Прогулка по Москве армянской
« Назад
Текст: Александр Алиев
Фото: Дмитрий Дубинский
«Визитная карточка» этой этнической общины в нашей столице – Армянский переулок. Здесь находится один из лучших образцов архитектуры московского классицизма – бывший Лазаревский институт восточных языков, а напротив него прежде стояла армянская церковь Святого Креста (Сурб-Хач).
Весьма любопытно первое свидетельство об армянах в Москве – летопись 1390 года сообщает среди прочего: «Загореся посад за городом от Авраама, некоего арменина».
Изначальными армянскими поселенцами Москвы оказались купцы, во всяком случае, городские летописи конца XIV века упоминают торговый «армянский ряд». Выражение же «посад за городом» обозначает, скорее всего, территорию Китай-города.
Русские и армяне: и в пир, и в мир вместе
Вслед за купечеством в Первопрестольную потянулись ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, переводчики-толмачи, художники. Хорошо известно, например, имя придворного изографа Богдана Салтанова, трудившегося при Оружейной палате. Небезынтересен факт посвящения одного из приделов знаменитого храма Василия Блаженного священномученику Григорию, просветителю Великой Армении.
Вообще, тогдашние рядовые русские люди не чувствовали большого различия между православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак. Какая-то часть армян уезжала обратно на родину, но многие оставались в Москве навсегда.
К началу XVIII века здесь сложилась небольшая армянская колония. Небольшая – потому что, в отличие, допустим, от грузин, армяне массово селились тогда в Астрахани и в только-только основанном Петербурге.
Единственный значительный прирост московской армянской общины наблюдался в 1720-х годах и был связан с эмиграцией в Россию грузинского царя Вахтанга VI.
В его многочисленной свите были и представители армянской знати, выходцы из нахичеванского города Джуга (ныне Джульфа): Шериманы (Шахриманяны), Лазаревы (Егиазяряны), Деляновы (Делакьяны), Сумбатовы (Смбатяны), Хастатовы (Астатяны), Калустовы (Галустяны) и другие.
Эти фамилии стали наиболее влиятельной частью национальной диаспоры и активно способствовали становлению братских русско-армянских связей.
Первых армян-эмигрантов русские власти селили в Китай-городе. Затем им выделили местность в царском селе Воздвиженском, у Пресненских прудов, и там появилась деревянная армянская церковь Успения Богородицы, снесенная при советской власти.
Когда же Воздвиженское было подарено царю Вахтангу и превратилось в Грузинскую слободу, главным местом обитания московских армян стал старинный Столпов переулок близ Маросейки.
Макет нового храмового комплекса на углу Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта.
Лазаревы – лидеры армянской общины Москвы
Расцвет этой местности тесно связан с купеческой семьей Лазаревых, официально возглавлявшей армянские общины Москвы и Петербурга.
Обладая огромным состоянием, они начали предпринимательскую деятельность с шелковых мануфактур, а после направили свои интересы в сторону горного дела и вскоре превратились в крупнейших владельцев горнозаводских предприятий.
В 1779 году Иван Лазаревич Лазарев на собственные средства основал в Столповом переулке вышеупомянутую церковь Святого Креста, которая возводилась по проекту знаменитого петербургского архитектора Юрия Фельтена. (Он же, кстати, спроектировал армянскую церковь Святой Екатерины на Невском проспекте.)
С той поры переулок получил название Армянский. При перестройке храмового здания в 1820-х годах внешние и внутренние скульптурные работы исполнил ваятель Иван Витали. И всю эту красоту, увы, снесли в 1930-м, на ее месте построили школу. Осталось лишь здание бывшей церковной богадельни.
Квартал вокруг Армянского переулка сравнительно мало пострадал от пожара 1812 года.
Рассказывают, что поселившийся здесь некий благородный французский генерал и приближенный мамелюк Наполеона Рустан (родом армянин) просили императора, чтобы весь район от Покровки до Мясницкой был сохранен и не подвергался бы огню, для чего были сделаны соответствующие распоряжения и расставлены французские военные караулы.
Легендарный Дом учёности в Армянском переулке
Широчайшую известность Армянский переулок приобрел благодаря Лазаревскому институту восточных языков. Лазаревы в числе других семей армянских переселенцев были крайне заинтересованы в образовании армянского юношества.
Иван Лазарев в своем завещании предписывал брату и наследнику Екиму внести в Московский опекунский совет 200 тысяч рублей ассигнациями, дабы «имеющею составиться из процентов значительной суммою соорудить со временем приличное здание для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации».
Лазаревский институт прошел славный путь от скромного училища с элементарным обучением для 30 воспитанников до привилегированного института I класса с правами лицея и состоящего из одного приготовительного, семи гимназических и трех специальных классов.
Институт обладал великолепной библиотекой – к 1914 году ее собрание насчитывало более 40 тысяч экземпляров. Среди них значилось немало редких книг и манускриптов, а подлинным раритетом была первая армянская рукопись, имеющая точную дату, – Лазаревское Евангелие 887 года.
На всю образованную Москву славились коллекции здешних нумизматического и минералогического кабинетов.
Нельзя не упомянуть и о собственной институтской типографии, имевшей 21 образец шрифта для европейских и азиатских языков. В числе множества учебников, пособий, словарей, монографий здесь было, между прочим, отпечатано первое собрание сочинений Ф.М. Достоевского в двух томах.
Посольство Армении в России.
Великолепный архитектурный ансамбль института, включая внушительную ограду с фигурами львов, целиком дошел до наших дней.
В советский период здесь располагались Институт востоковедения АН СССР, издательство «Восточная литература», а в левом флигеле – Постоянное представительство Армянской ССР. Теперь же все здание занимает посольство Республики Армения в России.
Армянская топонимика столицы
Прогуливаясь по столице, мы можем встретить еще целый ряд знаковых армянских мест. В первую очередь, это, конечно же, старинное Армянское кладбище, раскинувшееся как раз напротив Ваганьковского.
Армянское кладбище в Москве.
Увидим тут единственную сохранившуюся с дореволюционных времен армянскую церковь во имя Святого Воскресения с поминальным домом, захоронения выдающихся представителей военного дела, науки и культуры.
На Трифоновской улице (недалеко от проспекта Мира) в прошлом году был открыт грандиозный армянский храмовый комплекс – один из духовных центров армян России.
Достаточно обширна и армянская топонимика нашего города, в том числе улицы, носящие имена знаменитых армян. В Мневниках есть площадь Маршала Бабаджаняна.
В Отрадном появилась улица Хачатуряна – великого композитора, большую часть жизни прожившего в Москве. В честь непревзойденного художника-мариниста Ивана Айвазовского названа улица в Ясенево. На юго-западе столицы находится улица Коштоянца, названная в честь видного ученого, много лет возглавлявшего Институт естествознания АН СССР.
А в названии одной из бывших Песчаных улиц (близ Ленинградского проспекта) – улицы Алабяна – была увековечена память архитектора Каро Алабяна, автора проектов зданий театра Красной Армии (ныне Центральный академический театр Российской Армии), павильона Советского Союза на Всемирной выставке в Нью-Йорке, проекта послевоенного восстановления Сталинграда.
По последним данным, численность московских армян составляет около 110 тысяч человек, и уступают они здесь только русским, украинцам и татарам. Свято почитая многовековые традиции своего народа, они всемерно способствуют развитию российско-армянских отношений.
Армянский храмовый комплекс на углу Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Открыт в 2013 году.
"в царском селе Воздвиженском, у Пресненских прудов" - это какая нынче местность?