ОКНО В РОСТОВ ВЕЛИКИЙ: Ёж Петрович и другие обитатели дома Топорковых.
« НазадТекст: Наталия Лескова
Фото: автора и из архива семьи Топорковых
В селе Петровское неподалеку от Ростова Великого есть необычный дом семьи Топорковых, в котором вот уже более десяти лет действует частный музей.
Да не просто музей, а целый музейный комплекс, который год от года растет и расширяется, удивляя тематическим разнообразием, заставляя каждый день стягиваться сюда отдельных путешественников и целые автобусы туристов из Ростова, Ярославля, Москвы и других городов.
Юлия и Владимир Топорковы - необычайно талантливые люди и гостеприимные хлебосольные хозяева.
А начиналось всё с мастерской «Древо», где Юлия и Владимир Топорковы создавали живописные и иконописные работы.
Юлия – профессиональный художник-иконописец, окончила Художественно–графический факультет Костромского государственного университета, Владимир – выпускник Ярославского педагогического университета, много лет проработавший учителем словесности в средней школе.
Но для иконописных работ Юлии требовались резные киоты, и пришлось осваивать резьбу по дереву.
Получались произведения столь колоритные и необычные, что постепенно пошли заказы.
Однажды Владимиру поступило предложение от настоятеля местного храма протоиерея о. Еливферия (Колодезного) выполнить необычный заказ – изготовить резную церковную утварь в храм св. апостолов Петра и Павла в Петровском.
С этой задачей он успешно справился. Всю душу вложил в это дело.
Благословение батюшки заниматься ремеслом укрепило и вдохновило Владимира на работу с деревом, творческую и трудную, но благодарную.
С тех пор подобных предложений было немало – иконостас в Казанском храме в с. Заозерье Углического района, оклады для икон в Храме Входа Господня в Иерусалим (Ростовский Кремль), в домовой церкви при онкологическом отделении областной больницы Ярославля, Храме Святой Троицы на святой горе Валдай (Санкт-Петербург), Храме Успения Божией Матери с. Вепрева Пустынь, Кирилло-Афанасьевском монастыре в Ярославле…
Все эти работы для Владимира стали настоящим откровением, дорогой в духовный мир.
Отважный Ёж Петрович
Заработанным деньгам быстро нашли применение, Топорковы задумали осуществить давнюю мечту – открыть у себя дома Музей Ежа Петровича, где главным героем стал колючий зверёк, особо почитаемый в этих краях.
Теперь музейное пространство занимает целый надстроенный этаж.
Почему ёж? В основе экспозиции лежит древнее предание о том, что однажды проезжала мимо села Петровское Екатерина Великая, императрица Российская, и на мосту, который позже назвали Государевым, совершила вынужденную остановку: у кареты сломалась ось, и пока шёл ремонт, местный ёжик пробрался на аудиенцию к Императрице и выхлопотал для многочисленной ежиной семьи, да и для всех петровчан, целую берёзовую рощу, которую в народе стали называть Ежовкой.
С тех пор народная молва хранит историю о том, что повелела Царица-Мать посадить в Петровске берёзовую рощу, аж в 64 гектара, заложить Петропавловский храм с английскими часами, которые показывают точное время по сей день, и дать селу статус уездного города.
А отважного колючего зверька, который вышел навстречу самой императрице, с тех пор уважительно прозвали Ежом Петровичем.
От финифти до шунгита
В необычном музее «живут» ежи из самых разных материалов со всего света – янтарные с Балтики и шунгитовые из Карелии, из уральского селенита и из заморских раковин и кораллов, из строительной пены и императорского фарфора, сотни мягких ёжиков из всевозможных тканей и меха – и твердые из стекла и гранита, в стиле «Гжель» и «Финифть»…
Но, пожалуй, самые популярные постояльцы – живые африканские белобрюхие ежи, поселившиеся здесь недавно.
С тех пор они успели уже несколько раз дать потомство, и крошечные умильные ежата с мягкими иголками, которых разрешают брать на руки и гладить, – это самое удивительное и замечательное приключение, которое радостно переживают все без исключения гости музея.
Кстати, знаете ли вы, что ежи издревле проживали совместно с человеком, служа лучшим средством защиты от мышей?
В допетровские времени на Руси было не принято держать дома кошек, а вот ежей любили и привечали.
Для их переноски использовались специальные толстые рукавицы. Отсюда и выражение «держать в ежовых рукавицах».
Каша из топора
Полгода назад Топорковым удалось осуществить еще одну мечту – открыть музей топора, которые Владимир собирает всю сознательную жизнь.
«Это дань фамилии, доставшейся от предков, а их давали не зря, – говорит он. – Топорков – тот, кто топор куёт. А без топора жизнь всегда была невозможна: не зря топор – символ созидания».
Сегодня в коллекции около 700 топоров. Самый древний – из каменного века. Ему около 150 тысяч лет.
Боевые, метательные, плотницкие, столярные, пожарные и прочие топоры самых разных форм, возрастов и назначений Владимир приобретает на разнообразных аукционах, у коллекционеров. Некоторые настолько недешевы, что он даже цену называть не хочет – стесняется.
Оказывается, через историю топора можно познавать всемирную историю – слушать про завоевания конкистадоров, Чингисхана или Александра Македонского, знакомиться с метательными орудиями дальнего боя средневековой Европы, топорами палачей и теми, без которых не обходилось строительство деревянных храмов на Руси, украшение жилищ разнообразными элементами декора, иной раз настоящими произведениями искусства.
Топор мог представать и грозным оружием, и орудием охоты, позволяющим добыть пищу, и незаменимым предметом в созидании человеческого быта.
А уж современные топоры, соединяющие в себе десятки функций, вовсе поражают воображение.
Сегодня Топорковы проводят в своём домашнем музее множество потрясающих экскурсий и мастер-классов.
Они лепят ёжиков из мукосола, раскрашивают пряники, пекут пироги, варят кашу из топора и учат резьбе по дереву, что для многих современных мальчишек и девчонок, привыкших жить в виртуальном мире, становится большим потрясением.
Окно в духовный мир
Но самое ценное, сакральное для самих хозяев знание, которым они готовы поделиться, – это посещение иконописной мастерской с мастер-классом по золочению.
Во время этого занятия Юлия и Владимир знакомят гостей с историей, символикой и техникой иконописи, рассказывают, как создаётся икона: сначала делается доска из липы с дубовыми шпонками, с ковчегом – углублением в доске, потом она проклеивается несколько раз специальным мездровым клеем.
Затем приклеивается льняная паволока, поскольку лён нетленен, а потом доска левкасится меловым клеевым составом с добавлением мёда и льняной олифы.
После высыхания шлифуется до состояния стекла, а потом делается прорись карандашом или углём.
Весь этот крайне непростой, трудоемкий процесс сопровождается золочением нимбов или фона, а потом уже наносится так называемая роскрышь – необычное цветовое решение.
Письмо многослойное, со светами и плавями – это специальные художественные приёмы в иконописи.
«А вообще в изготовлении иконы 33 ступени по числу лет Иисуса Христа, каждый этап символичен и несёт глубокий духовный смысл, – объясняет Юлия. – Именно такая икона считается канонической, служит окном в Горний Мир. Икона – это не просто произведение искусства, но и проводник Божественного Света. Как окно проводит свет в наш мир, так и икона проводит в нашу жизнь Свет духовный».
«В основе нашего творчества – следование традициям лучших мастеров прошлого и соблюдение технологических особенностей и канонов православного иконописания, – поясняет Владимир. –
Поэтому мы стараемся представить все виды иконописных работ – мерные иконы, изображающие ростовую фигуру святого, в честь которого наречён младенец при Святом Крещении; именные иконы, изображающие святых, в честь которых нарекаются младенцы; венчальные пары и другие образы Спасителя и Богородицы; семейные и праздничные иконы и так далее».
У Топорковых пятеро детей. Младшей дочке четыре года, старшая недавно вышла замуж. «Зять – химик-технолог с высшим образованием, и он решил помогать нам, – улыбается Юлия. – То есть, дочка не ушла из семьи, а пополнила нашу семью».
Средние сыновья постоянно помогают родителям – проводят мастер-классы, наводят порядок в мастерской.
С Божьей помощью
Чего греха таить – открыть и содержать даже один частный музей – дело крайне хлопотное и непростое.
Однако Топорковым это не просто удается – они строят многочисленные планы на будущее, придумывают новые проекты, которые, уверена, тоже осуществятся.
Дом их не пустует ни дня, ворота постоянно стоят нараспашку, а двери гостеприимно открыты. Юлия встречает всех хлебом-солью, в русском сарафане, всегда с лучезарной, радостной улыбкой.
На первый взгляд, всё у них идёт без сучка и задоринки. Но это совсем не так.
Топорковым не удалось избежать многочисленных трудностей и искушений. Однако они живут дружно, творчески и щедро, не теряя жизнелюбия и веры в жизнь, всегда и во всем поддерживая друг друга.
«С Божьей помощью», – говорят сами Топорковы.