Память рода: Лизавета Пташечка и её украшения со смыслом.
« НазадТекст: Виктор Полуконь
Фото: архив автора и Лизаветы Пташечки
Передо мной сидит голубоглазая девушка в удивительной, почти княжеской одежде. И одежда эта, как ни странно, выглядит современно…
Я всматриваюсь: необычным, очень особенным весь её облик делают старинные украшения. Лунницы с жемчугами, браслеты с таинственными знаками.
И зовут девушку необычно – Лизавета Пташечка. Она специалист по древней символике.
Лизавета родилась и выросла в Санкт-Петербурге; стала инженером по системам автоматизированного проектирования летательных аппаратов, закончив Московский авиационный институт с красным дипломом.
Но интересы её оказались намного шире. По второму образованию она – прикладной психолог и эксперт в области этнографии.
Занимается изучением исторических украшений, стала ещё и ювелиром. И со своими коллегами-мастерами создаёт удивительные украшения по древним образцам, и разлетаются все эти волшебные птахи, уточки и коники, все эти чудо-кольца, да подвески – по всему миру.
– Лизавета, расскажите, как рождаются ваши "чудо-украшения"?
- Глядя на древние украшения, я вижу в них мифы и сказки. Вижу, как они связаны с нашей народной культурой. «Читаю» их тайны.
Дело в том, что украшения, воссозданные по историческим образцам, способны не только украсить человека, но и стать настоящими помощниками и оберегами.
И я понимаю, как это можно сделать.
– Вы специально изучали как делать обереги?
– Я изучала обережье вместе с этнографией и культурно-исторической психологией.
Обережье было вплетено в жизнь и быт наших предков, растворено в обыденных действиях.
Я поняла, как именно люди прошлого создавали обереги, как это всё работает.
– Неужели обереги действительно «работают»?
– Да. Потому что символы – это простейшие психологические инструменты, влияющие на сознание.
Вот, возьмем, например, замкнутый узелок. Он считался ловушкой.
Видели наши предки так: злые намерения, попадая в узелок, запутываются и выхода уже не находят.
Есть обереги, отводящие недобрый глаз, есть те, что помогают в делах, или же дают дополнительные силы.
Те, что отвлекают и отводят глаза – носятся поверх одежды.
Например, когда женщина выходит в свет, она может надеть для отвода глаз яркое платье и крупное украшение.
Для современного человека эту звучит странно, но яркое и броское как раз и надевают для того, чтобы отвести глаза от себя, от своего сокровенного, переведя внимание на внешний облик.
И тогда одежда становится оберегом. Обережье же, по большей части, это – управление вниманием. Такое искусство.
- Лизавета, а расскажите, пожалуйста, подробнее про связь древней одежды и украшений – с обережьем.
- Одежду, узоры и украшения делали такими, чтобы они могли удерживать душу в теле. Человеческая жизнь была трудна и потому очень ценилась.
Да и видение мира было другим: видели магию, порчу, сглаз.
Вороты, рукава, подолы всегда были оторочены, чтобы через рукава, ворот или подол не могла чужая сила пройти, а ткань воспринималась как полотно жизни.
Часто в узорах одежды молодых женщин преобладал красный цвет – цвет жизни, цвет крови. Полона сил, здоровья - значит «красна девка», красивая.
Костюм вмещал в себя весь мир. Головные уборы, платки, кокошники, височные кольца – символизировали Небеса и были полны изображений птиц, солнца, луны, звёзд.
Ниже – мир земной, людской. Еще ниже – подземный.
Вот возьмем Мезенскую роспись. Там изображены красные коники с черными копытцами на светлом древесном фоне.
Есть там птицы небесные с расправленными крыльями (это души предков), а есть земные – как например, водоплавающие уточки. Это души, которые ещё только могут воплотиться.
На подоле изображались знаки воды и плодородия: зёрна, ростки.
Ромбы обозначали распаханное поле – то есть девушка с таким подолом «говорила», что она готова к замужеству. А ромбы с точками, «сообщали», что поле уже засеяно.
И в самом устройстве женского сарафана – в виде колокола – видели возможность преумножения родовой силы, плодородия. Ведь женщина получала силу снизу, от земли.
А вот мужчина, в отличие от женщин, получал силу сверху.
В костюме подчеркивались плечи, на которые наносили вышивку. И даже до сих пор это сохраняется в военном мужском костюме, где всегда выделены плечи - погоны, позументы, эполеты.
Предки верили, что через запястья может уйти жизнь, поэтому браслеты женщины носили замкнутые на обеих руках.
Считалось также, если меньше трех украшений на шее – из дома выходить нельзя.
Без пояса, «распоясанным», тоже из дома не выходили. Пояс – это оберег, хранитель силы. Его плели и для себя, и для женихов и мужей, вплетая в узор защиту жизни, «живота».
- У каждого народа есть свой язык символов. А какие именно символы были у наших предков?
- Раньше часто с собой носили изображение стрелы – в виде украшения, оберега. Всё металлическое и острое с древних пор почиталась и считалась обережным.
А если вдуматься – стрела, это то, что тебя собирает, направляет, помогает «долететь» до цели, достичь победы.
Самым распространённым символом была так называемая «ярга».
На санскрите она называлась «суасти». Нам теперь она известна как «свастика».
Это, по сути, крест – то есть древнейший символ календарного солнца: два равноденствия и два солнцестояния.
Полгода день растет – ярга закручена в одну сторону, полгода день убывает – в обратную.
Символ солнца — это ещё и всегда защита от всего тёмного, что может тебя разрушить, от всего, что может прийти под покровом ночи.
Раньше верили, что солнце по небу несут кони, поэтому крыши русских изб, которые символизировали небосвод, часто венчались коньками.
Я рассматриваю такие символы и с точки зрения прикладной культурно-исторической психологии. Мы и сейчас можем их использовать, как психотерапевтический инструмент.
Как известно, тонкое правит грубым. Сперва образ – потом его во-площение – обращение в плоть.
Если мы хотим построить дом – как ни крути – сперва нам нужно его придумать, создать проект.
Невозможно же сперва построить, а потом создать образ. И если мы вглядимся в символику украшений, мы увидим, что это и есть «проекты» тех «домов», которые мы можем воплотить в своей жизни.
– Почему именно украшения, Лизавета, стали делом вашей жизни?
- Однажды, на ярмарке ручных изделий в Москве, я увидела удивительный подвес – льва, который топчет дракона. Этот христианский сюжет был нарисован в древнерусской стилистике XII века.
Позже выяснилось, что он взят из суздальского храма, с белокаменной резьбы. Этот подвес я до сих пор иногда ношу.
Он меня как-то тронул. Что такое лев, который топчет дракона? Это символ победы над врагами.
А скорее всего - символ победы над самим собой, когда надо победить, свои слабости - например, лень или вспыльчивость. И эта львица, которая топчет дракона, стала мне помощницей.
Меня тогда все спрашивали: "Где ты такое удивительное украшение взяла?" А я не только украшение нашла, я и мастера-ювелира отыскала. И дарила его работы родственникам, близким, друзьям...
Однажды этот мастер сказал мне: "А занялась бы ты украшениями сама. Ты ведь их чувствуешь!". Ну, говорю, ты меня насмешил! А он мне: "Ладно, - я подожду".
- И долго ждал?
- Год. А впервые я привезла свои украшения на рыцарские турниры под Анапу. Муж сделал под них витрины в виде старинных волшебных сундуков и люди стали подходить, интересоваться – я была чем-то вроде этакой местной достопримечательности.
Появились экскурсоводы, которые старались в течение сезона водить группы так, чтобы ко мне подойти. Люди общались, расспрашивали, покупали украшения.
И я начала осознавать, что не мне одной всё это нужно. Выяснилось, что люди изголодались по чему-то такому.
Для большинства из них мои "Чудо-Украшения" были "маяками". Напоминали о самих себе, о какой-то своей глубине, будоражили древнюю память.
В нашем естественно-научном обществе не принято вспоминать прошлые жизни. Но, тем не менее, многие люди вспоминают, когда какой-то маячок помогает…
- Что, и правда есть примеры таких "вспоминаний"?
- Да. Пришла как-то одна девушка. Взяла с витрины кольцо с изображением королевской лилии. Надела, любуется своей рукой. И вдруг я смотрю – она начинает меняться в лице. Почти незаметно. Постепенно ...
И у нее с горечью вырываются такие слова: "Где мои кони, где мои вассалы!?" Меня просто до мурашек тогда прошибло. Она стала такое вспоминать о себе, что вспомнить, казалось бы, невозможно. Так что исторические украшения - это своеобразные «будильники» для тех, кому есть, что вспомнить.
А в Анапе, после одного случая, меня стали называть волшебницей. Ко мне пришла одна женщина и говорит, мол, Лизавета, я, конечно, во всё это не верю, ну, вдруг поможет? По крайней мере, не навредит.
Мы с мужем дочку заполучили семь лет назад, а мальчик чего-то у нас никак не выходит. Не беременею и всё.
Я говорю ей, мол, украшения – это, конечно, не панацея. Но вот раньше использовали двуглавых коников, чтобы ребёнка позвать. Коников клали под подушку.
Это древнейшая индоевропейская традиция, которая возникла со времён приручения лошади. Конь олицетворяет Солнце. К нему, как к воплощению этого божества, дарующего свет, тепло и жизнь, обращались за благами. За плодородием. И почему-то считалось, что они помогают в основном с мальчиками.
Мы подобрали ей сережки с двуглавыми кониками. Лето прошло. Я уехала. Приезжаю на следующий год – а мне говорят: а ты знаешь, женщина-то та родила! Мальчика! Столько лет не могла, а тут взяла и родила!
Третья история - недавняя. У хозяйки, у которой мы в Анапе останавливались, дочке 25 лет – красивая девушка! Но, не то, что замуж не может выйти – даже никто за ней не ухаживает. Я подарила ей браслет с парой голубей, с пожеланием семейного счастья, чтобы найти и сохранить родственную душу.
На следующий год приезжаем, спрашиваем – ну как там хозяйкина дочь-то, вышла замуж? Вчера, ответили нам! Чуть-чуть опоздали на свадьбу!
- Потрясающе, Лизавета! Очень хочется верить, что именно так это и работает. А что за мастера-ювелиры творят в ваших мастерских?
- Мои мастера – талантливейшие люди. Они все очень разные, но у них есть одна общая черта, то, что можно было бы назвать «гордостью Мастера».
Многие ювелиры запросто копируют изделия друг друга. А мне повезло, я работаю с людьми, которые считают подобное – ниже своего достоинства.
- Насколько я понимаю, вы видите возможность хранить в нашем мире традицию?
- Сохранить традицию возможно, но только если она будет жить в людях. Иначе мы сохраним лишь память о ней, которая будет пылиться в музеях.
А чтобы традиция жила дальше – она должна быть живой: учитывать новое время, но не потерять то, что знали предки.
Вот, взять, например, такой старинный прием освобождения души от груза и тягот жизни, как «писанка»: раньше, чтобы облегчить душу, выписывали то, от чего хотели освободиться – палочкой на внутренней стороне печной заслонки, на саже.
Выпишет человек то, что его томит, а потом этой заслонкой закрывает печь, чтобы все, что он там «написал» - сгорело в огне печи.
Теперь нет печей, но мы вполне можем для того же самого воспользоваться бумагой и карандашом и выписать то, что беспокоит, раздражает, от чего душа болит, а потом выбросить или сжечь. Да и традиция писать дневники, думаю, неспроста возникла.
То же и с узорами. Надо уметь их читать. Понимать, что и для чего применялось. Если просто бездумно взять и скопировать узоры со старинных вышивок, да налепить модными принтами на футболки – это не станет продолжением традиции.
Возможно, это даже будет утратой. Потому что узоры будут опустошены, превратятся в фарс.
Если же разобраться в смыслах этих узоров и использовать их в современной одежде с пониманием – традиция сможет жить дальше, поддерживая душевное здоровье людей.
И это не прихоть, это понимание, что у всего, что делали предки – был смысл. А когда уходят смыслы, стоящие за узором, остаётся лишь набор красивых линий, который воспринимается как украшение.
Прекрасный пример сохранения традиций мы можем увидеть в Музее Невских ремесленных палат. Он был собран из частных коллекций силами нескольких десятков наших соотечественников.
В нём не только хранят старинные и древние вещи, но и восстанавливают утраченные ремёсла, а также обучают им желающих.
Обучают, с использованием экспонатов, тем самым восстанавливая подлинные знания и обычаи нашего народа.
Сотрудники Музея и самих Невских Палат совместно с Обществом русской народной культуры “Большая Медведица” уже много лет проводят народные праздники – гуляния, на которые съезжаются люди со всей России и даже из-за границы.
Там обучают и детей. В играх, и с той же мудростью, как было заведено у наших предков.
И это даёт свои удивительные плоды. Вижу это по собственному ребёнку и тем благотворным переменам, которые с ним происходят после каждой нашей поездки туда.
Если позволить себе приглядеться к тому, как жили предки, допустить мысль, что они не были тёмными, дремучими и вечно пьяными, то можно разглядеть множество удивительных следов великой культуры, которая вырастила огромный сильный и очень душевный народ.
Культуры, которая до нас дошла в каких-то маленьких приметах - вроде булавочки от сглаза, которую надо подколоть под одежду или малышу на шапочку, в детских колыбельных, в белокаменной резьбе древних храмов, которые как стояли, так и стоят, и продолжают радовать сердце птахами у Древа Жизни и милыми образами русских львов.
Так вот, если дать себе труд вникнуть в эти образы, попытаться понять и прочитать их, то мир вокруг тебя начинает преображаться.
Просто тогда у тебя уже получается видеть его иначе. Глубже. Полнее. А что стало для меня главным – появилось ощущение, что ты действительно можешь быть хозяином своей жизни. Тем, от кого зависит будущее как твоё собственное, так и твоего народа.
И мы можем выстраивать его через эти образы, которые веками использовали наши предки!
Взять, например, тех же двух пташек. Что это? Да каждый, выросший на нашей земле тут же скажет – пташки, гнездо… Это же семья!
Птица – символ души, пара птиц – единение душ. Что ж тут непонятного?! Просто мы не вглядывались, не задумывались, а рассказать было некому…
И вот представьте, начнёт молодая девушка носить этот образ, скажем, в виде подвески. Каждый день он будет у неё перед глазами. Каждый день она невольно будет время от времени мыслью возвращаться к созданию семьи.
А значит, род продолжится и народ будет жить дальше!
Вот оно живое наследие, которое сохранилось и которое мы можем использовать в нашей повседневной жизни. Для её улучшения.
На нашем предприятии "Чудо-Украшения Лизаветы Пташечки" мы как раз и занимаемся тем, что ищем и изучаем древние образы, которые могут быть полезны людям в современной жизни, а потом воплощаем их в виде украшений, которые могут носить как женщины, так и мужчины.
А ещё – рассказываем об их значении. Обучаем тому, как подбирать и применять их с пользой для себя и близких.
Да, сохранение традиций – это особый труд. И как всякий труд, приложенный с умом, он даёт свои плоды.
Жизнь людей, которые осознанно живут своим наследием и передают его дальше – наполнена смыслом.
А память о тех из них, кого уже нет с нами – светла и наполняет гордостью потомков.
Спасибо вам, Лизавета Пташечка!
Комментарии
Дорогой Александр. совершенно с вами согласны. И автор материала, и сама Лизавета - нашли очень точные слова, чтобы передать смыслы, которые так тонко восприняли и почувствовали сами.
Александр, благодарю за тёплый отклик! Мне важно знать - насколько это нужно людям...
И хочется быть полезной...
Ты меня удивила Лизавета.
Успехов!
Благодарю :)
Рада :)