Знаменитый итальянский дизайнер Рикардо Блумер: "Хаос - это я!"
« НазадТекст: Мария Дубинская
Фото: из архива Riccardo Blumer
Недавно в Москве побывал знаменитый дизайнер и архитектор Рикардо Блумер. В рамках юбилейной выставки iSaloni WorldWideMoscow, которая является лидирующей площадкой в мебельной отрасли России, стран СНГ и Балтии, гуру из солнечной Италии провёл мастер-классы и дал нашему сайту эксклюзивное интервью.
- Рикардо, сперва позвольте поинтересоваться вашими впечатлениями о Москве. Не пугает ли вас наш гигантский шумный мегаполис, который так часто упрекают за чрезмерно "эклектичный" облик?
- О, нет, мне у вас не страшно, зато всегда страшно интересно. Здесь бурлит жизнь, всё стремительно меняется, действительно, калейдоскоп впечатлений, как визуальных, так и эмоциональных... Когда приезжаю сюда, меня неизменно обуревают самые разные чувства. Оказаться в Москве - означает нырнуть в историю и задуматься о том, что и откуда произошло.
Как раз в один из недавних визитов я стал размышлять: а как вообще появляется нечто оригинальное? Взять, к примеру, Баухауз. Ведь это направление имеет глубокие исторические корни. Баухауз происходит именно из русской школы.
Благодаря России во всем мире радикально изменились представления об архитектуре и строительстве. Русская земля стала той почвой, на которой смогли произрасти многие новые идеи. И создать новую школу можно было только у вас - в стране, где произошла революция, которая смела всё на своем пути и расчистила, таким образом, место для появления чего-то иного. Да, вот так я думаю. Мне нравится так думать...
И еще, я думаю, что всё это связано с природой самой земли и тем влиянием, которое она оказывает на людей. Кстати, не я один так считаю. Сегодня нередко можно услышать высказывания о том, что человек представляет собой того, кого представляет, в огромной степени благодаря тому месту, в котором проживает. И я уверен, что это так. Отсюда такое разнообразие культур и традиций, поэтому мы все такие особенные и так интересны друг другу.
- В наши дни все можно назвать произведением искусства, дизайнерским объектом. На самых знаменитых аукционах мира за миллионы долларов нередко продается чепуха или что-нибудь совершенно неэстетичное. Как думаете, почему это происходит? Как человек может понять, что перед ним шедевр, а не пустышка, и каковы «критерии арт-объекта» лично для вас?
- Знаете, я отвечу так: всем нам сегодня не хватает критического отношения к миру. Причина заключается в этом. Мы постоянно пытаемся привлечь "специалиста", нуждаемся в его "авторитетном" мнении. То есть делаем всё, чтобы не мы сами принимали решения, а кто-то решил за нас и со стороны сказал нам: вот это, уважаемые, хорошо, а вот это - однозначно, плохо. Но почему? А просто так спокойнее.
На самом же деле, причина в том, что мы элементарно стали слабее. Каждый человек должен постоянно учиться, развивать свой вкус, стараться добраться до сути вещей и не бояться задавать неудобные вопросы. Человека, у которого есть вот такой критический фильтр внутри, гораздо сложнее – или нельзя вовсе - сбить с толку: он не станет идти на поводу у большинства и будет точно знать, что есть что - где искусство, а где, как вы сказали, пустышка.
- Скажите, вы когда-нибудь повторяетесь в своих проектах?
- Я не умею делать одно и то же. Каждый проект – всегда приключение, изначальная идея обрастает множеством новых нюансов. И это касается всех сфер моей жизни. Даже в школе, где преподаю, скажу вам откровенно, педагог я, ну, такой – нестабильный, понимаете? (Смеётся) Всегда стараюсь объять необъятное.
С точки зрения профессиональной, наверное, это не очень правильно и не очень эффективно. Но очень интересно, это факт. Если кто-нибудь пригласит меня работать в качестве архитектора, я ему не завидую: я не из тех, о ком заранее понятно, «на что этот господин способен» - в пределах разумного, конечно. Так что, с этой точки зрения, это будет полный провал! (Смеётся) Что поделать, такова моя натура. Я - это хаос! Ни больше, ни меньше. Мое второе имя!
- А как, разрешите полюбопытствовать, выглядит квартира сеньора Хаоса?
- Она красивая, точнее - красивый. Я живу в старинном доме, который был построен в 1700 году и принадлежал священнику. Моя мастерская расположена там, где некогда располагалась домовая церковь. Мне очень нравится мое жилище. И особенно, тем, что из окон открывается прекрасная панорама. А внутри обстановка, конечно, современная.
Я оставил старую структуру здания, но "начинку" сделал очень стильной и модерновой. Многие мои эксперименты с формой, цветом, игра с фактурами нашли отражение в домашнем интерьере. Кстати, вам будет любопытно узнать, что я убрал все двери. Даже в ванной комнате нет дверей. А сама ванна огромная, шикарная, в ней можно поленту делать - ну, мамалыгу итальянскую. Шучу!
- И что: комфортно вам живется без дверей?
- Очень. Такая свобода! И вот эта лёгкость передвижения и ощущение "беспрепятственности", скажу я вам, здорово влияют на образ мыслей. Это очень важно. Особенно для человека, чью работу принято называть творческой.
- Вот в этой своей «творческой работе» вы, как многие заметили, уделяете большое внимание конструированию стульев и их дизайну. Почему именно стул представляет для вас такой интерес?
- Это действительно так, стул для меня - король интерьера. Но я не знаю, почему так сложилось: просто мы с ним нашли друг друга! (Смеётся)
Со структурной точки зрения стул - это довольно сложный предмет. И он находится в прямом, тесном взаимодействии с нашим телом. Это очень интересный момент – далеко не всякая вещь имеет такое «свойство», такую привилегию, если хотите.
Мне всегда казалось, что стул является тем светом, который исходит от тела человека. Таково мое восприятие этого предмета. То есть "отсвет человека" - это и есть стул. И потому стул должен передавать то, каков сам человек. Вот так...
Ну и потом, стул - это же очень важный предмет человеческой культуры вообще. Дело в том, что стул как место для сидения представлен не у всех народов. Например, в Африке, где необходимости в стульях нет. Там всё происходит непосредственно на земле. Значит, по сути, стул - это отражение определенных взаимоотношений человека с окружающим миром.
Скажем, трон короля служит весьма ярким примером подобных отношений. Он ведь, если вдуматься, существует вовсе не для того, чтобы человек, сидящий на нем, сидел удобно, верно? Главное, что когда человек усаживается на трон, он мгновенно вступает в определенного рода отношения с теми, кто находится подле него. Так что, стул - невероятно захватывающая и глубокая тема для размышлений.
- Вы сказали, что в метафизическом смысле стул есть отсвет человека. А если поговорить об освещении вообще: какую роль свет играет в вашем творчестве, насколько он значим в работе дизайнера и архитектора?
- О, "ла лучи", как на итальянском звучит слово "свет", это очень важная штука. Прежде всего, необходимо отметить, что освещение - крайне сложная и многогранная, многослойная область.
Раньше я светильниками занимался сам. А теперь приглашаю для этого специального дизайнера по свету. Когда-то, на каком-то этапе я относился к свету так: всё просто - для производства того или иного света нужна определённая лампа. Но теперь я понимаю, что не в лампе дело, а в типе самого света…
- Вы согласны с тем, что свет способен очень сильно изменить облик города или отдельный объект? Днём или ночью ты можешь заблудиться в одном и том же месте - как у нас, в России, говорят – в трёх соснах, и не узнать его, если точно не помнишь, как оно выглядит при разной степени освещенности.
- Да, это так, конечно. А еще, я уверен в том, что свет всегда является частью самого предмета. Световое решение непременно должно быть составной частью любого дизайнерского проекта.
Автор обязательно должен продумывать и просчитывать, как именно его работа будет выглядеть в различное время суток и при разном световом оформлении. Нельзя относиться к этому поверхностно и пускать на самотек.
- Многие художники и ученые создают наяву то, что видели во сне. Какую роль сновидения играют в вашей работе? Может быть, вы что-то зарисовываете из того, что вам «показывают» ночью, а затем воплощаете?
- Вы знаете, по ночам меня какие-то подобные идеи очень редко посещают, скорее, это необычайное исключение, чего я сейчас даже и припомнить не могу… А вот когда я нахожусь в дороге за рулем автомобиля, или же, когда с кем-то беседую – другое дело! Еще какие спонтанные озарения случаются. Часто вижу перед собой разные образы, которые потом обретают реальные очертания в моих проектах. И я всегда помню, в каком именно месте находился, когда ко мне пришло то или иное решение. Вот такие истории со мной достаточно часто происходят.
- А можете привести пример?
- Как-то раз я обгонял грузовик. И вдруг увидел перед собой сахарницу. Грузовик и сахарница – странноватое сочетание, неправда ли? В общем, через какое-то время она появилась в продаже.
- Едва ли не каждый год в сфере дизайна появляются новые материалы, все время идет погоня за оригинальными фактурами. Можете ли пофантазировать, какие материалы окажутся в распоряжении дизайнеров в будущем?
- Главное, что я могу сказать по этому поводу это то, что такие материалы, безусловно, появятся. А какие именно – кто же знает? Но мне очень грустно оттого, что чаще всего появление новых материалов напрямую зависит от развития военной промышленности.
Люди нечасто об этом задумываются, но, увы, это так. К сожалению, если всерьез углубиться в этот вопрос, станет очевидно, что война - ну, хорошо, гонка вооружений - и дизайн - это две тесно связанные между собой вещи. А это, согласитесь, не очень здорово.
Вообще, я считаю, что в нашем – дизайнерском - деле материал отнюдь не самое важное. Не стоит преувеличивать его значение. Мы должны научиться использовать старые материалы для новых целей. Вот, что будет правильным и что сможет вызвать неподдельное удивление людей.
Подумайте сами: возьмем, допустим, музыку. Ее материл, если так можно выразиться, всегда один и тот же, он одинаков. Всего семь нот, но какие потрясающие возможности! Сколько невероятных вариаций! Музыка постоянно меняется, развивается, преображается...
Или, к примеру, слово. В итальянском алфавите 21 буква. Но мы постоянно придумываем новые слова. А речь, язык, те слова, которые мы произносим и как именно это делаем, в свою очередь, меняет нас самих. Дизайнеры в своей работе должны руководствоваться этими принципами.
- Есть такой древний спор: что было первично - яйцо или курица? Как вы думаете? И что для вас в дизайне и архитектуре является первичным - форма или материя?
- А я не знаю! Но знаю совершенно определённо, что курица связана с яйцом, а форма с материей. Красота появляется только тогда, когда первое нельзя отделить от второго. Это своего рода закон гармонии... Точнее, лично я назвал бы это законом эффективности. В природе нельзя отделить то, что эффективно, от того, что некрасиво. Красивое всегда эффективно. В идеале в дизайне должно быть так же.
- Сегодня мир буквально помешался на всяких гаджетах, на роботах… Отношения между креативностью и интеллектом всегда были очень бурными. Есть дизайнеры, которые грезят о создании искусственного интеллекта, а кто-то и вовсе уверен в том, что в железяку можно будет вдохнуть душу. И что это кардинально перевернет не только весь уклад человеческой жизни, но и изменит взгляды на декорирование пространства. Что думаете об этом?
- Это очень интересная тема. Мы находимся на грани возможного... Человек в настоящее время как никогда близок к раскрытию тайны своего существования. Но весь фокус состоит в том, что чем ближе мы приближаемся к отгадке, тем дальше она от нас ускользает. Вечный процесс... И я думаю, люди никогда не узнают истинную причину своего появления.
- Но если все-таки это случится?
- Это тоже будет некой новой ступенью развития. А развитие бесконечно. Кто-то скажет: тогда люди превратятся в богов. Наверное, в каком-то смысле, так и будет. Но боги не занимаются сексом. Они – это только бесплотный дух… Разве нам это надо? Лично мне очень нравится обладать телом! (Смеется)
- Каждый человек, так или иначе, в своей работе подпитывается идеями других людей. Речь не о плагиате – просто этот процесс происходит невольно, так мы устроены и, кстати, от этого зависит прогресс всей нашей цивилизации. Кто из художников или дизайнеров вдохновляет вас?
- Отвечу вам обобщенно. Мое внимание обычно притягивают работы, созданные при помощи техники, которая мне незнакома. Потому что то, что мне понятно и что я могу сделать сам, меня не привлекает. То есть то, что я знаю, считаю не интересным.
- Как думаете, вы уже создали такую вещь или такой объект, глядя на которые люди в разных уголках планеты восклицают: «О, да ведь это же Блумер!». Словом, безошибочно узнают вашу работу, вашу манеру.
- Хм, ну и вопрос! Пожалуй, все мои работы можно узнать по их особенной лёгкости… По крайней мере, мне бы этого очень хотелось. Да: по лёгкости и по выдумке в конструкции... Та же сахарница, к примеру, о которой я рассказывал выше, она очень любопытная – лаконичная, простая, оригинальная. Её ключевая фишка заключается в том, что при переворачивании она высыпает определенное количество сахара. Никто тогда до этого не додумался, а я вот случайно придумал… Это очень узнаваемый мой предмет.
Кстати, друзья нередко используют по отношению к вещам, которые я создаю, термин «Блумерата» - то есть, это всё то, что сделал Блумер. Приятно! Надеюсь, моя Блумерата будет исправно пополняться разными интересными, красивыми и полезными вещами еще много лет. Уж на что-что, а на нехватку идей жаловаться я точно не могу!
Комментарии
Комментариев пока нет