Околдованный мир и бесконечность: Послевкусие от спектакля «Теория чудес».
« НазадТекст: Наталия Лескова
Люблю анекдот про «Опять хочется в Париж». Годы идут, а я всё хочу.
Однако судьба решила не играть с нами в прятки: если мы не едем во Францию - Франция приедет к нам!
В Москве завершил свою работу семейный театральный фестиваль «Гаврош», в рамках которого на сцене Театриума на Серпуховке показали лучшие новые постановки разных французских театров. Нам посчастливилось побывать на одной из них – «Теории чудес». Её называют «самым загадочным спектаклем фестиваля».
«Теория чудес» приехала из города Грасса, где действует свой небольшой театр.
В основе сюжета – некий древний манускрипт, содержащий предсказания, которые свершились в былые эпохи.
«Мой спектакль — это парад комет, пятилапых барашков, демонов и чудес. Раньше люди давали магические объяснения явлениям, природы которых не понимали.
Сегодня все можно объяснить рациональным образом. Но нам нужны чудеса! Попытаться вновь околдовать мир — вот наша цель», — рассказывает о своем спектакле режиссер Карл Бискуи.
По замыслу авторов, постановка содержит множество научных фактов – и в то же будто пронизана волшебством.
В ней всё завораживает и изумляет: «плавающие» в воздухе персонажи, мифологические существа, удивительный вокал и музыкальное оформление, современный танец и цифровая сценография.
Спектакль необычный. Ничего подобного в Москве мы никогда не видели. Научных шоу сейчас, слава Богу, хватает, и многие из них совсем не плохи. Мистики, колдовства и сказочных постановок – тоже. Но вот совместить, казалось бы, несовместимое, пожалуй, пока не пробовал никто.
Ведь, если вдуматься, всё сущее - жизнь, смерть, космос или бесконечность, - представляет собой череду чудес, которые много веков подряд пытается постичь наука, но они всё равно остаются непостижимыми. И дело вовсе не в том, что наука слаба и беспомощна.
Нет, учёные движут человечество колоссальными шагами, делают важнейшие прорывы, открывают нам глаза на то, что раньше было совершенно необъяснимо.
Причём некоторые открытия, заметим в скобках, совершаются интуитивно, путём озарения, инсайта, а это ещё одно чудо – феномен, механизм которого во многом необъясним.
Однако тут работает эффект расширяющегося поля: чем больше мы узнаём, тем шире горизонт непознанного. Так что чудес на наш век точно хватит.
Судите сами: сколько столетий человечество бьётся над разгадкой феномена жизни, - и всё равно она остаётся тайной за семью печатями.
Существуют различные гипотезы – от спорадического самозарождения до принесения из глубины Вселенной с помощью кометного вещества (панспермия), однако к единому мнению учёные прийти не могут: им не хватает аргументов и фактов.
Или небытие – что это такое? Одни верят в бессмертие души - другие считают, что всё уходит в прах, не оставляя ничего, кроме памяти. Но ни то, ни другое не может быть признано истиной в последней инстанции.
Для того, чтобы пролить свет на загадку бесконечности, в спектакле нам приводят доводы математика Дэвида Гилберта, который пытается объяснить бесконечность математически. И тут выясняется, что сделать это невозможно. Чем не чудо?
Или знаменитый парадокс Энрико Ферми: сегодня астрофизики могут посчитать приблизительное количество видимых звезд, и выясняется, что их больше, чем песчинок на Земле. И большинство имеют планеты.
Это означает, что во Вселенной жизнь должна быть, почти по Циолковскому, разлита, как молоко в блюдце.
Так где же все эти братья по разуму, которые торопятся установить с нами контакт? Почему сообщения о них носят абсолютно ненаучный характер? Почему мы не имеем неопровержимых свидетельств деятельности иных цивилизаций?
Парадокс можно сформулировать так:
«С одной стороны, выдвигаются многочисленные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны».
Различными авторами предложено большое число теоретических разрешений или объяснений парадокса Ферми. Спектр этих гипотез весьма широк: от утверждения единственности Земли как обитаемой планеты, невозможности отличить искусственные сигналы от естественных - до «гипотезы зоопарка», согласно которой все мы изолированы друг от друга и не можем встретиться.
Но главный парадокс – это сам человек, у которого подобные вопросы возникают.
Он любопытен и пронизан желанием сделать хотя бы маленький (а лучше большой) шаг к постижению всех этих тайн.
Вероятно, человек - единственное существо, обречённое задавать все эти вопросы и, даже понимая, что ответов нет, он будет их искать.
И в то же время, он жаждет тайн и чудес.
Невозможно себе представить человечество, у которого не осталось загадок. Будет ли это человечество, каким мы его себе представляем, или нечто совершенно иное? Это ещё один вопрос, на который пока нет ответа.
Для меня тут рефреном звучат слова Арсения Тарковского:
Порой по улице идёшь –
Нагрянет вдруг невесть откуда
И по спине пройдёт, как дрожь,
Бессмысленная жажда чуда.
Комментарии
Комментариев пока нет