Блеск и нищета столичных куртизанок: Интимные секреты нашего города в экскурсии создателя проекта «Гуляем по Москве» Евгения Степанова.
« НазадТекст: Николай Макаров
Фото: Дмитрий Дубинский (все снимки кликабельны)
Где в Москве XIX века находился квартал красных фонарей? Как появилось выражение «девочки с Тверской»? Какие «нескромные услуги» можно было получить в ресторане знаменитого повара Оливье? Где расположены бывшие дома терпимости? Как в советское время пропагандировалась культура свободного секса и любви на троих?
Вот такие пикантные секреты из истории нашей столицы можно раскрыть, просто гуляя по Москве.
Но только, конечно, в сопровождении опытного гида. Такого, как Евгений Степанов, основатель проекта бесплатных экскурсий «Гуляем по Москве».
Страница проекта "Гуляем по Москве" в facebook.
Евгений Степанов переехал в Москву из Чебоксар. По его словам, к столице он привыкал довольно долго, но потом всё же нашёл общий язык и полюбил до такой степени, что, к собственному удивлению, из журналистов переквалифицировался в гиды и теперь с азартом, профессионально и успешно учит любить Москву других :)
Пешеходные экскурсии по столице сейчас пользуются большой популярностью. В основном, что любопытно, у самих жителей города.
Как-то раз, дело было около месяца назад, в феврале, я решил попробовать провести свободное время вот таким познавательным образом.
Вспомнил, что однажды слышал от друзей хорошие отзывы о проекте "Гуляем по Москве". Нашёл в интернете сайт и стал изучать ближайшие предлагаемые экскурсии.
Внимание сразу привлёк маршрут под названием "Блеск и нищета московских куртизанок. Истории для взрослых". Гидом оказался сам автор проекта, Евгений Степанов, а экскурсия бесплатной.
Оставил заявку, быстро пришло подтверждение.
И уже на следующий день я отправился к месту сбора - у стелы рядом с выходом со станции метро Трубная.
Несмотря на мороз, собралось полсотни человек! В назначенное время появился Евгений и объявил в микрофон, что экскурсия начинается.
"Наш маршрут вовсе не случайно стартует от Трубной площади: Труба – это московское дно, в прямом и переносном смысле, это самая низкая точка Москвы.
Отсюда из водопровода забирали питьевую воду, но и, выражаясь иносказательно, это место – тоже «самое дно».
Если бы мы с вами перенеслись в конец XIX века, то оказались бы здесь в самом настоящем квартале красных фонарей, где из 100 зданий 97 были публичными домами» - рассказал Евгений.
Проституция была легализована в Российской империи в 1844 году.
Повсюду открывались дома терпимости, где нужно было вести строгий учёт каждого клиента.
Фамилию записывали мелом на доске, висящей на первом этаже заведения, и стирали после оплаты и ухода посетителя.
Тут мы подошли к зданию театра «Школа современной пьесы».
Евгений спросил: «Кто знает, что находилось в этих стенах 150 лет назад?». Тотчас послышался ответ эрудированного экскурсанта: «Здесь был ресторан «Эрмитаж Оливье».
«Совершенно верно, но не только. Ресторан был ещё и подпольным публичным домом.
Чтобы сохранять инкогнито, состоятельные москвичи посещали не официальные дома терпимости, а вот такие фешенебельные рестораны, где на верхних этажах располагались «увеселительные нумера»» - пояснил наш гид.
Тем временем мы пересекли Цветной бульвар и быстро пошли вверх по Петровскому. Увидели на аллее скамьи.
«А вот такие лавки москвичи называли «заячьими нумерами». Они были и на Рождественском бульваре и даже в Александровском саду, в двух шагах от кремлёвских стен.
На них работали «вольные девицы», устраивая свои «свидания» прямо на этих скамейках.
Всё происходило очень быстро, то есть по-заячьи, отсюда и народное название» - рассказал Евгений Степанов.
В толпе раздались смешки.
Евгений продолжил свой рассказ.
Мы узнали про знаменитый Дом терпимости Хатунцевой, расположенный на том же Петровском бульваре, в нём москвичам представлялись услуги, скажем так, садомазохистской направленности.
Оказывается, каждая проститутка имела официальный документ - жёлтый билет, который выдавался взамен паспорта непосредственно в полицейской части.
Каждые две недели такие женщины проходили обязательную диспансеризацию у врача на предмет выявления венерических заболеваний.
«Существует известное выражение – «девочки с Тверской»». Речь идёт о тогдашних «интердевочках».
В конце XIX века они стояли на Тверской улице – от знаменитого Елисеевского гастронома до нынешней «Галереи Актёр», где раньше была Филипповская булочная» - продолжал свой рассказ Евгений.
Вскоре мы вернулись на улицу Трубную, где узнали, что на месте Buddha-bar раньше находился трактир «Крым», в котором, по заверениям современников, происходили, как процитировал наш гид, «адские непотребства».
А работали здесь так называемые «матрёшки» - то есть приезжие куртизанки.
Дальнейший путь экскурсии пролегал через Сретенский холм, по узким переулкам, каждый из которых, с лёгкой руки Евгения, беззастенчиво раскрывал нам свои интимные секреты.
Большой Сергиевский переулок, например, очень любили юнкера. В некоторых военных училищах ректорат принимал решение централизованно, раз или два в неделю, под предводительством унтер-офицера вывозить молодых людей в дома терпимости.
«Здесь, кстати, как-то раз мне сделали замечание. Местная жительница высунулась из окна и прокричала: «Да хватит уже рассказывать про проституток, мы устали! Рассказывайте нам про Чехова и Перова!» - поделился забавным эпизодом Евгений.
Экскурсовод так и поступил, последовав совету возмущённой москвички.
Так, мы узнали, что, допустим, Пушкарёв переулок запечатлён в произведении Чехова «Припадок» (писатель там называет его «С-в переулок», поскольку раньше он был Сумниковым).
В этом рассказе студент-медик и студент-зодчий с Мясницкой спускаются сюда «за развлечениями».
Антон Павлович жил здесь, потому что именно тут были очень дешёвые квартиры, и ему, на тот момент ещё не писателю, а только бедному студенту, это было как раз по карману.
В этом переулке тогда располагался знаменитый дом терпимости «Мерц», где все залы были обиты зеркалами (название происходит от слова «мерцать»).
Недалеко жил художник Василий Перов, автор легендарных полотен «Тройка» и «Утопленница».
Позировала художнику местная проститутка, которая чуть позже мистическим образом, увы, повторила судьбу героини картины…
Тут мы заглянули во двор переулка, где установлена скульптура брежневской эпохи «Древо Жизни», посвящённая семье.
По иронии судьбы этот монумент решено было поставить в самый центр бывшего квартала красных фонарей.
А недалеко, в Большом Головином переулке, стоит особняк, украшенный …беременными кариатидами!
В конце XIX века здесь располагался публичный дом, и эти необычные статуи должны были, по-видимому, на свой лад завлекать клиентов.
Евгений рассказал нам о первых годах советской власти – времени вседозволенности и распущенности, которая породила новую половую культуру.
Прививали её весьма любопытно. В ходу, например, были плакаты с заголовком «Половой вопрос», которые гласили: «Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления, а каждая комсомолка обязана идти ему на встречу, иначе она мещанка!».
А информационные карикатурные листовки того времени призывали: «Женщина! Хватит на заводе околачиваться! Проституция и приятнее, и выше оплачивается!». Только представьте себе, что, оказывается, творилось!
На этом фоне уже не кажется удивительным, что Александра Коллонтай, русская революционерка и государственный деятель, всячески настаивала на образовании комсомольских коммун, в которых обычным делом стали бы совместные сексуальные практики и любовь на троих.
Вот за такой беседой мы постепенно прошли по Сретенскому бульвару до Церкви Успения Пресвятой Богородицы, где Евгений объявил, что экскурсия окончена.
Слушатели не жалели аплодисментов и чаевых. Проект ведь некоммерческий, общественный, и существует на добровольные пожертвования.
«Такой формат экскурсий я перенял из опыта европейских городов.
Правда, особенность тамошних подобных проектов заключается в том, что их проводят только по центру и только для иностранцев. И у них нет тематических экскурсий. А мы, наоборот, ориентированы на местных жителей.
Направление нашего проекта «Гуляем по Москве» - не «открыточная» Москва, а Москва «разная».
Например, Москва Фандоринская – по произведениям Акунина. Или Москва последних Романовых. Или же мы идём маршрутами, которые посвящены деятелям искусства серебряного века, начиная от Маяковского и заканчивая Дягилевым.
Сделать интересный тематический маршрут - это высший пилотаж для гида!» - уже после прогулки, сидя за столиком в кафе, рассказал мне Евгений Степанов.
- А как родилась идея маршрута про куртизанок?
- Так вышло, что я влюблён в историю нашей страны конца XVII столетия и конца XIX столетия. Эти две эпохи очень похожи – в эти периоды Россия развивалась семимильными темпами.
А экономический бум всегда порождает бум интеллектуальный. К примеру, конец XIX века – время совершенно невероятное. Одновременно жили и творили Чехов, Горький, Дягилев, Стравинский, Шаляпин, Кандинский, Малевич… Плеяда!
Когда я читал дневники людей того времени - московского генерал-губернатора, князя Феликса Юсупова, его жены - Зинаиды Юсуповой, многих московских меценатов – таких, как Павел Третьяков и Савва Мамонтов, я обнаружил целый пласт истории столицы, связанный с этой довольно пикантной темой.
Так появился этот «фривольный» маршрут.
- А на какие ещё экскурсии сейчас можно записаться в «Гуляем по Москве»?
- «Мясницкая», «Варварка», «Московское метро», «Москва военная», «Коломенское», «Замоскворечье», «Дворец царя Алексея Михайловича», «Сергиев Посад», «Москва молодая», «Семь мостов», «Русская Палестина», экскурсии по набережным...
На данный момент есть 13 моих авторских маршрутов. На подходе – «Измайлово» и «Люблино». А всего в нашем проекте уже около 90 экскурсий.
- Как можно попасть к вам в команду?
- У претендента должна быть официальная аккредитация гида по Москве, а предлагаемый маршрут должен быть оригинальным. Я лично провожу прослушивание каждого потенциального экскурсовода.
Совсем недавно запустил на нашей площадке «Школу гида». Хочу подготовить нескольких учеников, чтобы уже летом они сами смогли провести премьерные экскурсии. Некоторых, конечно, оставлю в проекте.
- «Гуляем по Москве» так и останется бесплатным проектом?
- Фишка как раз и заключается в том, что мы существуем за счёт чаевых. И, да: 85 % наших экскурсий точно останутся бесплатными.
Но, кстати, вообще-то, у нас есть и платные маршруты. Они позволяют выживать: администрирование и поддержка сайта, работа редактора, ведение соцсетей – всё это, как вы понимаете, всё-таки требует определённых денег.
На бесплатных же экскурсиях весь гонорар в виде чаевых гид оставляет себе. Кстати, отмечу, что посещаемость нашего сайта очень хорошая.
Бывает, к нам заходят семнадцать тысяч оригинальных посетителей в день. И на экскурсиях всегда много людей. При том, что проекту чуть больше полугода. Мне кажется, это отличный результат.
- А как вы сформулировали цель вашего проекта?
- Научить жителей Москвы любить город, в котором они живут. Признаюсь, что поначалу сам я не нашёл с ним общего языка. Я родом из Чебоксар; там вырос, учился. Затем переехал в Германию, где доучивался. А вообще, в Чебоксарах я работал на телевидении, потом в пресс-службе...
Но в какой-то момент понял, что мне скучно в этом городе, и переехал в Москву – чтобы заново найти себя.
Первые полгода здесь я не мог найти работу. Оказалось, никому не нужны все мои «стажировки» в Америке, в Германии... И я устроился обычным корреспондентом на телевидении.
Постепенно дорос до шеф-редактора, затем ушёл в пресс-службу музея-заповедника Коломенское. Именно там я и понял, что обожаю рассказывать и делиться своими знаниями, особенно – знаниями о Москве и о её истории.
Зародилась идея вести экскурсии. Но сразу обнаружился миллион подводных камней: не всё так просто – нужно было окончить специальные курсы, получить аккредитацию, разработать маршруты. Да и пристроиться куда-то в этой сфере не так легко, потому что рынок переполнен.
Но Москва – такой город, где каждый может воплотить свою мечту. Я помню фразу своей первой начальницы, которая как-то сказала: «Ребята, засуньте-ка свои амбиции - понятно куда - и пашите!».
Тогда всё получится. Теперь это лозунг моей жизни. Так что проект «Гуляем по Москве» родился исключительно из большой любви к столице, и благодаря усердию.
Когда мои подруги, надув губки, заявляют: «Устала от Москвы!», я отвечаю: «Что значит - устала? В этом городе ты нашла замечательных друзей.
В этом городе ты получаешь удовольствие от жизни. Здесь столько интересного - история, архитектура, театры, клубы, выставки, рестораны, учёба, работа, развлечения…
Если ты «устала от Москвы», значит, ты устала от жизни, потому что Москва – это и есть жизнь!».
Комментарии
Комментариев пока нет