На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Тургенев и Виардо: Слова, музыка, любовь.

« Назад

03.12.2018 01:32

Текст: Мария Дубинская

Фото: Наталья Тоскина, Дмитрий Дубинский

 

У каждого есть свои прекрасные истории, связанные с дорогой. Случайная встреча под стук колёс может иметь интересное продолжение.

С актрисой Еленой Соколовой я познакомилась несколько лет назад в поезде Москва-Париж. Сразу отметила глубокий взгляд и необыкновенную, мне почудилось, почти античную, красоту попутчицы, чей облик тогда так удивительно при этом дополняла совсем русская тяжёлая коса ниже пояса; а уж после того, как мы наговорились, я окончательно оказалась в плену обаяния новой знакомой.

С тех пор бываю на спектаклях и концертах Елены: то, что она создаёт и чем делится с нами, зрителями, считаю настоящим искусством, которое трогает и преображает душу.

 

image1

 

Недавно я побывала в Доме музыки на драматическом концерте «Зов небесный», состоявшемся в рамках международного русско-французского проекта, посвящённого 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

Актриса театра и кино Елена Соколова и Академический Большой концертный оркестр им. Ю. В. Силантьева под руководством Александра Клевицкого отправили гостей вечера в литературно-музыкальное путешествие по страницам жизни Тургенева и его возлюбленной, знаменитой французской оперной дивы Полин Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо.

Это было повествование о более чем сорокалетних, овеянных противоречивыми свидетельствами и слухами, отношениях двух великих героев своего времени.

Все мы, ещё со школьной скамьи, конечно, знаем об их «странном романе»: упоминая Тургенева – непременно вспоминаем о Виардо, и наоборот. Но многим ли известны детали?

 

image4

 

Впервые увидев Тургенева, Виардо изрекла: «Русский простак, и больше ничего». А он был сражён…

Ни на кого не похожая замужняя чужестранка, обладательница уникального голоса, стала для Ивана Сергеевича источником мучительного счастья и вдохновения. В окружении, однако, его не поняли.

Русский богатырь, красавец под два метра ростом, холост, умён, образован, состоятелен, о нём грезили многие светские дамы, - и несвободная женщина, чья внешность, мягко говоря, не соответствовала представлениям о красоте: по свидетельствам современников Полина Виардо была сутулой, глаза навыкате.

Художник Илья Репин утверждал, что на её лицо «невозможно было смотреть в анфас», а поэт Генрих Гейне называл это «благородным уродством».

Мать Тургенева, негодовавшая и серьёзно переживавшая из-за страстного увлечения сына, и вовсе заклеймила Виардо «проклятой цыганкой»…

 

_NVT1483

 

Сокрушительное чувство причиняло обоим немало страданий, но, несмотря ни на что, отказаться друг от друга, это очевидно, они были не в состоянии, подтверждение тому -  связь длиною в жизнь.

Тургенев нёс крест этой испепеляющей любви до самого конца и скончался на руках своей Поли́н.

 

image2

 

Слушать о любви – одно из наиболее увлекательных занятий на свете.

Необычный формат драматического концерта позволил проникнуть в самое сокровенное: по замыслу автора сценария и режиссёра Марины Кайдаловой, спектакль основан на переписке и дневниковых записях Тургенева и Виардо.

Пронзительно, чувственно, ранит и окрыляет одновременно… Знакомо… Порой казалось, что некоторые строчки – это о тебе, это про тебя.

Наверное, каждый зритель расслышал в этих словах эхо того самого «зова небесного» - Бог есть любовь - и вспомнил собственные истории любви…

 

image3

 

«Мне радостно сказать Вам, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною.

Да благословит Вас Бог тысячу раз!

Вы – всё, что есть самого лучшего, благородного и симпатичного на этом свете»

(из письма Ивана Тургенева, адресованного Полине Виардо)

 

_NVT1435-1

 

В бархатном синем полумраке в чудесном исполнении Лены также звучали фрагменты из дневников Генриха Гейне, Ариадны Эфрон, воспоминания Татьяны Бакуниной и Марии Толстой, стихи Гюго, Готье, Превера, Рильке, Маурера…

Очень к месту пришёлся бесподобный, невероятный по силе отрывок о любви из романа «Виктория» выдающегося норвежского писателя, Нобелевского лауреата Кнута Гамсуна:

«…Она может погубить человека. А может  возродить его к жизни. И вновь выжечь на нем свое клеймо. Сегодня она благосклонна ко мне, завтра к тебе, а послезавтра уже к другому, потому что она быстротечна.

Но она может наложить на тебя неизгладимую печать и пылать, не затухая, до твоего смертного часа, потому что она — навеки… 

Любовь.

Это она лишает покоя старика в его одинокой каморке. Это она превращает человеческое сердце в цветущий  и  в  роскошный  сад;  и   бесстыдный сад;  и в грязную свалку, где свалены таинственные и непотребные отбросы.

Это она заставляет монаха красться ночью в запертые ворота сада и через окно глядеть на спящих. Это она насылает безумие на послушницу и помрачает разум принцессы. Это она клонит голову короля до земли, так что волосы его метут дорожную пыль, и он бормочет непристойные слова, и смеется, и высовывает язык.

Это она. Вот что такое любовь. Но она бывает еще совсем другая, как летняя ночь со звездами и ароматом земли. Её не сравнить ни с чем в мире.

Любовь — это  первое слово создателя, первая осиявшая его мысль. Когда он сказал: «Да будет свет!» — родилась Любовь. И стала источником всего земного. И  владычицей всего земного. Но на всем ее пути — цветы и кровь, цветы и кровь…».

 

_NVT1476-1

 

Ещё находясь в зрительном зале, я поймала себя на мысли о том, что всё вокруг будто бы окутывает маревом, вместо силуэта Лены и очертаний оркестра, находящегося за ней, чуть поодаль, ты начинаешь видеть образы того, о чём она рассказывает.

Под дивную музыку воображение легко рисовало на невидимом холсте завораживающие картины чужой судьбы.

Они словно парили над сценой, а неутомимый смычок дирижёра пронзал их, одну за другой, миражи рассеивались, но на их месте тотчас же появлялись новые…

Голос Лены, какие-то отдельные фразы – иногда даже рокочущие, до сих пор звучат во мне. Всё это в совокупности я, как зритель, считаю приметой спектакля, который, несомненно, удался.

«Актёр должен заставить публику забыть о существовании автора, о существовании режиссёра и даже о существовании актёра», - говорил Пол Скофилд, знаменитый британский артист, получивший известность, благодаря блистательному исполнению ролей в пьесах Шекспира.

Видимо, именно это и смогли совершить Лена и замечательные музыканты.

 

_NVT1482

 

Кстати, первое, что сделала, когда через некоторое время, уже дома, у меня выдалась свободная минута «для себя» – нашла в интернете потрясающую музыку Александра Клевицкого; она, признаюсь, стала для меня на концерте открытием и откровением; к этим композициям обязательно буду возвращаться. Оркестр им. Ю. В. Силантьева, конечно, великолепен.

Вообще, подобные мероприятия – как глоток свежего воздуха, хочется им дышать и дышать. Спасибо Лене за эти мгновения, проведённые со смыслом.

Спектакль оставил очень приятное послевкусие и ощущение прикосновения к чуду любви, которое никогда и никем не будет разгадано.

 

_NVT1532

После окончания драматического концерта, на сцену вышел Александр Рафаэльевич Агабабов, заместитель руководителя Представительства Орловской области при Правительстве России, и от имени губернатора Орловской области вручил Елене Соколовой, Марине Кайдаловой и Александру Клевицкому памятную медаль «200-летие И. С. Тургенева».

 

_DUB4933

А вот такой Лена была на момент нашего знакомства в 2014 году. Изумительный голос мы услышали в Центральном доме работников искусств на её творческом вечере.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: