихода эстрадных шоу, в своих собственных целях, и через стерильную постдраматическую бесстрастность добирается вместе с исполнителями до таких эмоциональных глубин, какие не снились Т. В. Дорониной и Ю. В. Соломину в их лучшие годы, каких тем более не видать нынешним смотрящим за духовными колокольнями, кавалерам орденов Трудового Красного Знамени и Преподобного Сергия Радонежского.

Вообще, эффект от "Мужей и жен" Богомолова такой, как если бы в трансляцию "Новостей культуры", где Нармин Ширалиева привычно рассказывает о триумфах Синодального хора, вторглись некие помехи и экран зарябил, а потом оказалось, что это было зашифрованное послание инопланетян.

 

DUB_3483

DUB_3485

DUB_3487


Инопланетян, кроме шуток, стоит иметь в виду, коль про них заговаривает вслух одна из героинь - недалекая девица Сэм (ее играет одна из постоянных участниц богомоловских постановок Светлана Колпакова). По сюжету супружеская пара Джек и Сэлли (Игорь Верник и Яна Дюбуи) сообщают паре своих друзей, Гэбриелу, Гэйбу, и Джуди (Игорь Гордин и Дарья Мороз), что решили расстаться после пятнадцати лет брака.

 

DUB_3460

 

Далее перипетии, связанные с обоими - Джек попробовал сходить к проститутке, а затем познакомился с той самой туповатой, но молодой и сексапильной Сэм; Джуди познакомила Сэлли с Майклом (Сергей Чонишвили), но его отношения с Сэлли не задались, зато задались с Джуди, пока Гэйб искал новых переживаний в общении со своей студенткой, начинающей литераторшей Рейн (Софья Райзман); в итоге Джек и Сэлли воссоединяются, а Гэйб и Джуди расстаются. При всей иронии, заложенной в фабулу, наблюдать за развитием сюжета не слишком увлекательно, особенно если уже знаешь его заранее.

Куда интереснее следить за теми отступлениями от него, которые допускает режиссер.

За появлением фантасмагорического "чертика" - Артем Соколов (он же играет бывшего, неотвязного ухажера Рейн, психиатра Ричарда): приложив пальцы к голове, словно рожки, этот по-"детсадовски" наивно обозначенный "искуситель" как бы материализует те и забавные, и одновременно темные страсти, которые присутствуют в благопристойных внешне вудиалленовских "интеллектуалах".

За совместившимися в Кирилле Трубецком мамой и папой Рейн - актеру (в отличие от Евгения Перевалова в "Сентрал Парке) не приходится прибегать к приемам травести, переодеваться, краситься, надевать парик, "мама" внешне от "папы" не отличается и не существует отдельного от него, этот единый в двух ипостасях персонаж.

За дурацким рыжим париком на Сергее Чонишвили при первом его выходе в спектакле.

За тем, как герои пьют вино из демонстративно пустых бокалов. Наконец, за теми текстовыми "пищевыми добавками", которых не было в сценарии фильма, по крайней мере в том виде, который воплотился непосредственно в фильме.

Ну стихи Джуди "бу-бу-бу-бу", которые она декламирует Майклу и вместе с ним наперебой - придумка нехитрая, хотя меланхолические интонации, с которыми это делает Дарья Мороз (выдающееся при минимализме "красок" актерское достижение) и их превращает в уморительные гэги, а главное, "снимает" тот надуманный налет "интеллекта", что присущ аутентичным вудиалленовским персонажам.

Но статья про скандинавского драматурга Йобсена, которую зачитывает та же Джуди своему мужу Гэйбу - просто сам по себе безумно смешной текст. Не знаю, сочинение ли это собственное богомоловское или фрагмент из какого-нибудь юмористического рассказика Вуди Аллена (у него есть похожие) - но дико смешно!

 

DUB_3433 DUB_3482

DUB_3542

DUB_3550

 


А самый "ударный" эпизод (я неблагодарный зритель комедий, развеселить меня невозможно, но тут я валялся) - монолог Светланы Колпаковой-Сэм.

В фильме это короткая пьяная эскапада, которую туповатая героиня под градусом позволяет себе на вечеринке в гостях, так что Джеку делается стыдно за свою пассию и ему становится окончательно ясно, что у них с Сэм ничего путного не получится.

В спектакле Богомолова пара реплик вырастает в полноценный "сольный номер" совсем иного содержания - в фильме речь идет всего лишь про астрологию, в спектакле Сэм начинает с пропаганды потребления сои, переключается на инопланетян, от инопланетян каким-то виражом выходит на балет про умирающего под красивую музыку олененка... Мини-бенефис актрисы, однако, не сводится к "убойному" вставному номеру - он задает "интеллектуальной комедии" важный смысловой контрапункт (у Вуди Аллена в оригинале отсутствующий или по меньшей мере не столь значимый).

Этот монолог чем-то сродни монологу Элизабет в вырыпаевской "Dreamworks* *Мечтасбывается", с которым на ту же основную сцену МХТ в спектакле Виктора Рыжакова выходит Инна Сухорецкая:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3346119.html

 

DUB_3511

DUB_3595

DUB_3501



Считается по умолчанию, что Иван Вырыпаев в своем проповедничестве серьезен, а Вуди Аллен в своей пародийности ироничен - я бы позволил себе заметить, что тут бабушка надвое сказала, в ком больше самоиронии, а в ком проповеднического запала и мессианского самодовольства.

Но так или иначе Вырыпаев, и особенно в "Мечтасбывается", открыто, демонстративно играет с голливудскими клише, в том числе и с клише (почему бы нет?), характерными для фильмов Вуди Аллена.

Вырыпаевские герои и говорят языком киноштампов, и зовут их как персонажей западных фильмов - я бы предположил, что обращаясь к пьесам и сценариям Вуди Аллена, Богомолов извлекает из них в собственных интересах ту самую словесную оболочку, которую Вырыпаев в своих пьесах создает сам с аналогичными целями.

Ну трудно мне поверить, что Богомолов посмотрел Вуди Аллена, полюбил его всей душой и решил перенести фильм на сцену - это и мелочно, и никому не нужно, и кроме того, если б именно этого хотел Богомолов, то его спектакли по Вуди Аллену выглядели совсем не так, как "Сентрал Парк" и особенно нынешние "Мужья и жены".

Они не игрались бы в подчеркнуто минималистских и условных декорациях Ларисы Ломакиной (сценографическое решение "Мужей и жен" сводится к наличию на площадке дивана и четырех кресел из одного "гарнитура", абстрактной и никак не задействованной в мизансценах конструкции типа "лабиринта", ну и видео на заднике с крупными планами артистов), актеры не ходили бы "по прямой" из кулисы в кулису и т.д. В содержательном плане Богомолову "ловить" у Вуди Аллена нечего, но его драматургия способна послужить эффектной и удобной "оберткой" для совершенно оригинального богомоловского сочинения, где при всем том процентов 95 исходного текста, не говоря уже про фабулу, от первоисточника "бережно" сохраняется.

 

DUB_3284



"Юбилею ювелира" Николы МакОлифф в руках Богомолова "повезло меньше" - там автор могла бы и не узнать своей пьесы.

Но "Мужья и жены", где с материалом режиссер номинально обошелся куда "осторожнее", оказались гораздо ближе как раз к "Юбилею ювелира", нежели к предыдущему вудиалленовскому спектаклю Богомолова "Сентрал Парк", как его называет сам режиссер, "пустячку", пусть и он не столь прост, как сдается на первый взгляд.

В "Мужьях и женах", высказывании при всей показушной непритязательности не менее "программном", "фундаментальном", чем предыдущий "Дракон" по Шварцу -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3521838.html

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3531685.html

- пользуясь текстом Вуди Аллена при минимальном в него редакторском вторжении Богомолов движется в направлении, противоположном мысли сценариста.

Задача Вуди Аллена и в "Мужьях и женах", и в других его похожих картинах не так уж сложна: персонажи считают себя образованными, просвещенными, превосходящими условно-среднего человека в развитии интеллектуалами, но озабочены втайне, и это на каждом шагу выходит наружу, теми же простейшими, обыденными, да просто животными страстями, и это якобы делает их смешными в глазах целевой вудиалленовской аудитории, а самого Вуди Аллена - "серьезным" художником чеховско-бергмановского пошиба.

 

DUB_3488

DUB_3537

DUB_3475

 

Гэйб в начале "Мужей и жен" (и в фильме, и в спектакле) упоминает про студентку, написавшую работу на тему "Оральный секс и эпоха деконструкции", позже по ходу упоминается "любовь благовоспитанной девушки к головке швейцарского сыра" - ну вот примерно на таком уровне юмора и самоиронии Вуди Аллен привычно и работает.

Если считается, что успешно - пожалуйста, по-моему не очень убедительно выходит, но суть в другом: у Богомолова будто бы те же (ну сыгранные только другими актерами) герои намного смешнее - но чем они смешнее, тем острее переживается метафизический ужас, стоящий за их мелочными сексуальными и семейными проблемками, равно и за их псевдоинтеллектуальным словоблудием. Вот на "Юбилее ювелира" точно так же ощущалось физически соприкосновение с небытием, как сейчас на "Мужьях и женах".

Только там повод был очевиднее - история о 90-летнем умирающем старике, прожившем век в плену самообмана (?):

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3040183.html

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3040493.html

По счастью, в "Мужьях и женах" никто не умирает и смертельно не заболевает, одни разошлись, другие сошлись, пока первые сходились заново, бесповоротно (?) расходились вторые - ничего фатального, ничего "терминального", да и ничего важного, по большому счету, не произошло.

Но случилось что-то непоправимое - и не просто в процессе "перехода" одного мужа к другой жене и обратно.

А вопросы невидимого режиссера к героям из-за сцены звучат, при всей ненавязчивости, необязательности интонаций (напомнивших игру Богомолова-актера в "Машине Мюллер" Серебренникова), как чуть ли не обвинительное заключение на Страшном Суде.

 

DUB_3523



В "Мужьях и женах" у Константина Богомолова впервые работает Игорь Гордин. Факт сам по себе примечательный и отрадный, но еще и знаковый - вряд ли Гордин понадобился Богомолову только потому, что он хороший актер, мало ли хороших актеров.

Не знаю, видел ли Богомолов спектакль Камы Гинкаса "Кто боится Вирджинии Вулф?" - лично я смотрел его пять раз:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3512046.html

Но знаю точно, без посредников, что Гинкас у Богомолова видел "Идеального мужа" и очень хотелось бы, чтобы на "Мужей и жен" тоже по возможности сходил, потому что это вроде и "другой", и в чем-то принципиальном тот же самый, "настоящий" Богомолов.

С которым у Гинкаса общего гораздо, гораздо больше, чем оба, вероятно, могут себе представить, начиная с предельного, превосходящего допустимые "приличиями" крайности рационализма (и в этом рационализме - цинизма) до бескомпромиссного взгляда на природу человека и вообще "природу".

Игорь Гордин в "Кто боится Вирджинии Вулф?" играет Джорджа - университетского историка, несостоявшегося литератора, то есть "американского интеллектуала", что уже автоматически роднит этого персонажа с Гэйбом из "Мужей и жен".

Тоже женатого, и тоже не слишком счастливого, точнее, не слишком "уверенного" в своем браке. У героев пьесы Олби, "идеальных мужей" и "идеальных жен", тоже нет детей - в сценарии Вуди Аллена у Джуди есть дочь от первого брака (в фильме она ни разу не мелькает и в спектакле остается фигурой внесценической), но совместных детей нет тоже, хотя Джуди хочет второго ребенка, а Гэйб против, но при этом согласен и даже сам берется уговаривать Джуди пойти на то, к чему не расположен сам, но чего желает она.

Для фильма это более или менее проходные подробности, в спектакле они получают дополнительную смысловую нагрузку.

 

DUB_3619

DUB_3591

DUB_3569



Наизусть уже выучив гординский рисунок роли Джорджа в "Кто боится Вирджинии Вулф?", я на уровне отдельных поз и жестов, в мимике, не говоря уже про интонации, "опознаю" характер из пьесы Олби в вудиалленовском Гэйбе (а у Вырыпаева, кстати, Гордин снимался в "Танце Дели", одно уж к одному).

И суть не в том, что актер "повторяется" - Гордин может быть сколь угодно разным, совсем с другим Гординым сталкиваешься, например, в "Иванове" Кулябина, при некотором, опять-таки, сходстве не просто типажей, но характеров и судеб героев - пожалуйста:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3491320.html

Что касается Гэйба и Джорджа - мне кажется, обозначение их схожести, относительной даже "тождественности", приобретает в спектакле Богомолова принципиальное значение.

Гэйб как никчемный литератор, незадачливый супруг и несостоявшийся любовник (да к тому же не сумевший "развить" роман со студенткой профессор) вряд ли был бы любопытен как объект исследования режиссеру Богомолову и актеру Гордину как объект игры.

Но пока остальные персонажи "Мужей и жен" пытаются решить вопросы сиюминутные - уходить или остаться, рвать или ждать, терпеть или бросать - Гэйб вместе с режиссером подходит, и подводит наблюдающих за ним зрителей, к тем пределам, о которых всерьез говорить будет до безвкусицы пафосно, а с иронией неуместно и бесполезно.

Он вплотную подходит к черте, рядом с которой теряют силу в равной степени интеллект и инстинкт.

 

DUB_3294

DUB_3267 

DUB_3581


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: