На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

ОКНО В РОСТОВ ВЕЛИКИЙ: Ёж Петрович и другие обитатели дома Топорковых.

« Назад

23.11.2019 23:34

Текст: Наталия Лескова

Фото: автора и из архива семьи Топорковых

 

В селе Петровское неподалеку от Ростова Великого есть необычный дом семьи Топорковых, в котором вот уже более десяти лет действует частный музей.

Да не просто музей, а целый музейный комплекс, который год от года растет и расширяется, удивляя тематическим разнообразием, заставляя каждый день стягиваться сюда отдельных путешественников и целые автобусы туристов из Ростова, Ярославля, Москвы и других городов.  

 

img_0666.jpg

Юлия и Владимир Топорковы - необычайно талантливые люди и гостеприимные хлебосольные хозяева.

 

А начиналось всё с мастерской «Древо», где Юлия и Владимир Топорковы создавали живописные и иконописные работы.

Юлия – профессиональный художник-иконописец, окончила Художественно–графический факультет Костромского государственного университета, Владимир – выпускник Ярославского педагогического университета, много лет проработавший учителем словесности в средней школе.

Но для иконописных работ Юлии требовались резные киоты, и пришлось осваивать резьбу по дереву. 

Получались произведения столь колоритные и необычные, что постепенно пошли заказы.

 

img_20190227_110129.jpg

 

Однажды Владимиру поступило предложение от настоятеля местного храма протоиерея о. Еливферия (Колодезного) выполнить необычный заказ – изготовить резную церковную утварь в храм св. апостолов Петра и Павла в Петровском. 

С этой задачей он успешно справился. Всю душу вложил в это дело. 

Благословение батюшки заниматься ремеслом укрепило и вдохновило Владимира на работу с деревом, творческую и трудную, но благодарную.    

С тех пор подобных предложений было немало – иконостас в Казанском храме в с. Заозерье Углического района, оклады для икон в Храме Входа Господня в Иерусалим (Ростовский Кремль), в домовой церкви при онкологическом отделении областной больницы Ярославля, Храме Святой Троицы на святой горе Валдай (Санкт-Петербург), Храме Успения Божией Матери с. Вепрева Пустынь, Кирилло-Афанасьевском монастыре в Ярославле…

Все эти работы для Владимира стали настоящим откровением, дорогой в духовный мир. 

 

129616067_gap_60d_14185.jpg

 

Отважный Ёж Петрович  

 

Заработанным деньгам быстро нашли применение, Топорковы задумали осуществить давнюю мечту – открыть у себя дома Музей Ежа Петровича, где главным героем стал колючий зверёк, особо почитаемый в этих краях.

Теперь музейное пространство занимает целый надстроенный этаж.  

 

img_3736.jpg

img_3711.jpg

img_3737.jpg

 

Почему ёж? В основе экспозиции лежит древнее предание о том, что однажды проезжала мимо села Петровское Екатерина Великая, императрица Российская, и на мосту, который позже назвали Государевым, совершила вынужденную остановку: у кареты сломалась ось, и пока шёл ремонт, местный ёжик пробрался на аудиенцию к Императрице и выхлопотал для многочисленной ежиной семьи, да и для всех петровчан, целую берёзовую рощу, которую в народе стали называть Ежовкой.  

С тех пор народная молва хранит историю о том, что повелела Царица-Мать посадить в Петровске берёзовую рощу, аж в 64 гектара, заложить Петропавловский храм с английскими часами, которые показывают точное время по сей день, и дать селу статус уездного города. 

А отважного колючего зверька, который вышел навстречу самой императрице, с тех пор уважительно прозвали Ежом Петровичем.  

 

img_20190903_101216.jpg

img_20180912_192052_1.jpg

img_3739.jpg

 

От финифти до шунгита 

 

В необычном музее «живут» ежи из самых разных материалов со всего света – янтарные с Балтики и шунгитовые из Карелии, из уральского селенита и из заморских раковин и кораллов, из строительной пены и императорского фарфора, сотни мягких ёжиков из всевозможных тканей и меха – и твердые из стекла и гранита, в стиле «Гжель» и «Финифть»…  

 

img_3703.jpg

 

Но, пожалуй, самые популярные постояльцы – живые африканские белобрюхие ежи, поселившиеся здесь недавно.

 

img_20190424_102231.jpg

 

С тех пор они успели уже несколько раз дать потомство, и крошечные умильные ежата с мягкими иголками, которых разрешают брать на руки и гладить, – это самое удивительное и замечательное приключение, которое радостно переживают все без исключения гости музея.  

 

img_3721.jpg

 

Кстати, знаете ли вы, что ежи издревле проживали совместно с человеком, служа лучшим средством защиты от мышей?

В допетровские времени на Руси было не принято держать дома кошек, а вот ежей любили и привечали.

Для их переноски использовались специальные толстые рукавицы. Отсюда и выражение «держать в ежовых рукавицах».  

 

img_20190308_1833431111111.jpg

 

Каша из топора 

 

Полгода назад Топорковым удалось осуществить еще одну мечту – открыть музей топора, которые Владимир собирает всю сознательную жизнь.

«Это дань фамилии, доставшейся от предков, а их давали не зря, – говорит он. – Топорков – тот, кто топор куёт. А без топора жизнь всегда была невозможна: не зря топор – символ созидания».  

 

img_20190430_141702.jpg img_3755.jpg

 

Сегодня в коллекции около 700 топоров. Самый древний – из каменного века. Ему около 150 тысяч лет.

Боевые, метательные, плотницкие, столярные, пожарные и прочие топоры самых разных форм, возрастов и назначений Владимир приобретает на разнообразных аукционах, у коллекционеров. Некоторые настолько недешевы, что он даже цену называть не хочет – стесняется.  

 

img_20190430_141815.jpg img_3746.jpg

img_3747.jpg

img_3745.jpg img_3750.jpg

 

Оказывается, через историю топора можно познавать всемирную историю – слушать про завоевания конкистадоров, Чингисхана или Александра Македонского, знакомиться с метательными орудиями дальнего боя средневековой Европы, топорами палачей и теми, без которых не обходилось строительство деревянных храмов на Руси, украшение жилищ разнообразными элементами декора, иной раз настоящими произведениями искусства.  

 

img_3749.jpg

 

Топор мог представать и грозным оружием, и орудием охоты, позволяющим добыть пищу, и незаменимым предметом в созидании человеческого быта.

А уж современные топоры, соединяющие в себе десятки функций, вовсе поражают воображение.  

Сегодня Топорковы проводят в своём домашнем музее множество потрясающих экскурсий и мастер-классов. 

Они лепят ёжиков из мукосола, раскрашивают пряники, пекут пироги, варят кашу из топора и учат резьбе по дереву, что для многих современных мальчишек и девчонок, привыкших жить в виртуальном мире, становится большим потрясением.  

 

img_20190301_163801.jpg

30143440.jpg img_20181015_160145.jpg

img_20181116_100559.jpg

img_20190108_111049.jpg

img_3706.jpg

img_20190108_112400.jpg

 

Окно в духовный мир 

 

Но самое ценное, сакральное для самих хозяев знание, которым они готовы поделиться, – это посещение иконописной мастерской с мастер-классом по золочению.

Во время этого занятия Юлия и Владимир знакомят гостей с историей, символикой и техникой иконописи, рассказывают, как создаётся икона: сначала делается доска из липы с дубовыми шпонками, с ковчегом – углублением в доске, потом она проклеивается несколько раз специальным мездровым клеем.

Затем приклеивается льняная паволока, поскольку лён нетленен, а потом доска левкасится меловым клеевым составом с добавлением мёда и льняной олифы.

После высыхания шлифуется до состояния стекла, а потом делается прорись карандашом или углём.  

Весь этот крайне непростой, трудоемкий процесс сопровождается золочением нимбов или фона, а потом уже наносится так называемая роскрышь – необычное цветовое решение. 

Письмо многослойное, со светами и плавями – это специальные художественные приёмы в иконописи.

 

img_3781.jpg

 

«А вообще в изготовлении иконы 33 ступени по числу лет Иисуса Христа, каждый этап символичен и несёт глубокий духовный смысл, – объясняет Юлия. – Именно такая икона считается канонической, служит окном в Горний Мир. Икона – это не просто произведение искусства, но и проводник Божественного Света. Как окно проводит свет в наш мир, так и икона проводит в нашу жизнь Свет духовный». 

«В основе нашего творчества – следование традициям лучших мастеров прошлого и соблюдение технологических особенностей и канонов православного иконописания, – поясняет Владимир. –

Поэтому мы стараемся представить все виды иконописных работ – мерные иконы, изображающие ростовую фигуру святого, в честь которого наречён младенец при Святом Крещении; именные иконы, изображающие святых, в честь которых нарекаются младенцы; венчальные пары и другие образы Спасителя и Богородицы; семейные и праздничные иконы и так далее».  

У Топорковых пятеро детей. Младшей дочке четыре года, старшая недавно вышла замуж. «Зять – химик-технолог с высшим образованием, и он решил помогать нам, – улыбается Юлия. – То есть, дочка не ушла из семьи, а пополнила нашу семью». 

Средние сыновья постоянно помогают родителям – проводят мастер-классы, наводят порядок в мастерской.  

 

img-20190308-wa0087.jpg

 

С Божьей помощью

 

Чего греха таить – открыть и содержать даже один частный музей – дело крайне хлопотное и непростое.  

Однако Топорковым это не просто удается – они строят многочисленные планы на будущее, придумывают новые проекты, которые, уверена, тоже осуществятся. 

 

img_20190108_114153.jpg

 

Дом их не пустует ни дня, ворота постоянно стоят нараспашку, а двери гостеприимно открыты. Юлия встречает всех хлебом-солью, в русском сарафане, всегда с лучезарной, радостной улыбкой.   

На первый взгляд, всё у них идёт без сучка и задоринки. Но это совсем не так.

Топорковым не удалось избежать многочисленных трудностей и искушений. Однако они живут дружно, творчески и щедро, не теряя жизнелюбия и веры в жизнь, всегда и во всем поддерживая друг друга. 

«С Божьей помощью», – говорят сами Топорковы.

 

img_3790.jpg


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: