Эдвард Радзинский: История декабриста Лунина сегодня весьма актуальна
« Назад
Текст: Мария Дубинская
Фото: Дмитрий Дубинский
Знаменитый писатель и историк Эдвард Радзинский рассказал www.oknovmoskvu.ru о судьбе своей пьесы «Лунин, или смерть Жака», по которой в «Другом театре» недавно был поставлен спектакль «Лунин, или Страна рабов».
(Материал о спектакле можно прочитать здесь)
«История Лунина – это история о человеке, который хотел отдать свою жизнь за других… Это то, что понятно всем и каждому... Поэтому, моего «Лунина» видели во всём мире. Была очень мощная чешская постановка, датская, блистательная польская, румынская… Во многих, во многих странах так называемой народной демократии ставили эту пьесу. В США и Канаде тоже были спектакли. А в Швеции в изумительной радиопостановке принимали участие бергмановские артисты…
И я очень рад, что спустя долгое время об этом герое, Лунине, вспомнили и в российском театре и обратились к моей книге. Сегодня эта история весьма актуальна... Конфликт власти и народа, он, вы понимаете, выпуклый...
А до этого у нас пьесу ставили ещё во время перестройки – режиссёр Александр Дунаев сделал замечательный спектакль. Слышал, что постановка прошла где-то в Сибири. И всё.
Лунина очень хотел сыграть Георгий Тараторкин. Но Театр Моссовета не счёл подобную постановку нужной... Олег Ефремов незадолго до своей смерти, когда у него уже были проблемы с ногами и он плохо передвигался, хотел прочесть «Лунина» на радио, но не случилось, не успелось... Спектакль Другого театра с Дмитрием Певцовым в главной роли я считаю очень, очень сильной работой.
Знаете, вспоминаю сейчас историю, невероятную совершенно, о том, как того «Лунина», в постановке Александра Дунаева, увидел по телевизору Сахаров. Это было в 1980-ых годах. Он тогда находился в изгнании в Горьком. И вот, в один из дней в тюрьме умер Марченко, человек из числа основателей диссидентского движения России. Лунин был его любимым героем.
Всё было представлено так, будто с Марченко случился инфаркт, однако его жена во время прощания заметила на теле мужа следы насилия. Так что, есть все основания полагать, что его удушили. Так вот, каково же было удивление Сахарова, когда в тот самый день он включил телевизор, чего, по его собственным воспоминаниям из книги «Москва - Горький», он в это время обычно не делал, и увидел телеспектакль о Лунине!
Он был потрясён, решил, что это чья-то специальная, умышленная акция. Ведь там, в этом спектакле, декларировалось всё то, чему был так привержен Марченко, его любимые идеи: о слуге без хозяина! Сахаров писал: «Мы очень редко включаем телевизор в это время. И мы были поражены, как линия пьесы рассказывает о линии, о судьбе другого человека, которая только что случилась, о гибели Марченко».
Сахаров процитировал слова из пьесы: «Всегда в империи находится человек, который говорит – нет, в этом был смысл и тайна!». И добавляет: «…И это – Лунин, и это - Марченко!».
Вот так, тайно убитый Лунин, спустя многие, многие десятилетия рассказывал с экрана о жизни и смерти другого, но столь похожего на него человека. И, знаете, ведь Сахаров, как неверующий, не понимал, видимо, что не бывает чудес без вмешательства свыше!
Всё это не было никаким совпадением, никакой случайностью! Нет ничего случайного. Это было то, что происходит из века в век: не существует такого тайного, что не стало бы явным. Или, говоря словами Лунина из пьесы: «Кровь человеческая вопиёт!»».
Комментарии
Комментариев пока нет