Юрий Бутусов: «Театр – это прыжок в детство, а детство – это счастье».
« НазадТекст: Эльвира Харунова
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
В Звенигороде на базе Союза театральных деятелей России по традиции в июне работает Международная летняя театральная школа, в этом году она юбилейная - уже десятая. Учебное заведение полностью соответствует каждому слову в своём длинном названии.
Школа поистине международная: в этом году в ней обучаются 87 актёров из 30 стран, среди которых есть даже такие экзотические, как Тунис, Индия и Монголия.
Школа поистине летняя: весь июнь молодые таланты посещают занятия, попутно наслаждаясь прохладой зелени подмосковных лесов.
К тому же и настроение в пансионате СТД РФ царит самое что ни на есть летнее – руководителя Школы, народного артиста России Александра Калягина, «школьники» поздравляют с днём рождения неформальным «Мы вас любим, Сан Саныч!».
Школа поистине театральная: по её итогам, «на выпускном», ребята по традиции показывают пять спектаклей разных жанров. Посетить их можно будет абсолютно бесплатно в Театральном центре СТД РФ «На Страстном», начиная с 24 июня.
Однако главной особенностью этой Школы, и особенностью уникальной, бесспорно, является её педагогический состав.
В ней работают преподают, например, такие корифеи как Лев Додин, Вячеслав Полунин и Адольф Шапиро, а провести мастер-класс заезжают Сергей Безруков, Армен Джигарханян, Юрий Бутусов…
Да, даже Юрий Бутусов, главный режиссёр Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета, честно признающийся, что не любит подобные встречи, посетил Школу, чтобы пообщаться с молодыми талантами.
И если в первые минуты Юрий Николаевич явно чувствовал себя не в своей тарелке, чуть ли не с робостью вопрошая у зала, как ему лучше начать мастер-класс, есть ли какие-то вопросы, и большую часть времени водя ручкой по блокноту, то под конец режиссёр известных абсурдистских постановок явно разгорячился: появились повышенные интонации, энергичные жесты – и вот уже кажется, что мы смотрим спектакль одного актёра.
Спектакль, в котором смешались реальная жизнь и постановка, изысканная театральная грусть и житейский юмор.
Вошли в раж и сами «школьники». Например, Арсен из Армении попросился на сцену и, получив от Бутусова задание сыграть собачку, изображал какое-то время Бобика (по крайней мере, он уверял, что его зовут именно так).
После чего громко заявил: «Все видели? Я сыграл у Бутусова!».
После окончания мастер-класса участники затопали ногами, выражая свой восторг в лучших традициях немецкого театра, а Бутусов смеялся так беззаботно, что оставалось диву даваться, куда же вдруг подевался тот уставший человек в джинсовом костюме, который таким неприкаянным сидел на пустой сцене в самом начале встречи?
«Окно в Москву» приводит несколько ярких цитат Юрия Бутусова с мастер-класса в Международной летней театральной Школе СТД РФ.
О моменте встречи с пьесой
Как я встречаюсь с пьесой? Первый человек, которого я здесь, в Звенигороде, встретил, когда приехал, был мой старый-старый друг, с которым я знаком лет сорок.
Мы живем в одном городе, но не виделись очень-очень давно. И вдруг я приезжаю Бог знает куда, и тут встречаю Артура.
Вот примерно так и происходит встреча с пьесой. Я открываю дверь - и она на меня вдруг сваливается.
О своём первом спектакле
Первый спектакль, который я поставил, был «Парадоксалист» по «Запискам из подполья» Достоевского.
Мне кажется, это основополагающее произведение для русского человека, потому что в «Записках» скрыт русский человек с его жаждой всё уничтожить и во всём разобраться так, что потом камня на камне не останется.
О возвращении к пьесам
Бывает так, что я хочу вернуться к уже поставленным пьесам. Вот был в моей жизни «Гамлет» в МХТ, но не всё получилось из того, что я хотел. И эта пьеса продолжает жить во мне.
А с какой-то пьесой я уже точно никогда не встречусь. Так было с «Чайкой», которую я сначала ставил в Корее.
Конечно, было ощущение, что в этом произведении есть какая-то «неисчерпанность». Оно неисчерпаемо в принципе! Но у каждого своё восприятие. Иногда хочется десять раз пьесу ставить, а иногда достаточно и одного.
О международном опыте
Я поставил «Чайку» в Корее несколько лет назад. Очень люблю этот спектакль, хотя, судя по откликам, его приняли 50 на 50.
У корейцев ведь театр больше фольклорного плана. Драматический театр там не очень сильный, опыта пока мало. Но работать с корейскими артистами были очень интересно.
У нас выстроились смешные взаимоотношения. В корейском языке ведь нет «он», «она». Только «оно». И когда обращаешься, нужно говорить обязательно имя.
Так вот, я понял это только через полгода. А ещё удивлялся, почему они моих указаний не понимают? Переводчик у меня, что ли, плохой?
Кем лучше быть – приглашённым режиссёром или постоянным?
Это вопрос из разряда «Кем интереснее быть – мужем или любовником?».
Я предпочитаю быть приглашённым.
О чувстве правды
Я думаю, самое лучшее, что есть в актёре - это чувство правды сегодняшнего дня. Оно меняется со временем, с пространством: великие спектакли, которые были двадцать лет назад, сегодня в записи кажутся страшным наигрышем.
И с возрастом это чувство правды теряется в силу каких-то законов природы, против которых не попрёшь.
Так что такие встречи с молодыми людьми, которые занимаются театром, ищут что-то, мне нужны.
Вы на меня воздействуете, может быть, даже сильнее, чем я на вас. И, хоть я страшно не люблю подобные встречи, соглашаюсь на них, потому что мне важно попробовать что-то такое услышать.
О целостности театральной постановки
Кажется, что мы теряем целостность со своими экспериментами, с размытием границ классического, но это не так. Ведь целостность – в авторах спектакля.
Не в сюжете, а внутри этих людей – целостность. Например, меня ругают из-за того, что спектакли длинные.
Но я это делаю не потому, что сумасшедший и хочу, чтобы все ушли или заснули.
Это происходит потому, что когда ты находишься в каком-то поле долгий срок, время останавливается.
Во время спектакля ты вдруг перестаешь понимать, что ты что-то смотришь, что это нужно как-то оценивать. Это громкие слова, но конечная цель спектакля – именно такая.
О зрительном контакте с людьми в зале
Это очень актерский вопрос, но я думаю, что нужно глядеть в лицо, в глаза. Хотя это трудно, наверное.
Кстати, недавно Гришковец вывел из зала какого-то заснувшего зрителя. Там был целый скандал с участием милиции.
Оказалось, что этот человек очень просился, у него не было билета, и лично Гришковец его провел. А потом оказалось, что он спит!
О впечатлениях детства
У меня детство, может, ещё и не закончилось. Ведь в природе театра заложено детство, игра.
Помню, кукольный театр на улице Некрасова стал одним из сильнейших моих впечатлений, когда я был мальчиком.
Кажется, там показывали «Волшебника изумрудного города», и у меня были просто шоковые какие-то впечатления.
В этот миг я вдруг ощутил счастье. Так что театром стоит заниматься хотя бы потому, что это прыжок в детство, а детство – это счастье.
Комментарии
Комментариев пока нет