Ни грамма фотошопа: Джи Йонг Ли и её сон о сне во сне
« Назад
Текст: Мария Дубинская
Фото: Photo © JeeYoung Lee by courtesy of OPIOM Gallery
Уроженка Сеула Джи Йонг Ли фотограф со странностями. Только представьте: девушка вообще не использует фотошоп! По нынешним временам поверить в это трудно, но придётся.
Её красивые и очень необычные работы, представленные в галереях по всему миру, это фотографии «хэнд-мейд». Тонкая и кропотливая ручная работа. И, кстати, вовсе не только потому, что Джи Йонг печатает снимки по старинке, при свете красной лампы.
Дело в том, что она, действуя словно театральный сценограф, в мельчайших деталях и при помощи самых разнообразных материалов воплощает свои мечты и фантазии, создавая наяву то, что видела во сне.
Таким образом, воображаемая реальность становится осязаемой и "переживается" - понятно, что каждая работа, по сути, это, помимо прочего, попытка борьбы с личными страхами и комплексами, психологическая помощь себе. И лишь после этого сконструированный мир превращается в фотографию.
На снимки Джи Йонг я наткнулась случайно. Как-то вечером решила поискать в интернете «необычные фотографии», чтобы, так сказать, быть в курсе последних веяний. И вот, путём перехода с одной ссылки на другую, в дебрях каких-то иностранных блогов, обнаружила статью о молодой кореянке.
Рядом с ярким сюрреалистическим пейзажем, на котором были изображены растения, бабочки и гусеницы, значилась приписка о том, что «этот корейский фотограф» - чуть позже я выяснила, что речь идёт о девушке, а вовсе не о мужчине, как насчёт Джи Йонг Ли ошибочно утверждают некоторые русскоязычные сайты - создаёт свои снимки без обработки в программе фотошоп и прочих цифровых редакторах. Я была заинтригована: неужели, правда?
Оказалось, что Джи Йонг Ли находится в авангарде современного фотоискусства. Её работы, относящиеся к жанру так называемой «сконструированной» фотографии, выставлены в галереях по всему миру. О ней пишут уважаемые зарубежные издания, а уж о славе в англоязычном интернете и говорить нечего: к примеру, поисковик Google выдаёт на запрос Jee Young Lee около 500 тысяч результатов.
В общем, через французскую галерею Opiom, где часто выставляется Джи Йонг, я нашла знаменитую кореянку и мы очень мило пообщались.
- Джи Йонг, прежде всего, пожалуйста, расскажите о себе. В нашей стране о вас известно немного, хотя на русскоязычных фотосайтах ваши работы периодически появляются.
- Я получила степень бакалавра в Университете Хонгик в Сеуле. Сначала училась на факультете дизайна и визуальных коммуникаций, но затем сменила направление на фотографию, которую обожаю с детских лет.
Вообще, я всегда хотела стать художником. Моя мама в своё время изучала изобразительное искусство, но свой талант, я считаю, на должном уровне, к сожалению, не раскрыла, потому что всерьёз карьерой не занималась.
Я выросла в окружении её замечательных картин, и часто фантазировала о том, что однажды пойду по её стопам и стану настоящим мастером. Одно время я довольно успешно работала в компании, предоставляющей рекламные услуги, но чувствовала, что это не мой путь. Мне не хватало свободы самовыражения. В общем, постепенно я укрепилась в своём намерении заняться искусством.
- А вы помните о том, при каких обстоятельствах вас впервые посетила мысль о создании фотографий декорированного вами же пространства? И каким был ваш первый подобный проект?
- Вы знаете, у меня есть сразу миллион ответов на этот вопрос, но придётся выбрать что-то одно. Мною всегда руководило стремление рассказать зрителю свою личную историю. Я живу с желанием делиться впечатлениями, переживаниями, размышлениями… Это форма моего существования.
Я поняла, что если буду максимально откровенна в своём искусстве, то мои фотоистории станут, так сказать, правдивой иллюстрацией личности любого моего современника.
Мои снимки – это мой ментальный ландшафт, но и одновременно, отчасти, срез переживаний тех, с кем я живу сейчас, в одну эпоху. Эти фотографии причисляют к категории произведений в стиле сюрреализма.
Между тем, самой мне понятно: раз они являются интерпретацией моего мировосприятия, значит, это тоже, на самом деле, реальность. Ну, скажем так: «одна из».
Та маленькая комнатка, в которой я работаю – моя студия размером всего три на четыре метра – символизирует моё сердце. Мне нравится представлять, что зритель, который разглядывает мои фотографии, чувствует, будто бы с позволения автора смотрит в замочную скважину, а то и приоткрывает дверцу, за который скрывается дорожка к тайнам моей души.
Одним из первых моих проектов стала серия «Настроение», я её создала в 2007 году.
- Вы придумываете сюжеты по мотивам ваших снов, или вас ещё что-нибудь вдохновляет?
- Сны – это очень важная часть моей жизни, я действительно часто воплощаю то, что увидела ночью. Сновидения у меня бываю потрясающие и очень странные.
Например, в работе «Ночной кошмар» я рассказываю как раз о таком сне: ко мне начали прилипать разные материалы и предметы, я шла и волокла их за собой…
Иногда я вижу сны о том, что сплю и вижу интересный сон. Это такой сон о сне во сне.
Чтобы не забыть нюансы, я даже веду специальный блокнотик, но он не всегда оказывается под рукой, тогда я стараюсь поскорее рассказать содержание друзьям. И всё равно многое забывается, мне так жалко, что столько фантастических мыслей запомнить не удалось! Но вообще меня очень вдохновляет окружающая действительность как таковая.
Я просто интерпретирую её на свой лад: воспоминания из детства, впечатления от путешествий, яркие эмоции, книги, кино... Всё это сливается в моих фотографиях в единую визуальную метафору.
- То, что вы делаете, это же не совсем фотография: вы творите на стыке фотоискусства и сценографии. Не интересно ли вам поработать театре?
- Я бы так хотела однажды попробовать что-нибудь в этом духе! Но пока подобных предложений не было, так что, я открыта для сотрудничества.
- А как вы сами называете свои работы, есть ли у вас для них какое-то специальное определение?
- Вообще-то, всё это «мои любимые деточки». My sweet babies! А официальная версия, конечно, другая, посерьёзнее: это «сцены».
- Вы, разумеется, догадываетесь, что ваших поклонников, многие из которых, как и я, не сразу поверили в то, что вы не применяете графические редакторы, очень интересует вопрос: почему же вы всё-таки не пользуетесь фотошопом? В этом есть какая-то философия?
- Да, такова моя концепция. Я не применяю ретушь и не конструирую свои фотомиры в специальных программах потому, что мне очень важно сперва именно материализовать эти фантазии. По-настоящему.
Они должны стать осязаемыми. Я фотографирую реальные объекты. Фотография – это мой посредник между фантазией и действительностью. И мне хочется, чтобы зритель поверил мне. Иногда я воображаю, что мои мысли это печенья, которые я с любовью леплю и выпекаю собственными руками.
- Какой камерой вы пользуетесь?
- Я снимаю на крупноформатную карданную камеру Toyo 4х5, где используются пластины. Её корпус выполнен из дерева. Этот аппарат занимает внушительное место в моей студии, поэтому, чтобы работать было удобно, мне всё время приходится идти на какие-то ухищрения. Но ко всему можно привыкнуть и подстроиться, тем более, что мне очень нравится сам процесс.
- А из чего же вы создаёте все эти невероятные декорации?
- Это самые разные материалы. Пригодиться может всё, что угодно, поэтому я сто раз подумаю, прежде, чем выкинуть какую-нибудь ненужную штуковину. Но основное – это, конечно, картон, пластик, разнообразные деревянные и металлические конструкции. Я многое покупаю или беру в аренду, всячески видоизменяю, раскрашиваю… В итоге получается то, что получается.
- Какие свои замыслы вы воплощали дольше всего? И вообще, сколько времени в среднем требуется на создание одной «детки»?
- На реализацию моих идей обычно уходит по два месяца, это ведь очень кропотливый труд. Но бывает, что и больше, ведь к помощи посторонних прибегаю крайне редко, я всё делаю сама.
Например, над работой «Охотница за сокровищами», где я лежу на траве и рассматриваю в лупу светлячков, я работала на протяжении трёх месяцев по восемь часов в день. А всё ради того, чтобы правильно соединить разные куски материала и соорудить весь этот газон.
Работа «Воскрешение» тоже была непростой. Мне нужно было точно подловить тот момент, когда дым от подожжённой полыни и от сухого льда смешались бы именно таким образом, каким мне хотелось, и чтобы этот туман стелился по полу красиво, а не абы как.
А когда я снимала «Мой химический роман», то пришлось разложить в определённых местах по всей мастерской лакомство для чёрного лабрадора, чтобы он в итоге оказался там, где я хотела его расположить. Работать с животными вообще очень забавно.
- А куда же после съёмки вы деваете весь этот столь тщательно созданный антураж?
- Стараюсь сразу же его демонтировать и отсылаю на грузовичке куда подальше. Кое-что раздариваю друзьям, если попросят. Мне важно, чтобы по окончании работы моя съёмочная каморка как можно скорее снова превратилась бы в «чистый холст».
- Что сейчас творится в вашей студии, какую фантазию конструируете?
- Позвольте я дам только зацепку: сейчас она завалена множеством маленьких кубиков. В последнее время мне очень нравится работать с миниатюрными предметами. А ещё, у меня есть идея создать фотоисторию о своей несостоявшейся любви, о тех отношениях, которые не удалось сохранить…
Комментарии
Комментариев пока нет