"Снег на экваторе": Потрясающий путеводитель по жизни Африки.
« НазадТекст: Олег Жуков, экономист-востоковед, помощник депутата Госдумы РФ
Есть такая поговорка: «Кто побывал хотя бы неделю за рубежом, пишет книгу воспоминаний; кто был месяц-два, вполне в силах написать статью или рассказ об увиденном; кто прожил несколько лет - ничего не может написать…» (Может, слишком много воспоминаний?)
Андрей Поляков опровергает это расхожее мнение.
В Африке дикие животные порой свободно ходят по городу.
Три года он обобщал, систематизировал, анализировал и осмысливал 12-летний опыт профессиональной журналистской деятельности на Африканском континенте.
И это не калька с диссертации, с которых в свое время писали научно-популярные книги и брошюры советские востоковеды и африканисты.
За очень редким исключением скукотища была просто зубодробительная! Конечно, куча историко-этнографических фактов, килограммы цифр и процентов, но, увы, практически ничего от тех книг моего студенческого периода в памяти не осталось.
Эх, такую бы книгу в ту пору!
Да, конечно, тогда была цензура, сильно давившая на искренность повествований и их качество, действовали высшие политические соображения: того не обидь - перебежит к империалистам, этого не трогай – друг СССР, и так далее…
О странах можно было писать только хорошее, если страна – друг, или только плохое, если она находилась под влиянием капиталистического формата существования. Джулиус Ньерере, Роберт Мугабе, Джомо Кениата, Нельсон Мандела, ну и, конечно, африканский чикатило Бокасса – бесконечные и беспокойные друзья и враги бывшей советской империи….
В вихре танца. Что-что, а танцевать африканцы любят.
Книга Андрея Полякова "Снег на экваторе" разбита на четыре больших раздела. Каждый из них кристаллизует одну тему – темы предельно осмысленны, насыщены знанием материала, подкреплены встречами как с местными знаменитостями (поэтами, музыкантами, архитекторами), так и с простыми людьми (гидами, псевдо-масаями, фермерами-чаеводами, «потрошителями» туристов и прочим интересным людом, коим так особенно богаты бедные страны континента). Автор охватил намного более чем 12-летний период истории современной восточной и юго-восточной Африки.
Слоны ходят семьями и всегда защищают малышей, помещая их в середину.
Даю подсказку: если хотите «легкого чтива», переходите сразу к третьей части (и далее) книги – она предельно живая, деликатно затрагивает самые интимные, в прямом смысле этого слова, сферы жизни африканцев (узнать про такое – дорогого стоит!).
Но лучше сначала все-таки съесть «салат и основное блюдо», и лишь потом приступать к «десерту» - уверяю, вы получите гораздо большее наслаждение, потому что после прочтения первой части книги вы уже почувствуете себя почти знатоком Африки, и вторая часть станет заслуженной наградой за полученные в первой знания (а они того стоят!).
Розовые фламинго на озере Багория.
«Даже не знаю, с чем можно сравнить созерцание движущейся, колышущейся массы розовых фламинго, которые прореживают мелководье озер своими толстыми, кривыми клювами. Как и антилоп, порой их собираются сотни тысяч. Феерическое зрелище! Когда грациозные птицы взмывают в воздух, их румяное облако, постоянно меняющее форму, способно повергнуть в сумасшедший восторг любого, кто сохранил в душе хоть малую толику романтики и веры в добрые чудеса» (стр.421) – И таких метких и емких пассажей по всей книге разбросано немало.
Девушка-масайка.
Профессиональный взгляд «снайпера с фотоаппаратом», при этом без лишней фантазийности и фанатизма. Автор любит Африку трезво, как настоящий врач больного, прекрасно зная все ее достоинства и недостатки.
Вот, к примеру, зарисовка об одном из кварталов кенийской столицы: «Район примыкает к роскошным виллам, что не редкость в городе. Контраст между нищетой и богатством присущ многим столицам, но Найроби потрясает тем, что противоположности соседствуют бок о бок, без промежутков или хотя бы миллиметровых зазоров. К стене, окружающей фешенебельный торговый комплекс, могут спокойно привалиться хибары, сколоченные из случайных кусков фанеры, рядом с чистенькой виллой – гнить высокие кучи разлагающихся отходов, а через дорогу от дорогого отеля – расположиться чумазые землянки, вызывающие ассоциации с норами средневековых рудокопов» (стр. 107) – Вот такой африканский калейдоскоп-мозаика…
На слонов охотятся браконьеры. На браконьеров охотятся егеря Службы охраны дикой природы и изымают оружие, которое затем сжигается.
Весьма занимательны зарисовки из жизни традиционных обитателей саванн и городов континента - обезьян. Впрочем, позволю сделать небольшое отступление. Кто интересуется разного рода конспирологическими версиями, знает, что по одной из них вовсе не человек произошел от обезьяны (что, опять-таки в последнее десятилетие уже подвергнуто серьезному сомнению и даже научной критике), а наоборот – обезьяна от человека.
Собственно, не произошла: миллионы лет назад в результате межпланетных ядерных космических войн (осильте хотя бы с десяток страниц индийского эпоса «Мхаратбарата» или почитайте книги Владимира Шемшука) человечество, вернее, его остатки, в результате сильнейшего многолетнего радиационного фона планеты попросту деградировало, сохранив при этом, однако, не только животные инстинкты…
Вот поучительная зарисовка одного, далеко не единственного «обезьяньего» эпизода: «В особенно засушливое лето ватаге обезьян удалось сорвать распределение гуманитарной помощи. Операция прошла успешно благодаря отменной организации, которой могли бы позавидовать военнослужащие. Бабуины разбились на несколько групп, каждая из которых выполняла поставленную задачу. Одна – отвлекала внимание, другая – устрашала, издавая грозные крики и скаля длинные клыки, третья – забрасывала камнями, четвертая – внезапно и стремительно атаковала. Результатом образцово спланированной и безукоризненно исполненной операции стало то, что продукты питания, предназначавшиеся людям, досталась обезьянам» (стр.436).
Впрочем, во время встречи автора с известным африканским ученым Джейн Гудолл собеседники, к моему удивлению, очень долго, словно по наитию, ходили как раз вокруг этой «не эволюционной» версии, но кардинальные выводы сделать так и не решились. Что ж, всему свое время…
Краткая зарисовка еще одной встречи автора: «Седой 40-летний Майкл отрешенно сидел на матрасе и маленькими глотками пил из бумажного пакета любимый клубничный йогурт. При виде незнакомца он пересилил боль, сделал любезную гримасу и протянул пакет. Убедившись, что меня не мучает жажда, он поставил его в уголок и стал показывать свои игрушки…» Найдите этот эпизод на соседних страницах книги, будет интересно.
Нгони - родственники зулусов.
Мне вдруг подумалось: а можно бы было, допустим, снять фильм по этой книге? После долгих размышлений, к глубокому сожалению, я пришел к отрицательному ответу.
Разве получится восстановить десятки, сотни интереснейших встреч, интервью, бесед и споров с живыми людьми, в основном, неординарными, талантливыми, своеобразными, чудаковатыми и простыми.
Они смотрели автору в глаза, видели его неподдельный, не снисходительный интерес белого человека и… раскрывали перед ним душу, делились самыми сокровенными мыслями, смело высказывали то, что услышит далеко не каждый «мванзи» (презрительная кличка всех белых).
Можно, конечно, изобразить несколько постановочных встреч или интервью, но как передать дух, атмосферу, настоящую энергетику общения! Африканцы – народ эмоциональный, в беседе, особенно в споре, эмоции порой зашкаливают, руки дополняют речь, глаза сверкают или лукаво улыбаются.
Эта своеобразность поведения просто завораживает. Африканцы не только бесподобные танцоры, но и прирожденные ораторы – ну, спрашивается: откуда у них это?!
И тогда мне пришло в голову, что наилучшим отображением этого феерического калейдоскопа событий, людей, национальных парков, водопадов, городов было бы эпическое полотно в духе Ильи Глазунова, как минимум три на пять метров… (а ведь я не затронул и сотой части книги!)
Впрочем, видимо не случайно картины африканских мастеров зачастую тяготеют именно к эпическому, обобщенному, калейдоскопическому, что наглядно доказывают великолепные масштабные росписи на стенах музеев, административных зданий и просто открытые уличные панно.
Трудно уместить фантазию африканского художника в один портрет или простой пейзаж – он обязательно должен отобразить связь времен, эмоцию движения, дух момента, и все это – в собственной, оригинальной манере письма…
Андрей Поляков, автор книги "Снег на экваторе", и Олег Жуков, автор рецензии.
Андрею Полякову удалось, без преувеличения, создать эпическое полотно прошлого и бурлящего настоящего Африканского континента.
Он словно берет читателя за руку и вместе с ним переживает незабываемые годы работы в Африке. Книга – не путеводитель по городам, национальным паркам и историко-этнографическому прошлому, эта книга – путеводитель по ЖИЗНИ Африки во всех ее противоречиях, своеобразии и исключительности.
Страноведческая литература (особенно по странам Африки и Дальнего Востока) совсем не балует нашего читателя, а тут вдруг такой подарок! Выражаю от себя лично глубокое уважение и благодарность Андрею Полякову за столь фундаментальное и оригинальное произведение.
Уверен, после прочтения этой книги многие присоединятся к моему мнению.
Конфискованное у браконьеров оружие сжигается прилюдно и с большой помпой.