"Купец на все времена": Дягилев плакал над стихами Пушкина, умел любить и работать со страстью.
« НазадТекст: Екатерина Максимович
Фото: из личного архива Светланы Астрецовой
21 мая в 19.00 в кинотеатре «Иллюзион» при поддержке компании «НОРДНЕФТЕГАЗ» состоится премьера документального кинопроекта «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева».
Режиссёр и автор сценария: Светлана Астрецова, журналист телеканала «Культура», поэт.
Лента приурочена к 145-летию со дня рождения великого импресарио - создателя объединения «Мир искусства» и одноименного литературно-художественного журнала, «Русских сезонов» и «Русского балета» - Сергея Павловича Дягилева, которое отмечается в 2017-ом году
"Купец на все времена" стал дебютом Светланы в документальном кино. "Мне очень хотелось сделать фильм о Серебряном веке, моём любимом историческом периоде, охватив при этом и живопись, и литературу, и театральное искусство, так я пришла к фигуре Дягилева".
В картине в центре внимания — не только художественные находки Сергея Дягилева, о которых снято уже немало фильмов, но и его талант организатора, его открытия в области продюсирования, пиара и рекламы. То есть те области, в которых Дягилев был первопроходцем.
Сергей Павлович Дягилев (1872 - 1929).
«Человек страшный и обворожительный, он умел заставить плясать даже камни», - писал о нем Клод Дебюсси.
А Жан Кокто отмечал: «Это священный монстр, русский принц, которого жизнь устраивала только тогда, когда в ней происходили чудеса».
За кадром кинопроекта "Купец на все времена": Светлана вместе с оператором Андреем Тарасенко.
- Светлана, расскажите, пожалуйста, как появилась идея сделать фильм о Сергее Павловиче Дягилеве?
- У этого сценария довольно долгая история. Я написала его ровно пять лет назад, к 140-летию со дня рождения Сергея Дягилева. Это была моя дипломная работа, как раз тогда я заканчивала институт.
Мне очень хотелось сделать фильм о Серебряном веке, моём любимом историческом периоде, охватив при этом и живопись, и литературу, и театральное искусство.
К тому же, меня интересовали инструменты пиара и рекламы. Так я пришла к фигуре Дягилева, который был одним из первых русских продюсеров мирового уровня, и стала писать о нем сценарий «Купец на все времена».
Изначально это не был фильм-интервью. Это была стандартная картина, где закадровый текст, озвученный диктором, должен был чередоваться с небольшими вставками интервью экспертов.
Защитив диплом, я стала искать возможности снять этот фильм. Но когда мы с кем-то из продюсеров начинали считать стоимость всего, что я описала в сценарии, становилось ясно, что сумма огромная и достать ее на документальный фильм практически невозможно.
Тогда, чтобы как-то удешевить производство, я придумала историю с виртуальным музеем и решила сделать фильм в формате интервью, где о Дягилеве будут рассуждать несколько современных «дягилевых».
Мне кажется, кино от этого не пострадало, а, может быть, даже выиграло. Я бы сама не сумела рассказать о Дягилеве так художественно и увлекательно, как это сделали Эдвард Радзинский, Николай Цискаридзе и Александр Васильев.
Кстати, режиссер Андрей Кончаловский в одном из своих интервью как-то сказал, что искусству всегда должно немного не хватать денег, тогда приходят самые интересные решения.
И вот в дягилевский год заявку на этот проект поддержало Министерство культуры Российской Федерации, и благодаря финансовой поддержке министерства сценарий превратился в фильм.
Семья Дягилевых: Сергей Дягилев (справа), Елена Валериановна Панаева - вторая жена отца, Юрий, отец - Павел Павлович и Валентин Дягилев. Фото: РИА Новости
Часть съёмок проходила в Музее-квартире А. Н. Скрябина в Москве.
- Расскажите, в каких местах проходили съемки?
- Наша группа снимала в Москве и Петербурге. А видео Парижа, Монте-Карло, Перми и Венеции пришлось поискать. По многим причинам у нас не было возможности отправиться в командировки. А делать кино без натурных съемок на одной хронике было бы скучно.
В фильме пролог и эпилог построен на очень красивых кадрах Венеции — это любимый город Дягилева, где он проводил свои отпуска и строил планы.
У меня есть очень талантливый друг Александр Браже. По профессии он музыкант, но как оператор любит снимать Венецию. Я позвонила ему. Оказалось, во время своих поездок он снял и отель, где умер Дягилев, и его излюбленные места...
Были даже кадры с грозой на кладбище, где Дягилев похоронен, и радуга над его могилой. Самое интересное, что в день смерти Дягилева в Венеции тоже была гроза. Все это вошло в фильм, получилось очень символично.
А вот съемок Парижа, Монако и Перми ни у кого из моих друзей не оказалось.
Тут на помощь пришел фейсбук: я разместила там объявление, что ищу операторов, которые могли бы выполнить задание дистанционно.
Неожиданно пришло огромное количество предложений.
Так что я серьезно подумываю написать в титрах благодарность Марку Цукербергу — основателю фейсбука. Это просто потрясающее изобретение.
Благодаря соцсети мы наши не только операторов, но и площадку для премьерного показа — кинотеатр «Иллюзион», множество партнеров премьеры и информационных спонсоров.
А сейчас начали поступать и приглашения представить фильм на различных кинофестивалях.
Благодаря своему организаторскому таланту, безошибочному художественному вкусу, обострённому чувству новизны в искусстве Дягилев сумел привлечь к работе в своей антрепризе многих выдающихся артистов, композиторов, хореографов, дирижёров и художников.
Афиша фильма.
- Каким было ваше отношение к фигуре Дягилева до фильма и изменилось ли что-то в этом плане после съемок?
- Сначала Дягилев был для меня просто красивым мифом. Я писала о нем, как о легенде, отвлеченно, восхищаясь его делом и его талантом. И он мне представлялся неунывающим плутоватым персонажем вроде Остапа Бендера.
По воспоминаниям современников, он старался всегда ослепительно выглядеть, казаться шикарным, самоуверенным, успешным.
Носил на людях эту маску. Но когда я стала читать его письма, поняла: несмотря на внешний лоск, он был фигурой глубоко трагической.
Он жил в эпоху войн и революций, был вынужден оставить Россию, постоянно находился на грани разорения и каким-то чудом спасал свою антрепризу.
Когда читаешь его переписку, трудно поверить, что один человек решал такое количество проблем.
При этом он был невероятно впечатлительным и ранимым, боготворил искусство.
Мог плакать над стихами Пушкина, умел любить и работать со страстью.
Один из участников съёмок - историк моды и телеведущий Александр Васильев.
- Каково это - чувствовать себя режиссёром и быть ответственным за весь съёмочный процесс?
- Это огромное счастье, этот проект стал для меня наркотиком. Я обожаю чувство ответственности, меня оно окрыляет и дает силы работать даже тогда, когда давно должны были «сесть батарейки».
Так получилось, что здесь, в случае с "Купцом на все времена", я была режиссером, автором сценария, исполнительным продюсером и пиарщиком в одном лице. И это, конечно, бесценный опыт.
Что касается ответственности, то, мне кажется, нужно, чтобы ее чувствовал не только режиссер, но и все участники.
Есть известная поговорка «незаменимых нет». Так говорить людям нельзя. Если ты понимаешь, что заменим, и твою работу может выполнить любой, зачем стараться?
На съемках я убеждала каждого участника, что он незаменим, неповторим и очень нужен. Что только он может сделать то, чего не умею и не могу сделать я.
Тогда люди начинают чувствовать свою значимость и очень стараются. Кино - это коллективное дело.
И если, допустим, звукоинженер при записи интервью допустит ошибку, звук запишется с браком, и тогда даже самый талантливый режиссер не сможет это исправить.
Или, если осветитель плохо выставит свет, идеально продуманный кадр станет попросту некрасивым. На съемках ассистент не менее важен, чем режиссер.
Писатель Эдвард Радзинский не впервые принимает участие в проектах Светланы Астрецовой.
- Собираетесь ли вы продолжить тему Дягилева и, может быть, снять фильмы об участниках его антерпризы, чтобы это составило некий мини-сериал про Дягилевские сезоны?
- Мне бы очень хотелось продолжить свою работу в документальном кино. Хотя я прекрасно понимаю: уже то, что удалось сделать фильм о Дягилеве - колоссальное везение и чудо.
Но, если помечтать, то мне было бы интересно снять фильм об Академии русского балета имени Вагановой, где мы проводили съемки в связи с проектом о Дягилеве. Я была очарована теплым приемом, который нам там оказали, и атмосферой этого легендарного места.
В следующем году у Академии юбилей - 280 лет со дня основания.
Мне было бы хотелось снять кино о ее прошлом и настоящем. Сейчас я как раз начинаю поиски финансирования на этот проект, если удастся реализовать — буду счастлива.
С Николаем Цискаридзе, ректором Академии русского балета имени Вагановой.