Простота и величие. Одно из последних интервью Елены Образцовой.
« НазадТекст: Андрей Князев
Трудно передать словами, какие горькие чувства испытали те, кто лично знал Елену Васильевну Образцову, узнав о её смерти.
Нам, её поклонникам, она навсегда запомнится блистательной дивой, одним из символов русского оперного искусства XX столетия.
Порой Образцова бывала жёсткой и строгой, но в целом, как мне представляется, она была человеком весёлым, добрым и искренним, не боящимся творческих экспериментов и относящимся к себе с самоиронией.
Фото: Дмитрий Дубинский.
Познакомиться с Еленой Васильевной мне довелось в пресс-центре газеты «Мир Новостей», когда он находился ещё на Петровке, 26, ровно 15 лет назад. Тогда режиссёр Роман Виктюк поставил для Образцовой и актёра Дмитрия Бозина спектакль «Антонио фон Эльба».
А после этого и сама Елена Васильевна, и её ассистенты стали приглашать меня на придуманные ею Международные конкурсы вокального искусства для молодых и совсем юных певцов. Чередуясь, сменяя друг друга, эти певческие состязания проводились вплоть до 2012 года в Санкт-Петербурге.
Свой последний год Образцова жила тяжело. Едва не лишилась Центра вокального творчества, учреждённого ею; вокруг наследия певицы разгорелись разнообразные скандалы и конфликты. Всё это, уже тяжело больная Образцова, очень переживала.
В ноябре минувшего года она приняла участие в вечере, посвящённом своему 75-летнему юбилею, в Большом театре, а вот вечер в Кремле пришлось отменить; в том числе, и из-за болезни.
Последний раз мы виделись с Еленой Васильевной в конце весны 2014-го. Поговорить с этой женщиной, мудрой, и при этом весёлой, любящей рассказывать анекдоты и забавные истории из своей жизни, всегда было о чём.
Елена Васильевна мечтала, чтобы её Центр вокального творчества обрёл, наконец, постоянное место прописки. Вполне возможно, что теперь, после смерти певицы, это произойдёт. Как известно, нередко бывает так, что самые затянувшиеся вопросы решаются очень быстро, когда вдруг не становится самого человека. Правда жизни...
Предлагаю вниманию наших читателей интервью с Еленой Васильевной Образцовой, которое, так уж получилось, дожидалось своего часа. К сожалению, поводом для его расшифровки стало прощание с великой оперной примой и прекрасной женщиной.
Фото с сайта obraztsova.org
Елена Образцова и автор материала Андрей Князев.
- Елена Васильевна, расскажите, как вы относитесь к таким конкурсам, как «Призрак оперы» на Первом канале и программе «Большая опера» на «Культуре»?
- На Первом канале, на мой взгляд, был именно призрак оперы, а не сама опера. Этому конкурсу дали правильное название. А вот для «Большой оперы» я бы поискала ещё участников, мне кажется, этот проект должен развиваться и дальше.
- А как начинали петь вы сами, в детстве, помните? Что приходит на ум в первую очередь?
- Конечно, помню. Это были, в основном, арии из опер Штрауса, разные народные песни... Когда мне было лет шесть, мы с подружками решили записаться в кружок пения Ленинградского Дворца пионеров. Подружек взяли, а меня, представьте, нет! Я так рыдала, что в итоге меня всё-таки приняли в хор. Но частных уроков с педагогами у меня не было, в музыкальную школу я пошла только в девятом классе.
Однажды мне доверили запевать песню «Ты соловушка, умолкни». Я была школьницей и так испугалась, что со страху даже описалась за сценой и убежала. А второй раз то же самое со мной приключилось уже гораздо позже, когда открывала концерт в Большом театре. Но на сцену вышла. Никто кроме подруг не заметил моего конфуза... Так что, волнение у молодых артистов бывает очень серьёзное, это нужно понимать.
- Что для вас понятие «светская жизнь»? Не так давно Образцову видели на презентации книги одной известной писательницы - жительницы Рублевки.
- На светские мероприятия мне ходить некогда. Конечно, бывает, что могу случайно забрести куда-нибудь по приглашению друзей. Но, вообще-то, меня это мало интересует.
Да и просто некогда вести эту светскую жизнь: и книгу, над которой я работаю уже лет десять, хочется дописать, и с детьми побыть, и с четырьмя собаками по саду погулять.
- Ваша дочь по-прежнему живёт в Испании?
- Нет, Лена уже переехала в Россию. Она занимается разнообразными творческими проектами, поёт. Её муж, коренной житель Барселоны, тоже устроился, работает программистом, создаёт компьютерные программы.
А в 2010 году у нас случился «нежданчик»: дочь родила мне внучку. С малышкой я вижусь очень часто. А вот внук Саша, которому уже двадцать с хвостиком, живёт в Барселоне. Но и он тоже собирается переехать в Россию. По крайней мере, когда звонит мне, обнадёживает.
- Вы бы хотели, чтобы внуки связали жизнь с оперной сценой?
- Ни в коем случае! Это очень тяжёлая и нервная работа. И ей надо посвятить всю свою жизнь. Дочь у меня певица, и этого достаточно.
- Кстати, с Еленой вы несколько раз давали концерты в российской глубинке.
- Да. Меня, наверное, в Книгу рекордов Гиннеса надо заносить! Мы с дочерью, у которой после рождения второго ребятёнка, окреп голос, дали 32 концерта! Сделали потрясающее турне, побывали во многих городах «Золотого кольца». Это было очень нелегко – самолёты, поезда, автомобили… Но я получила огромное удовольствие. Псков, Ярославль, Кострома, Переславль-Залесский… В общем, это было настоящее счастье - ещё раз посмотреть нашу живую Россию.
- А где вы себя наиболее гармонично чувствуете, бывая за границей?
- В Италии и Испании, например... Да и в США и Японии мне тоже комфортно. Я хорошо знаю итальянский и французский языки, преподаю на японском, да и вообще, знаю несколько разных языков на уровне – «поговорить о жизни» и объяснить, чем именно хочу сегодня пообедать. Но где бы я ни была, меня всегда тянет домой. Без России жить не могу.
Фото с сайта obraztsova.org
- Но многие люди искусства, в том числе, и ваши коллеги, говорят, что им хочется уехать из России, поскольку культурный и интеллектуальный уровень нашего общества снижается…
- Увы, это правда. Когда мы жили в Советском Союзе, я подобного не ощущала, а сейчас эта проблема действительно есть. Но разве это правильно - убегать от проблем? И неправильно, и нечестно, на мой взгляд.
- Как вы относитесь к нашим деятелям так называемого шоу-бизнеса? Как вам, оперной диве, удаётся дружить и общаться с исполнителями из совсем иной сферы - с Тимати, допустим, или с Филиппом Киркоровым?
- С Тимати мне довелось пообщаться во время конкурса молодых эстрадных исполнителей "Новая Волна" в Юрмале, это было несколько лет назад. Мы тогда даже совместно выступили в роли ведущих.
Знаете, мне показалось, что это образованный, разносторонний и обходительный молодой человек. Беседовать с ним всегда было приятно и интересно. Что касается Филиппа, то мы особенно и не общаемся, но как-то раз я была на его концерте в Нью-Йорке.
Мне жаль, что два этих талантливых человека, если верить слухам, сильно рассорились. Если, конечно, всё это не пиар. А вот с Ларисой Долиной и Валерией я общаюсь довольно часто, и у нас всегда есть темы для разговора. А ещё, мы с дочерью дружим с Колей Басковым.
- Скажите, что вам даётся сложнее: педагогическая деятельность, или певческая?
- Конечно, певческая. Когда работаешь как педагог, то устаёшь физически. Но это нельзя сравнить с тем, как силы отбирает пение: до зрителя необходимо донести своё эмоциональное состояние, а не просто текст.
Но я должна отметить, что хотя пение – это колоссальная нагрузка, оно всё же никогда не опустошает тебя целиком. Это процесс очень странный: забирает энергию, но и восполняет её.
- Вы обмолвились, что продолжаете работать над книгой. О чём она?
- На самом деле, книги две. Я пишу их одновременно: одна – это мои воспоминания, вторая посвящена технике пения.
- А на что вы ещё тратите своё время с радостью?
- Провожу мастер-классы для педагогов по вокалу. На этих занятиях я ненавязчиво предлагаю им получше меня слушать, внимать моим советам, потому что, понимаете, мне уже скоро сто лет, а я всё пою!
Максим Галкин, Алла Пугачёва, Елена Образцова и Николай Басков в Юрмале, закулисье конкурса "Новая Волна", 2008 год. (Фото: Дмитрий Дубинский)
Елена Образцова и Ивар Калныньш, 2008. Закулисье конкурса "Новая Волна".
(Фото: Дмитрий Дубинский)
Сергей Зверев, Верка Сердючка с Мамой, Игорь Николаев и Игорь Крутой. Закулисье конкурса "Новая Волна" в Юрмале, 2008 год. (Фото: Дмитрий Дубинский)
Комментарии
Комментариев пока нет