На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Юрий Бутусов: «Театр – это прыжок в детство, а детство – это счастье».

« Назад

23.06.2016 20:18

Текст: Эльвира Харунова

Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)

 

В Звенигороде на базе Союза театральных деятелей России по традиции в июне работает Международная летняя театральная школа, в этом году она юбилейная - уже десятая. Учебное заведение полностью соответствует каждому слову в своём длинном названии.

 

_DUB5834 

 

Школа поистине международная: в этом году в ней обучаются 87 актёров из 30 стран, среди которых есть даже такие экзотические, как Тунис, Индия и Монголия.

 

_DUB5729

 

Школа поистине летняя: весь июнь молодые таланты посещают занятия, попутно наслаждаясь прохладой зелени подмосковных лесов.

К тому же и настроение в пансионате СТД РФ царит самое что ни на есть летнее – руководителя Школы, народного артиста России Александра Калягина, «школьники» поздравляют с днём рождения неформальным «Мы вас любим, Сан Саныч!».

 

_DUB5827

 

Школа поистине театральная: по её итогам, «на выпускном», ребята по традиции показывают пять спектаклей разных жанров. Посетить их можно будет абсолютно бесплатно в Театральном центре СТД РФ «На Страстном», начиная с 24 июня.

Однако главной особенностью этой Школы, и особенностью уникальной, бесспорно, является её педагогический состав.

В ней работают преподают, например, такие корифеи как Лев Додин, Вячеслав Полунин и Адольф Шапиро, а провести мастер-класс заезжают Сергей Безруков, Армен Джигарханян, Юрий Бутусов…

 

_DUB6364

 

Да, даже Юрий Бутусов, главный режиссёр Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета, честно признающийся, что не любит подобные встречи, посетил Школу, чтобы пообщаться с молодыми талантами.

И если в первые минуты Юрий Николаевич явно чувствовал себя не в своей тарелке, чуть ли не с робостью вопрошая у зала, как ему лучше начать мастер-класс, есть ли какие-то вопросы, и большую часть времени водя ручкой по блокноту, то под конец режиссёр известных абсурдистских постановок явно разгорячился: появились повышенные интонации, энергичные жесты – и вот уже кажется, что мы смотрим спектакль одного актёра.

Спектакль, в котором смешались реальная жизнь и постановка, изысканная театральная грусть и житейский юмор.

 

_DUB6151

 

Вошли в раж и сами «школьники». Например, Арсен из Армении попросился на сцену и, получив от Бутусова задание сыграть собачку, изображал какое-то время Бобика (по крайней мере, он уверял, что его зовут именно так).

После чего громко заявил: «Все видели? Я сыграл у Бутусова!».

 

_DUB6260

_DUB6263

 

После окончания мастер-класса участники затопали ногами, выражая свой восторг в лучших традициях немецкого театра, а Бутусов смеялся так беззаботно, что оставалось диву даваться, куда же вдруг подевался тот уставший человек в джинсовом костюме, который таким неприкаянным сидел на пустой сцене в самом начале встречи?

 

_DUB6350

_DUB6279

 

«Окно в Москву» приводит несколько ярких цитат Юрия Бутусова с мастер-класса в Международной летней театральной Школе СТД РФ.

 

_DUB5821

 

О моменте встречи с пьесой

 

Как я встречаюсь с пьесой? Первый человек, которого я здесь, в Звенигороде, встретил, когда приехал, был мой старый-старый друг, с которым я знаком лет сорок.

Мы живем в одном городе, но не виделись очень-очень давно. И вдруг я приезжаю Бог знает куда, и тут встречаю Артура.

Вот примерно так и происходит встреча с пьесой. Я открываю дверь - и она на меня вдруг сваливается.

 

_DUB6224

_DUB6345

        

О своём первом спектакле

 

Первый спектакль, который я поставил, был «Парадоксалист» по «Запискам из подполья» Достоевского.

Мне кажется, это основополагающее произведение для русского человека, потому что в «Записках» скрыт русский человек с его жаждой всё уничтожить и во всём разобраться так, что потом камня на камне не останется.

 

_DUB6222 _DUB6297 _DUB6152

 

О возвращении к пьесам

 

Бывает так, что я хочу вернуться к уже поставленным пьесам. Вот был в моей жизни «Гамлет» в МХТ, но не всё получилось из того, что я хотел. И эта пьеса продолжает жить во мне.

А с какой-то пьесой я уже точно никогда не встречусь. Так было с «Чайкой», которую я сначала ставил в Корее.

Конечно, было ощущение, что в этом произведении есть какая-то «неисчерпанность». Оно неисчерпаемо в принципе! Но у каждого своё восприятие. Иногда хочется десять раз пьесу ставить, а иногда достаточно и одного.

 

_DUB6245

_DUB6339

 

О международном опыте

 

Я поставил «Чайку» в Корее несколько лет назад. Очень люблю этот спектакль, хотя, судя по откликам, его приняли 50 на 50.

У корейцев ведь театр больше фольклорного плана. Драматический театр там не очень сильный, опыта пока мало. Но работать с корейскими артистами были очень интересно.

У нас выстроились смешные взаимоотношения. В корейском языке ведь нет «он», «она». Только «оно». И когда обращаешься, нужно говорить обязательно имя.

Так вот, я понял это только через полгода. А ещё удивлялся, почему они моих указаний не понимают? Переводчик у меня, что ли, плохой?

 

_DUB6199

_DUB5944 _DUB5998

 

Кем лучше быть – приглашённым режиссёром или постоянным?

 

Это вопрос из разряда «Кем интереснее быть – мужем или любовником?».

Я предпочитаю быть приглашённым.

 

_DUB6025

_DUB6114

 

О чувстве правды

 

Я думаю, самое лучшее, что есть в актёре - это чувство правды сегодняшнего дня. Оно меняется со временем, с пространством: великие спектакли, которые были двадцать лет назад, сегодня в записи кажутся страшным наигрышем.

И с возрастом это чувство правды теряется в силу каких-то законов природы, против которых не попрёшь.

Так что такие встречи с молодыми людьми, которые занимаются театром, ищут что-то, мне нужны.

Вы на меня воздействуете, может быть, даже сильнее, чем я на вас. И, хоть я страшно не люблю подобные встречи, соглашаюсь на них, потому что мне важно попробовать что-то такое услышать.

 

_DUB6107

_DUB6196

_DUB5969

 

О целостности театральной постановки

 

Кажется, что мы теряем целостность со своими экспериментами, с размытием границ классического, но это не так. Ведь целостность – в авторах спектакля.

Не в сюжете, а внутри этих людей – целостность. Например, меня ругают из-за того, что спектакли длинные.

Но я это делаю не потому, что сумасшедший и хочу, чтобы все ушли или заснули.

Это происходит потому, что когда ты находишься в каком-то поле долгий срок, время останавливается.

Во время спектакля ты вдруг перестаешь понимать, что ты что-то смотришь, что это нужно как-то оценивать. Это громкие слова, но конечная цель спектакля – именно такая.

 

_DUB6305

_DUB5928

 

О зрительном контакте с людьми в зале

 

Это очень актерский вопрос, но я думаю, что нужно глядеть в лицо, в глаза. Хотя это трудно, наверное.

Кстати, недавно Гришковец вывел из зала какого-то заснувшего зрителя. Там был целый скандал с участием милиции.

Оказалось, что этот человек очень просился, у него не было билета, и лично Гришковец его провел. А потом оказалось, что он спит!

 

_DUB6190

_DUB5923

_DUB6145

 

О впечатлениях детства

 

У меня детство, может, ещё и не закончилось. Ведь в природе театра заложено детство, игра.

Помню, кукольный театр на улице Некрасова стал одним из сильнейших моих впечатлений, когда я был мальчиком.

Кажется, там показывали «Волшебника изумрудного города», и у меня были просто шоковые какие-то впечатления.

В этот миг я вдруг ощутил счастье. Так что театром стоит заниматься хотя бы потому, что это прыжок в детство, а детство – это счастье.

 

_DUB6327

_DUB6347 

_DUB6287

_DUB6137

_DUB6119 _DUB6336

_DUB6185 

_DUB5944 _DUB6153

_DUB6096

_DUB6361

_DUB6354


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: