Лунин, непокорный и непокорённый: Манифест свободного человека
Текст: Мария Дубинская
Фото: Дмитрий Дубинский
Театр - это жизнь в миниатюре. Однако театральной реальности присущ целый ряд сверхвозможностей: здесь, на поскрипывающих подмостках, можно, например, показать чувства и мысли. Сдёрнуть тайные покровы, делающие их невидимыми, создать слепок, зримый, в буквальном смысле. Это возможно, конечно, лишь благодаря намёкам, штрихам, широким мазкам, когда остаётся простор для домыслов и трактовок, столь необходимый театру, как и всякому иному искусству. Но, тем не менее, таким образом, нам, посторонним - зрителям, открывается доступ для понимания ощущений персонажа. Скрытое содержание проявляет себя, оживает. Точно так же, как когда ты читаешь книгу между строк, улавливая не только написанное, но и ту историю, которая прячется за буквами. Удивительное дело: ясны даже цвет и форма размышлений персонажа. И сновидения, как особенная категория переживаний, тоже обретают в театре очертания и оттенки. Невероятно, какими интересными и насколько разными способами эмоцию можно перевести на визуальный язык.
Режиссёру Александру Огарёву удалось сделать это, объединив в своей постановке театр теней и рисунок песком. Необычайно тонко и талантливо он сумел показать мысли, чувства и сны декабриста Михаила Сергеевича Лунина, готовящегося проститься с жизнью - к встрече со своими убийцами. Тюремная камера. Полумрак, слышны женские всхлипы, на большом экране песком рисуют очертания готического храма… Лунин лежит на полу, завернувшись в доху. Его трясёт.
– Сегодня я забылся сном только на рассвете. В груди болело. Сон был дурён... Знобило. И тогда в дурноте я завидел ясно готическое окно и Вислу сквозь него... Был ветер за окном... И воды реки были покрыты пенистыми пятнами. Беспокойное движение в природе так отличалось от тишины вокруг нас... Ударил колокол... Звонили к вечерне. Я знал, мне нужно обернуться, чтобы увидеть твоё лицо. Но я не мог. Я не мог! Я не мог!.. Я так и не увидел твоего лица... Потому что я забыл его!
Мелькают силуэты людей, тени... Девушка садится поодаль от Лунина и медленно накручивает на палец свой локон… Здесь нет случайных жестов и слов. Здесь сплетены воедино сны, явь и воспоминания. О молодости с её куражом и «телячьим восторгом», о «бале молодых обманов», после которых - «всегда - суд» и, конечно, о самом главном - о любви… Двухчасовой спектакль «Лунин, или Страна рабов» по знаменитой пьесе Эдварда Радзинского «Лунин, или смерть Жака» рассказывает о последних часах жизни главного героя - дворянина и офицера, заточённого в тюрьму, «ужасней которой нет в России». По большому счёту, это история о том, что человека сильного духом - нельзя сломить морально, нельзя подавить. Даже поместив его в самые жуткие условия.
Лунин: ..циник и фаталист, бретёр и дуэлянт, «получивший блестящее воспитание, но солидного общего образования не имевший»... ...близкий к Александру I , любившему его «за необычайную правдивость», и этим же навлекший на себя немилость... ...вступивший в тайное общество, где выделялся резкостью взглядов, но позже оставивший его и ставший адъютантом Великого князя Константина... После декабрьского восстания Константин попытается спасти Лунина, но тот сам явится в Петербург на следственную комиссию, где «обратит на себя внимание резкими ответами» и тем, что не назовет имени ни одного сообщника. Отбыв каторгу и выйдя на поселение, Лунин вскоре вновь окажется в тюрьме – за письма сестре, которые в списках расходятся по всей России. В них Лунин, по его выражению, «дразнит медведя» – письма «непозволительно резки и исполнены нападок на правительство». И вскоре к нему в камеру войдут убийцы…
Роль Лунина исполняет Дмитрий Певцов. Даже для тех, кто знаком с театральными работами известного артиста, этот его персонаж станет откровением. Недаром и сам актёр говорил, что ранее с материалом подобного рода ему работать ещё не доводилось. Кстати, Другой театр собирает на этот спектакль средства через сайт «Планета»: дело в том, что задуманная режиссёром световая партитура требует сложных приборов, которые, увы, дороги — как и всё, что имеет узко-специальное назначение. А Другой театр — это независимый театр, не получающий ни рубля государственных дотаций, и продажа билетов покрывает лишь часть расходов. Пока что осветительная техника арендуется, но, как говорят в самом театре – долго так продолжаться не может. Поэтому, на краудфандинговой основе в интернете ведётся сбор денег на покупку аппаратуры для «Лунина». http://planeta.ru/index.html;jsessionid=1psfoojl8v6r22gmyhdzrpfwo?alternateMetaUrl=http%3A%2F%2Fm.planeta.ru%2Fcampaigns%2F8002#campaigns/8002
В своей одиночной камере Лунин занят тем же, чем всегда и везде – отстаиванием своего права на свободу, права быть самим собой и не склоняться ни перед кем и ни перед чем. И его многолетняя схватка с бюрократической махиной заканчивается его моральной победой - торжеством таких понятий как «честь», «долг» и «человеческое достоинство» над ханжеским николаевским: «В империи всё молчит, ибо благоденствует».
В спектакле также совершенно изумителен Сергей Колтаков, которого зрители помнят, в том числе, и по ролям в кино («Зеркало для героя», «Жизнь Клима Самгина», «Дети Арбата», «Братья Карамазовы»). В «Лунине» он исполняет роль Великого князя Константина. Другие артисты, задействованные в постановке, тоже великолепны. И приятно, что это молодые актёры: Андрей Харенко, Максим Виноградов, Антон Лапенко, Андрей Крупник, Екатерина Зонненштраль, Ольга Баландина, Роман Чора, Сергей Куликов. Все вместе они виртуозно погружают зрителя в судьбу целого государства, и в судьбу – одного человека, Лунина, который был рождён свободным.
- С рождения во мне был убит раб. С рождения я яростно ненавидел Хозяина. Хозяин всегда знал, что у него есть слуга Жак... А Жак всегда знал, что у него нету Хозяина... И достаточно было Хозяину, господа, встретиться невзначай глазами с Жаком, о! - он сразу чувствовал: вот он стоит, страшный слуга, чудовищный слуга - слуга без Хозяина!.. Вот отчего Хозяин никогда не любил слугу Жака! Жажда вольности... Ненасытная жажда свободы...
Информация о ближайших спектаклях:
http://www.dteatr.ru/spect_37.html