Ювелирная работа: спектакль Богомолова к юбилею Табакова.
« НазадВ МХТ имени А. П. Чехова - премьера.
Пьеса Николы МакОлифф (британская актриса, писатель и сценарист - прим. ред.) «Юбилей ювелира» была выбрана Олегом Табаковым, художественным руководителем театра, специально для постановки к своему 80-летию.
И хотя до дня рождения мэтра далеко - он приходится на 17 августа, спектакль уже готов; репетировать начали ещё в прошлом году.
Поставить пьесу Олег Павлович предложил режиссёру Константину Богомолову.
На одной сцене с самим Табаковым блистают Наталья Тенякова и Дарья Мороз.
Дарья Мороз, Олег Табаков и Константин Богомолов рассказали о том, как шла работа над спектаклем.
"Юбилей ювелира" - это история человека преклонного возраста, который ясно ощущает свои пределы, но очень спокойно, не теряя самообладания и достоинства, смотрит в будущее.
"На первый взгляд, это традиционная бенефисная пьеса, но, по сути, она таковой не является, а является примером высокой, сильной драматургии. Это, в первую очередь, драма, в которой от актёров требуется мужество и настоящие серьёзные душевные затраты. Наш спектакль — психологическая история, в которой главные – актёры, а не режиссёрское решение"
(Константин Богомолов)
Продолжительность спектакля: 1 час 30 минут
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 5000 руб.
Ближайшие даты премьеры: 4, 10, 25 марта; 6 и 21 апреля.
Корреспондент и фотограф "Окно в Москву" побывали на пресс-прогоне. Как это было - читайте и смотрите в нашем репортаже.
Текст: Марина Долгорукая
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Людей, сидящих за столом в середине сцены, от зрителей загораживают четыре больших экрана, на которых, белым по чёрному, идут титры:
«Начало. Начало конца. Начало конца начинается».
Экраны, поднимаются под потолок и показывают нам крупные планы героев. Ракурсы происходящего на сцене всё время меняются: вид с балкона, вид стола слева, профиль, фас...
За столом – пожилой мужчина, его жена и медсестра. Их разговор лаконичен; в сущности, он сводится к обсуждению ухода за стариком и его уходом в мир иной.
В голове при этом крутится что-то из Бергмана, хотя ты вполне себе сидишь в театре.
Режиссёр-кудесник Константин Богомолов опять запутывает и удивляет зрителя: вот люди на сцене, а вот – киношная картинка, тексты-титры.
На подмостках творится история – жизни и смерти, любви и ревности, реальности и вымысла.
И никакой игры – просто человеческий разговор.
Наш фотограф Дмитрий Дубинский считает, что экраны со странными, бередящими душу, словами стали визуальным воплощением знаменитой "мхатовской паузы": когда на них появляется текст - актёры безмолвствуют.
Дарья Мороз – в роли медсестры. Грим незаметный, одежда в серо-коричневой гамме.
Олег Табаков – ювелир, ему 89; человек с безупречным вкусом, ожидающий прихода своей королевы. Любовницы? Вечной жизни?
Наталья Тенякова – его жена. Одновременно и тыл, и укор. И, она же – Британская королева, его роковая женщина.
- Олег Павлович, кажется, зрители ожидали от вашего юбилейного спектакля несколько иного… Вы опять устроили провокацию?
- Почему же? У меня действительно юбилей, и пьеса называется «Юбилей ювелира». Люди приходят в театр смеяться и плакать: и за то, что одно из этих зрительских проявлений во время нашего спектакля точно будет иметь место, я могу поручиться.
- Это разговор с жизнью или со смертью?
- Это уж как кому нравится! Восьмидесятилетие… Это, знаете, вообще, трансцендентальный разговор. Маятник: туда-сюда, туда-сюда… «Юбилей ювелира» - без сомнения, острая, эмоциональная пьеса. Но мы не ставили перед собой задачи выжать из зрителя слезу.
Кстати, мне в своё время пару раз приходилось отказываться от роли – прекращал играть её – именно по причине того, что зрители в ходе просмотра спектакля буквально наносили ущерб своему здоровью.
Последний раз такое случилось с постановкой Камы Гинкаса «Русская народная почта». Обычно я играю роли комические, а раз в десять лет позволяю себе и драматические. Начинал-то я именно как драматический актёр!
- Ваш герой болен. Легко ли вам было настраиваться на эту роль?
- Моё знакомство с бесплатной медициной рождает естественную печаль по этому поводу. «Многия знания – многия печали», - как говорил Екклесиаст.
- У вашего персонажа, ювелира, есть реальная жизнь и вымышленная, как думают многие. И в них обеих есть женщины. Какая из них для него дороже?
- Ну, на этот счёт у нас проблем нет! Зритель увидит - поймёт. Хотя последние лет тридцать лично я вдруг стал однолюбом. А спектакль этот по жанру – всё-таки драматическая мелодрама...
К достоинствам режиссёра Кости Богомлолова стоит отнести то, что она, несомненно, вынута из некоего пошлого слёзоотделения и переведена в разряд размышлений о гармонии.
А там уж, как хотите, так и понимайте – согласитесь, не всякий рискнёт к своему дню рождения такое «запузырить»!
- Но вы всё же решились…
- Если любишь по-настоящему – значит, любишь и процесс… Думаю, если всё будет благополучно, и мы отыграем спектаклей, к примеру, двадцать – то можно будет сыграть и «шарж» на это дело!
Константин Богомолов:
- Когда Олег Павлович показал пьесу, материал мне сразу понравился. Кажется, мы достойно рассказываем эту драматическую историю.
Мне нравится, что это не дежурный выстрел этакого бенефиса для известного артиста, не традиционная постановка к юбилею.
Это просто высказывание людей, пытающихся исследовать неизвестную зону, с которой всем нам, в какой-то момент, придётся столкнуться.
С этой темой нельзя играть: всё кокетство сразу же вылезет наружу. С ней можно просто быть, просто существовать на сцене…
Дарья Мороз:
- Думаю, на сцене всё-таки больше именно Олега Павловича, чем героя.
И это принципиально важно для этой истории. Это то, чего добивался от всех артистов Костя (режиссёр Богомолов, муж актрисы - прим. ред.).
И мне кажется, у нас всё получается.
Такое живое соприкосновение, чувствование друг друга, партнёрское и человеческое, пожалуй, возникает нечасто.