На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

Сакральная живопись: Французский шарм русской художницы Лады Вдовиной.

« Назад

18.08.2015 10:17

Текст: Марина Долгорукая

Фото: архив Лады Вдовиной (все снимки кликабельны)

 

Рассматривая живопись Лады Вдовиной, возникает вопрос: откуда этот дар, откуда эти озарения?

Сквозь затейливые образы зверей, птиц и рыб, как будто бы просвечивают старинные фрески. Сплетения орнаментов образуют человеческие силуэты…

 

Copie de Lada Vdovina Photographe Victor Pushkin

Портрет Лады фотографа Виктора Пушкина.

 

Что это: библейское единство человека и природы, отражение их первобытной мистической сущности? Трудно определиться с названием стиля, в который облечён этот сказочный, неведомый опыт.

Лада относит своё творчество к «звериному стилю» и отсылает зрителя к изучению восточных и западных шрифтов, орнаментов, символов. Может быть, так оно и есть, и как говорится, «ларчик просто открывался». Но не для меня.

Её картины завораживают цветом, новыми формами и безупречной композицией. В них зашифрованы какие-то потаенные движения женской души - самой природы-матери. Словно кто-то невидимый шепчет: «Очнись, посмотри на мир! Он прекрасен, он полон тайн… Смотри, человек!».

 

лада1а лада1б

Кварта-цикл "Женщина в латах".

лада1в лада1д

 

Лада Вдовина родилась в подмосковном городе Жуковский. Окончила Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова по классу живописи, затем - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «Проектирование интерьеров». Член Молодёжного объединения при Союзе художников Российской Федерации. Член Союза художников России.

Её картины находятся в частных коллекциях России, Франции, Швеции, Германии, США, Японии, Южной Корее, Вьетнаме, а также в музеях городов Череповец и Хо-Ши-Мин. Репродукции картин представлены в отечественных и зарубежных каталогах. С 2003 года Лада живёт и работает во Франции.

 

Лада7 цдх

 

- Лада, ты помнишь, когда начала рисовать?

 

- Рисовать любила с раннего детства, затем попала в Суриковскую школу-интернат. Учиться в ней считалось очень престижным, среди нас было много детей художников и писателей. Я прошла какой-то невероятный конкурс!

Причём, помню, мы жили в Подмосковье, и мама ещё думала, отдавать ли меня туда или нет. Но кто-то её вразумил: «Да вы что, с ума сошли! Это же одна из лучших школ Москвы, люди сюда годами пытаются попасть!».

Так я оказалась в самом центре столицы, в Лаврушинском переулке, прямо напротив Третьяковской галереи. Мы жили на четвёртом этаже нашей школы, а после я переселилась в общежитие при Строгановке.

Как и все художники, много кочевала по друзьям, а потом сняла свою первую мастерскую на улице Сивцев вражек, возле Арбата. К сожалению, этот дом потом снесли и построили на его месте какое-то элитное жильё.

В нашем доме было много мастерских, и все мы, художники, долгое время помогали друг другу. Вскоре у меня появилась новая студия на Большой Никитской улице. Жизнь была насыщенной: о нас снимали кино, в гостях бывало множество интересных людей: поэты, музыканты, актёры, режиссёры, фотографы...

Я обожала свою московскую жизнь, было ощущение, что мир крутится вокруг меня! И до сих пор, Москва для меня - родной и любимый город.

 

 лада2а

 

- Как формировался твой стиль? Манеру сразу можно узнать, не спутаешь.

 

- Это и для меня самой до сих пор загадка... Я бы назвала его «этническим символизмом». Так получилось, что я обратилась к символам сразу после окончания института, во время своих поездок на русский север, на Урал. По крайней мере, мне кажется, «ветер» дует оттуда...

Именно там я нашла древние артефакты, которые искусствоведы относят к первобытному стилю. Я обнаружила растительно-животные орнаменты, увидела, что такое сращивание, перетекание одной природы в другую – всё то, что можно встретить в кельтской культуре, например.

Эти открытия меня очень вдохновили. В какой-то степени я, пожалуй, и последователь «звериного стиля» в современной интерпретации. В последние годы ещё больше увлеклась орнаментализмом – особенно, когда стала работать пастелью.

 

01lada

 

- А раньше писала маслом?

 

- В основном. Первые свои холсты маслом, кстати, сделала как раз в тот период, когда случился путч, в Москве были танки и баррикады. Именно в эти дни я вдруг решила закупиться художественными материалами.

 

Лада Вдовина Мунто Рейнхардт

Лада с супругом художником Мунто Рейнхардтом.

 

- Как ты оказалась во Франции?

 

- Сначала я много путешествовала. Была в Польше, Германии, Австрии, Швеции, Бельгии, Вьетнаме.

В 2003 году, отправилась в свою очередную поездку, во французское местечко Сарла (Sarlat) – это красивый средневековый курортный город. Там мы и познакомились с моим будущим мужем, Мунто Рейхардом - в одной из галерей он тоже выставлял свою живопись.

В общем, я ездила, ездила и доездилась… (Смеётся)

 

W_05

 

- Хорошо ли тебе работается не на родине?

 

- Когда у меня во Франции ещё не было собственной мастерской, я рисовала за простым обеденным столом. Из-за того, что места было мало – с масляной живописи перешла на графику.

Но постепенно муж расширил наше жильё и работать стало гораздо проще. В целом, конечно, здесь мне комфортно. Мастерская – это как отдельный мир.  

 

лада13

лада3 copie 2

 

- Расскажи, пожалуйста, о своих нескольких циклах в технике пастели, которые как раз родились во Франции.

 

- Кварта-цикл «Женщина в латах» я писала в особенно сложный период жизни, во время адаптации во Франции. Работа над ним была для меня неким способом укрепить женскую силу, пробудить женственность, плодородие…

По идее, на холстах нарисована одна огромная женщина, которая не уместилась на одном полотне, поэтому я разбила её на четыре кадра: голова, руки, торс, ноги.

 

- Женщина в латах – значит, в броне?

 

- Наша броня – это женственность и любовь! На этом мир стоит.

 

la007  

 

Следующий мой цикл пастелей - триптих «Руны».

Руны – это тайные знаки, пришедшие к нам от друидов и галлов. Древние письмена, которые, по сути, письменами не являются. И поскольку мы с мужем поселились в Ла-Рошели, которая находится недалеко от Бретани, то даже исторически это оказалось недалеко от родины рун.

Мне всегда было интересно почувствовать связь с тем местом, где находишься, и понять, к какому эгрегору можно «подключиться»... Там, на Русском Севере я нашла петроглифы и древний прото-глаголический алфавит, а здесь, во Франции – другую знаковую символическую систему, основанную на глубокой связи природы и человека.

К примеру, стихия воды – это углубление в себя, стихия огня – это исцеление, творческий свет. Каждую руну я проживала: вытягивала карту, затем читала в книжке её толкование и понимала, что именно мне нужно нарисовать себе в помощь. Это стало своеобразной медитацией после всех переживаний и перипетий, что у меня были.

 

лада12 

 

- Знаю, что ты принимаешь участие в различных выставках во Франции.

 

- С тех пор, как я тут поселилась, то есть, с 2003 года, в Париже прошло несколько моих выставок. Я жила в Сите де з’Арт (Cite des Arts), в специальной резиденции для художников напротив острова Сите, два раза участвовала в ежегодном осеннем салоне.

Очень важная для меня веха. Это салон независимых художников, на который по традиции, сложившейся ещё с начала минувшего столетия, съезжаются многие известные мастера.

Были и небольшие персональные экспозиции в галереях Парижа и в разных регионах Франции.

Здесь вообще очень любят проводить всевозможные арт-мероприятия, вернисажи, фестивали… И это очень приятно!

В Ла-Рошели у меня появились друзья, но по-прежнему, остаётся проблема, где хранить работы, ведь их очень много…

 

100_4387 - Copie

 

Лада Вдовина – стипендиат Президентской стипендии от Союза художников России, награждена почётной медалью к юбилею г. Москвы за заслуги в области изобразительного искусства.

Многократная участница групповых и персональных выставок в России и за рубежом: выставочный комплекс «Манеж» (г. Москва), Центральный Дом Художников (г. Москва), Государственная Третьяковская Галерея (г.Москва), международная ярмарка графического искусства «Худграф» в Новом Манеже (г.Москва), «АРТ-Манеж» (г. Москва), МВЗ галерея «А-3» (г. Москва), галерея на Каширке, Рублёвский банк (г. Москва); куратор и участник проекта «Постмодернизм» в «Гостином дворе», куратор и участник выставки в музее В. Высоцкого (г. Москва).

Центр науки и культуры «Ra-Ra» (г. Берлин), Музей изящных искусств (г. Хо-Ши-Мин), Пушкинский культурный центр (г. Люксембург), немецкий культурный центр «Гётте-институт» (г. Ханой), симпозиум стран Тихоокеанского региона (г. Ханой), Дом художников (г.Грац), выставка русских художников (г. Аррас), стажировка во Франции (г. Париж), салон «Cite des Arts» (г. Париж), международная выставка независимых художников «Salon d’automne» (г. Париж), галерея «Ecpace Daniele Sorano» (г. Париж), Дни культуры России во Франции «Russeiko» (г. Париж), галерея «Bletterie» (г. Ла-Рошель), персональная выставка ( г. Дюрас), международный художественный салон (г. Нант).

 

лада2в

la005


Комментарии


2017-08-14 19:39:07 коля овчинников #
ЛАДА,МОЛОДЕЦ.ВСЁ КЛАСС.Я УЧУ.РИСУЮ МАЛО.МАРИКУЦУ НЕ НАШЁЛ.ИВАНОВО ИХУ.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: